Решение по делу № 2-3618/2020 от 11.08.2020

Дело 2-3618/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2020 года          г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в составе:

председательствующего судьи - Сахновской О.Ю.,

при секретаре судебного заседания – Новгородцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко А. А., Шевченко О. В. к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании права совместной собственности на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Шевченко А.А., Шевченко О.В. обратились в суд с иском Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании права совместной собственности на жилой дом, площадью 323, 7 кв.м., расположенный по адресу (адрес). В обоснование иска указали, что в марте 2018 года истцы приобрели в совместную собственность объект незавершенного строительства, расположенный по адресу (адрес) земельный участок с кадастровым номером (№), занимаемый указанным объектом недвижимости. (дата) в разрешение на строительство, которое было выдано прежнему собственнику, были внесены изменения и истцу было разрешено строительство в срок до (дата). Строительство объекта было окончено к указанной дате, за исключением внутренней отделки некоторых помещений. В январе 2020 года истец обратился в Администрацию города Комсомольска-на-Амуре с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилого строительства. Уведомлением от (дата) ему сообщили, что уведомление оставлено без рассмотрения по причине того, что уведомление об окончании строительства объекта поступило по истечении десяти лет после выдачи первому собственнику разрешения на строительства. Полагает, что данное обстоятельство не может служить причиной для окончания оформления построенного дома, который был построен в соответствии с законом. Согласно техническому плану объекта недвижимости - индивидуальный жилой дом общей площадью 323,70 кв. метров расположен в границах земельного участка с кадастровым номером: (№) по адресу г(адрес). Год завершения строительства 2018. Согласно п.1 ст. 222 ГК, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно отчета по инженерно-техническому обследованию строительных конструкций объекта ООО «Альтернатива» указано, что на основании проведенного технического обследования конструктивных элементов объекта выявлено, что состояние конструкций объекта соответствует требованиям строительных норм и правил. Поскольку спорный дом построен на земельном участке, который принадлежит истцам на праве собственности с разрешенным использованием- под строительство индивидуального жилого дома, перед строительством было получено разрешение на строительство, в силу ст. 218 ГК РФ истцы полагаю, что приобрели право собственности на спорный объект недвижимости, в связи с чем обратились с настоящим иском в суд.

Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.

В судебное заседание истцы Шевченко А.А., Шевченко О.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлению истец Шевченко А.А. просил рассматривать дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истцов.

В судебном заседании представитель истца Шевченко А.А.Хорышева А.В., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала, дала пояснения соответствующие изложенному выше. Дополнительно пояснила, что истцы основывают свои требования на положениях ст. 222 ГК РФ, поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом находится в собственности истцов, получено разрешение на его строительство, построенный объект не нарушает права и законные интересы граждан проживающих в нем, так и окружающих. Строительство объекта было окончено в 2018 году, о чем составлен акт, однако сведения о подтоплении земельного участка внесены лишь в 2019 году. Просила требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Комсомольска-на-Амуре Пырькова О.С., действующая на основании доверенности, требования не признала, указала, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденным решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата) (№), а также сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии указанный земельный участок частично расположен в границе зоны затопления на территории г. Комсомольска-на-Амуре (территория, затапливаемая при максимальном уровне воды 1-процентной обеспеченности), в которой строительство индивидуальных жилых домов запрещено. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).В силу подпункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Из содержания пункта 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (№) (далее - Правила), следует, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. К числу таких ограничений, в частности, относится нахождение земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации). По материалам дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером (№) отнесен к зоне затопления, на него распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий (пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации). Основания для признания права собственности на спорный объект отсутствуют, поскольку земельный участок, в границах которого расположен объект недвижимости, находится в зоне с особыми условиями использования территории, строительство индивидуального жилого дома было окончено после внесения в ЕГРН сведений о границах зоны с особыми условиями.

Представитель 3-его лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно частям 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с частями 1,2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п.2 ст. 222 ГК РФ). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст. 222 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 г., признание права собственности на самовольную постройку (реконструированный объект) в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.

Вступившие в законную силу судебные решения о признании права собственности на самовольную постройку, реконструированный объект являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В судебном заседании установлено, что на (дата) ФИО было выдано разрешение № (№) на строительство индивидуального жилого дома со встроенным гаражом расположенного по адресу: (адрес) Срок действия разрешения составлял до (дата).

На основании договора купли-продажи от (дата) в совместную собственность Шевченко А.А. и Шевченко О.В. был приобретен земельный участок площадью 991+/- 11 кв.м. с кадастровым номером (№) и объект незавершенного строительства индивидуальный жилой дом, 12% готовности с кадастровым номером (№), расположенные по адресу: (адрес). Право совместной собственности за истцами было зарегистрировано в ЕГРН.

(дата) в связи с приобретением объекта незавершенного строительства и земельного участка администраций г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края было внесено изменение в разрешение на строительство № (№) от (дата), а именно разрешение выдано на имя Шевченко О.В. и Шевченко А.А., продлен срок его действия до (дата).

Далее судом установлено, что с момента приобретения земельного участка и объекта незавершенного строительства в марте 2018 года, истцом возведен индивидуальный жилой дом.

Из акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструированного объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ следует, что работы по монтажу фундамента, возведению стен, кровли по (адрес) начаты застройщиком Шевченко О.В. (дата) и окончены (дата).

Согласно техническому плану здания, по состоянию на (дата), объект недвижимости- индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) имеет три этажа, общей площадью 323,7 м2, год постройки 2019. При этом, указанный объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (№).

(дата) Шевченко О.В. и Шевченко А.А. отказано во внесение изменений в разрешение на строительство (№)-и от (дата) в части уточнения кратких проектных характеристик и продлении срока разрешения на строительство, поскольку срок действия разрешения на строительство истек.

Из заключения «По результатам технического обследования трехэтажного жилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (№) по (адрес)», выполненного ООО ИКФ «Альтернатива» (дата) следует, что объект обследования по своим функциональным характеристикам, конструктивным и объемно-планировочным решениям отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальным одноквартирным жилым домам для проживания одной семьи. Месторасположение индивидуального жилого дома для проживания одной семьи, расположенного в градостроительной зоне города Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки) на земельном участке с кадастровым номером (№), соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ, СП 42.1330.2016, СП 55.13220.2011, СП 30-102-99 и СанПин 2.(дата)-96 и Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». По результатам технического обследования с учетом требований действующих технических регламентов установлено, что трехэтажное жилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером (№) по (адрес), (адрес), возможно безопасно эксплуатировать в качестве индивидуального одноквартирного отдельно стоящего жилого дома с встроено-пристроенным гаражом при соблюдении соответствующего назначению здания режима эксплуатации. Угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, проживающих в индивидуальном жилом доме, а также угрозы повреждения целостности дома и (или) его конструкций - отсутствует. Механическая безопасность (т.е. состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части) Объекта обследования согласно ГОСТ 31937-2011 обеспечивается.

Также в судебном заседании исследованы и приняты во внимание заключение филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» в городе Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе от (дата) (№) о соответствии индивидуального жилого дома по адресу г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес) после постройки СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», заключение ИП ФИО (№)-э от (дата) о соответствии указанного жилого дома требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами и технических регламентах, нормативным документам по пожарной безопасности.

Таким образом, данный объект недвижимости возведен на земельном участке, отведенном для целей строительства индивидуального жилого дома, соответствует своему целевому назначению, строительным и санитарным нормам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, требований о сносе строения ответчиком не заявлялось, каких-либо притязаний на спорный объект недвижимости не имеется, права третьих лиц на указанное жилое помещение не установлены, права третьих лиц возведением жилого дома не нарушены, спорный объект был возведен собственником земельного участка, спора в отношении владения и пользования объектом не имеется.

Доказательств наличия каких-либо существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при строительстве и реконструкции данного объекта, материалы дела не содержат.

Ссылки ответчика в возражениях о том, что в соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок находится в границах зон затопления, подтопления, строительство и реконструкция на нем не допускается, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Земельный участок предоставлен на законных основаниях именно для строительства жилого дома и соответствует градостроительному регламенту зоны.

В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Согласно части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

В материалах дела отсутствуют сведения о нахождении земельного участка, расположенного по (адрес) в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах. В представленной ответчиком выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок, расположенный по (адрес) по состоянию на (дата), сведения о нахождении земельного участка в границах зоны затопления (подтопления) не отражены.

Исходя из баланса интересов сторон, принимая во внимание, что возведение спорного объекта недвижимости не направлено на увеличение неблагоприятных последствий для ответчика, на защиту от которых направлены положения статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, по доводам ответчика, судом не усматривается.

Более того, как указано выше, истцами в соответствии с действующим законодательством было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома по (адрес), указанное разрешение не отменено, незаконным не признано. Жилой дом возведен истцами в 2018 году, что не оспаривалось ответчиком и подвержено актом, т.е. в установленные сроки до окончания срока действия разрешения на строительство, выданное администрацией города.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать за Шевченко А.А., Шевченко О.В. право совместной собственности на жилой дом, площадью 323, 7 кв.м., расположенный по адресу (адрес), как самовольную постройку.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шевченко А. А., Шевченко О. В. - удовлетворить.

Признать за Шевченко А. А., Шевченко О. В. право совместной собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 323,7 кв.м, расположенный по адресу: (адрес), в границах земельного участка (№).

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

Судья О.Ю. Сахновская

2-3618/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Олеся Владимировна
Шевченко Андрей Анатольевич
Ответчики
Администрация города Комсомольска-на-Амуре
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
Хорошева Анна Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Сахновская Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
centralny.hbr.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Подготовка дела (собеседование)
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее