Решение по делу № 2-5598/2018 от 01.10.2018

Дело № 2-5598/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2018 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,

при секретаре судебного заседания Фунтусовой Д.Г.,

с участием истцов Калашниковой В.Ю., действующей за себя и как законный представитель Калашникова А.В., Калашникова В.А., действующего за себя и как представитель по доверенности Калашникова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Калашникова В.А., Калашникова В.Ю., Калашникова М.В., Калашникова А.В. к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании права на получение выплат, включении в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, выплате указанных средств,

УСТАНОВИЛ:

Калашниковы обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истцы постоянно проживают в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, попавшем в зону подтопления в связи с паводком, вызванном прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края сильными дождями.

Вместе с тем, администрацией Центрального административного района городского округа «Город Чита» Калашниковы не были включены в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием подтверждения факта частичной или полной утраты имущества первой необходимости.

Данное обстоятельство является препятствием для реализации предоставленного им права на возмещение ущерба вследствие чрезвычайной ситуации природного характера. Установление факта полной (частичной) утраты имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации подтвержден актом обследования.

Просили признать за ними право на получение финансовой помощи, обязать включить в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости.

В настоящем судебном заседании истцы Калашникова В.Ю., действующая за себя и как законный представитель Калашникова А.В., Калашников В.А., действующий за себя и как представитель по доверенности Калашникова М.В., заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Ответчики Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание своих представителей не направили, в судебное заседание поступили соответствующие письменные отзывы.

Ответчики УМВД России по Забайкальскому краю, Министерство финансов Забайкальского края, администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита», надлежаще извещенные о дате и месте слушания дела, в настоящее судебное заседание не явились, причин не явки суду не сообщили.

В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Статьей 18 вышеуказанного федерального закона предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Подпункт «г, д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

При этом 30 мая 2018 года постановлением Правительства РФ № 627 введен в действие п. 2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации и частично или полностью утратили имущество первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 2.1 Правил (введен в действие постановлением Правительства РФ № 627 от 30 мая 2018 года) критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования."

Согласно п. 1.1 вышеназванных Правил к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Под частичной утратой имущества первой необходимости понимается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Под полной утратой имущества первой необходимости приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.

Судом установлено, что постановлением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что истцам Калашникову А.В. и Калашникову М.В. на основании Свидетельства о государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности (1/2) принадлежит жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Право собственности зарегистрировано в установленном порядке 20.10.2014г.

Как следует из справки от 26.09.2018г., выданной администрацией Центрального административного района городского округа «Город Чита» по вышеназванному адресу зарегистрированы: с 12.08.2014г. Калашникова В.Ю., Калашников М.В., Калашников А.В. и с 24.07.2017г. Калашников В.А.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что земельный участок по вышеназванному адресу и расположенный на нем дом попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года, составленный ДД.ММ.ГГГГ комиссией, имущество первой необходимости у пострадавшего Калашниковой В.Ю. и членов ее семьи Калашникова В.А. (супруга), Калашникова М.В. (сын) и Калашникова А.В. (сын) утрачено полностью – 2 шт., частично - 1 шт.

При этом отражено в качестве полностью утраченного имущества насос для подачи воды, стационарная кирпичная печь, в качестве частично утраченного имущества – котел отопительный.

При этом на обращение истцов для включение в списки граждан, имеющих право на денежную компенсацию, администрацией Центрального административного района городского округа «<адрес>» выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения в данные списки на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с неустановлением частичной или полной утраты Калашниковыми имущества первой необходимости.

Рассматривая доводы истцов о наличие в указанном выше акте трех частично (полностью) утраченных предметов первой необходимости, суд полагает их основанными на неверном толковании норм права.

Исходя из критериев отнесения утраченных вещей к имуществу первой необходимости, отраженных в п. 1.1 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, суд приходит к выводу, что при наличии зафиксированного факта частичной утраты отопительного котла факт утраты стационарной кирпичной печи, используемой по пояснениям истцов в случаях поломки основной системы отопления, не имеет юридического значения, поскольку такое имущество не может быть отнесено к предметам первой необходимости.

Кроме того, судом отклоняются доводы истцов об утрате циркуляционного насоса системы отопления, который находился в момент обследования в затопленном состоянии, поскольку акт обследования был подписан без замечаний Калашниковой В.Ю.

Из анализа действующего законодательства, следует, что целью оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края в 2018 году за утраченное имущество первой необходимости, является государственная поддержка тем гражданам, которые потеряли основное свое имущество в результате наводнения.

Из указанного следует, что администрацией обоснованно отказано истцам во включении в соответствующие списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, поскольку не был подтвержден факт утраты 3 предметов первой необходимости.

Одновременно суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания истцов в жилом <адрес> по адресу <адрес>, <адрес>, подтвержденный документально в судебном заседании, не имеет юридического значения при изложенных выше обстоятельствах.

Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Калашникова В.А., Калашникова В.Ю., Калашникова М.В., Калашникова А.В. к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании права на получение выплат, включении в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, выплате указанных средств, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента оглашения путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья                     Д.П. Сергеева

2-5598/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Калашников Максим Викторович
Калашникова Вероника Юрьевна
Калашников Виктор Александрович
Информация скрыта
Ответчики
Администрация Центрального административного района ГО "Город Чита"
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Сергеева Дарья Павловна
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
01.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2018Передача материалов судье
03.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2018Судебное заседание
16.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019Дело оформлено
09.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее