РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.03.2021 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-685/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №27 по Свердловской области к Константиновой ФИО5 о взыскании задолженности по уплате налогов, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №27 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Константиновой Н.Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога с физических лиц за 2014, 2015 гг. в размере 69 817 руб., пени в размере 16 685,19 руб. (на общую сумму 86 502,19 руб.) В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Константинова Н.Н. не исполнила обязанность по уплате налога в установленный законодательством срок, в связи с чем ей начислены пени, которые не уплачены. Административный истец просит взыскать с Константиновой Н.Н. задолженность по уплате налога, пеней.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Константинова Н.Н. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Судом установлено, что Константинова Н.Н. по данным ГИБДД является плательщиком транспортного налога, поскольку на нее зарегистрированы транспортные средства, признанные в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения.
Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» №40817810604900317040-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы по нему и основания для их использования.
Учитывая мощность двигателей принадлежащих должнику транспортных средств, налоговую базу в силу ст. 359 НК РФ, ставку налога, предусмотренную приложением к Закону Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» № 43-ОЗ от 29.11.2002 (вступил в силу с 01.01.2003), а также налоговый период по ст. 360 НК РФ, произведен расчет транспортного налога сумма налога за 2014 г. составила 39 462 руб., за 2015 г. составила 30 355 руб.
В порядке ст.75 НК РФ исчислены пени за неуплату налога в установленный срок в сумме 16 685,19 руб.
Налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить суммы налога, пени.
В отношении Константиновой Н.Н. выставлено требование от 14.10.2019 № 45679 об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
Требование об уплате налога до 30.10.2019 налогоплательщиком не исполнено.
До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Обязанность по уплате налогов является конституционной обязанностью, которая основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, и задачи судопроизводства в судах заключаются не только в обеспечении защиты прав и законных интересов участников спорных правоотношений, но и в предупреждении правонарушений, которое в данном случае выражается в уклонении налогоплательщиком от уплаты законно установленных налогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговый орган в порядке ст.48 НК РФ обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
06.12.2019 мировым судьей судебного участка № 2 Кушвинского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ № 2а-6442/2019.
16.04.2020 судебный приказ отменен.
В рамках п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, шестимесячный срок предъявления в суд искового заявления истек соответственно 16.10.2020.
Таким образом, обращение с исковым заявлением 20.10.2020 имело место уже за пределами сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ. При таких обстоятельствах, административным истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Административный истец ходатайствует о восстановлении данного пропущенного срока, однако доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
Причины, объективно препятствующие подать заявление в суд в установленный законом срок, истцом не приведены.
Таким образом, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №27 по Свердловской области к Константиновой Н.Н. о взыскании задолженности по уплате налогов, пеней следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 290, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №27 по Свердловской области к Константиновой ФИО7 о взыскании задолженности по уплате налогов, пеней отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд
Судья: А.С. Мурашов