Решение по делу № 2-144/2024 от 06.05.2024

дело № 2-144/2024

УИД № 02RS0010-01-2024-000263-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чоя 19 июня 2024 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кыдыева А.В.,

при секретаре Мешкиновой А.Е.,

с участием помощника прокурора района Газетовой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чойского района к Коробкову В.П. о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чойского района действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Коробкову В.П. о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений в размере 31 624 руб. 42 коп. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Чойского района проведена проверка исполнения законодательства о животном мире и сохранении охотничьих ресурсов. Приговором Чойского районного суда от 20.12.2023 Коробков В.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ. Территории, в пределах которых ответчиком производилась незаконная рубка, являются охотничьими угодьями, средой обитания животного мира. Таким образом, незаконными действиями Коробкова В.П. причинен ущерб лесному фонду Российской Федерации в лице Комитета по охране использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай на указанную сумму.

В судебном заседании помощник прокурора района Газетова А.М. исковое требование поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Коробков В.П. с исковыми требованиями не согласился и просил отказать в его удовлетворении.

Представитель третьего лица Комитета по охране использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания. Судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав помощника прокурора района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится, в том числе утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется территориальное охотустройство. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

На территории Республики Алтай такая схема утверждена Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 24.12.2018 № 387-у.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с данным федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) (ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты составляют природные ресурсы.

Из приведенных законоположений следует, что охотничьи ресурсы, будучи объектами животного мира, являющегося одним из компонентов природной среды, составляющих природные ресурсы, - неотъемлемый элемент окружающей среды.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира (ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Разъяснения по применению названной статьи Закона об охране окружающей среды даны в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», согласно которому по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ предусматривает, что возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Часть 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ, п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусматривают, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее по тексту - Методика).

Из пункта 1 Методики следует, что она предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

Согласно п. «б» п. 2 Методики настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

В судебном заседании установлено, что приговором Чойского районного суда от 20.12.2023 вступившего в законную силу 10.01.2024 Коробков В.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ.

Судом проверен и признан правильным расчет ущерба причинённого действиями Коробкова В.П. Ответчик другой расчет не предоставил.

Разрешая заявленные требования, суд, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, применяя вышеуказанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приходит к выводу об их полном удовлетворении.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 того же Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с Коробкова В.П. в бюджет МО «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 149 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Алтай к Коробкову В.П. , удовлетворить.

Взыскать с Коробкова В.П. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 8423 , выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республики Алтай) в бюджет муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай ущерб, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений в размере 31 624 (тридцать одна тысяча шестьсот двадцать четыре) рубля 42 копейки.

Взыскать с Коробкова В.П. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 8423 , выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республики Алтай) в бюджет муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай государственную пошлину в размере 1 149 рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья А.В. Кыдыев

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-144/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Чойского района
Ответчики
Коробков Владимир Петрович
Другие
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай
Суд
Чойский районный суд Республики Алтай
Судья
Кыдыев Аржан Валерьевич
Дело на странице суда
choisky.ralt.sudrf.ru
06.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2024Передача материалов судье
08.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее