Решение по делу № 2а-631/2016 от 28.11.2016

Дело № 2а-631 / 2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нелидово 5 декабря 2016 года                                                               

Нелидовский городской суд Тверской области в составе :

председательствующего судьи Новиковой С.А.,

при секретаре Ковалёвой Е.А.,

с участием представителя административного истца – администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области – Грекова В.Д.,

представителя административного ответчика – заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица Тараповского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области о признании незаконным постановления заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

Администрация Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. от 9 сентября 2016 года о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование своих требований указала, что заместителем старшего судебного пристава Горленко О.В. было вынесено постановление ..... от 9 сентября 2016 года о взыскании с администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области исполнительского сбора в размере ...... рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Данное постановление утверждено 9 ноября 2016 года.

Обжалуемое постановление административный истец получил 17 ноября 2016 года, что подтверждается штампом на почтовом конверте.

Вынесенное постановление считает незаконным и необоснованным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административного истца.

3 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области возбуждено исполнительное производство ..... на основании исполнительного листа, выданного Нелидовским городским судом по делу №2-52/2014 о возложении на администрацию Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области обязанности в срок до 1 октября 2014 года привести автомобильную дорогу по деревне Стройново от автомобильной дороги 3 класса «Кривцово-Миндюри-Нелидовка» в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

3 июля 2015 года Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. исполнительное производство №..... окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

26 августа 2015 года начальником отдела – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства ..... от 3 июля 2015 года. Исполнительное производство зарегистрировано под номером ......

Конкретные сроки исполнения исполнительного документа установлены не были.

Определением Нелидовского городского суда от 4 апреля 2016 года №13-26/2016 административному истцу была предоставлена отсрочка исполнения решения Нелидовского городского суда от 13 февраля 2014 года до 1 сентября 2016 года.

К указанному сроку административным истцом были фактически исполнены все обязательства исполнительного производства. Однако отдел судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области отказывал администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области в приёме документов на окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований по обязательствам, ссылаясь на отсутствие заключения на предмет соответствия автомобильной дороги по д.Стройново требованиям федерального законодательства о безопасности дорожного движения, что не является предметом полномочий администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области. В результате административный истец 4 октября 2016 года обращался с заявлением об окончании исполнительного производства в Нелидовский городской суд. По независящим от него обстоятельствам административный истец не мог в установленный для добровольного исполнения срок направить документы, подтверждающие исполнение решения суда и исполнительного производства. В процессе исполнения решения суда административным ответчиком были завышены требования к исполнению обязательства, что привело к невозможности его исполнения.

15 октября 2016 года администрация Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области обратилось в отдел судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области с заявлением об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

25 октября 2016 года заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. вынесла постановление об отказе в удовлетворении заявления. Административный истец получил постановление 12 ноября 2016 года, что подтверждается штампом на почтовом конверте.

22 ноября 2016 года административный истец направил заявление о прекращении исполнительного производства в Нелидовский городской суд.

Таким образом, решение Нелидовского городского суда от 13 февраля 2014 года исполнено и постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным.

Просит признать незаконным постановление постановления заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. от 9 сентября 2016 года о взыскании исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца – глава администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области – Греков В.Д., действующий на основании решения Совета депутатов Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района ..... от ДД.ММ.ГГГГ., доводы, изложенные в административных исковых заявлениях, поддержал и дополнил, что решение Нелидовского городского суда о возложении на администрацию Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области обязанности привести автомобильную дорогу по деревне Стройново от автомобильной дороги 3 класса «Кривцово-Миндюри-Нелидовка» в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» административным истцом было исполнено. В связи с этим 24 августа 2016 года по инициативе администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района была создана комиссия по проверке выполненных работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Новосёлковского сельского поселения, в состав которой были включены он (Греков) его заместитель С.О.А., ведущий специалист администрации П.Г.И., заместитель главы администрации Нелидовского района по ЖКХ, строительству, связи и транспорту Б.Ю.А., старший судебный пристав отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Ж.Е.И.., государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» Н.О.А. и главный инженер ООО «КХ-Сервис» Б.Н.А. Однако подписать заключение о соответствии отремонтированной дороги требованиями Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» члены комиссии отказались. Прекратить исполнительное производство в связи с его исполнением отдел судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области отказывается, требует представить заключение о соответствии отремонтированной дороги требованиями Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», однако представлять такое заключение в обязанности Новосёлковского сельского поселения не входит, администрация должна только произвести определённый объём работ, что ею и было выполнено. ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» за период с 2014 года по настоящее время в адрес административного истца предписания и иные требования о неисполнении законодательства о безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения «Кривцово-Миндюри-Нелидовка» не направлялись. Считает действия заместителя старшего судебного пристава Горленко О.В. незаконными, просит удовлетворить предъявленные ими требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика – заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. с требованиями администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области не согласилась и пояснила, что 3 октября 2014 года в отдел судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области поступил исполнительный лист Нелидовского городского суда Тверской области о возложении на администрацию Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области обязанности в срок до 1 октября 2014 года привести автомобильную дорогу по деревне Стройново от автомобильной дороги 3 класса «Кривцово-Миндюри-Нелидовка» в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в отношении должника - администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области. На основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство ...... Копии постановления о возбуждении исполнительного производства были направлены должнику. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику - администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области - был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, указанного в исполнительном документе, однако в добровольном порядке должник данное требование не исполнил. Кроме того, в данных постановлениях содержались сведения (пункт 3) о предупреждении должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредоставление доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ...... как с должника-организации. 16 октября 2014 года Нелидовским городским судом Тверской области было вынесено определение об отказе в удовлетворении заявления администрации Новосёлковского сельского поселения о предоставлении ей отсрочки исполнения решения по ремонту дороги. 3 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем А.М.А. адрес администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района было вынесено предупреждение об ответственности за неисполнение решения суда по ст.315 УК РФ. С октября 2014 года по июль 2015 года никакой работы по исполнению решения суда Новосёлковской сельской администрацией не проводилось. 26 мая 2015 года службой судебных приставов было направлено в адрес должника требование о предоставлении информации по исполнению решения суда. Работники службы судебных приставов проехали до д.Стройново, дорога была подсыпана, поэтому 3 июля 2015 года Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. исполнительное производство №..... окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. Однако 26 августа 2015 года на основании жалобы Тараповского А.А. начальником отдела – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства .....-..... от 3 июля 2015 года. Основанием отмены послужило проведение дополнительных исполнительских действий, в ходе которых было получено сообщение от ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» о необходимости дополнительной подсыпки и профилирования дороги. Исполнительное производство зарегистрировано под номером ...... 1 октября 2015 года службой судебных приставов было направлено в адрес должника требование о предоставлении информации по исполнению решения суда, однако с учётом наступления осени и невозможности проведения в связи с этим работ по ремонту дороги, решили подождать до весны. До апреля 2016 года администрация Новосёлковского сельского поселения бездействовала. Определением Нелидовского городского суда от 4 апреля 2016 года административному истцу была предоставлена отсрочка исполнения решения Нелидовского городского суда от 13 февраля 2014 года до 1 сентября 2016 года. Определённую работу по ремонту дороги должник в этот период производил, однако данная работа не была доведена до конца. 24 августа 2016 года администрацией Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района была создана комиссия по проверке выполненных работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Новосёлковского сельского поселения, в состав которой были включены он (Греков) его заместитель С.О.А., ведущий специалист администрации П.Г.И., заместитель главы администрации Нелидовского района по ЖКХ, строительству, связи и транспорту Б.Ю.А., старший судебный пристав отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Ж.Е.И. государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» Н.О.А. и главный инженер ООО «КХ-Сервис» Б.Н.А., однако дать заключение о том, что дорога приведена в соответствии с требованиями закона о безопасности дорожного движения, комиссия не смогла из-за отсутствие к этому оснований. Должнику было предложено в срок до 1 сентября 2016 года привести дорогу в соответствие с требованиями закона. Однако данное требование исполнено не было. Поэтому, в связи с тем, что после окончания срока отсрочки решение суда исполнено не было, 9 сентября 2016 года заместителем старшего судебного пристава было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области в сумме ...... рублей. Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, должник в службу судебных приставов не представил. Представленное административным истцом сообщение ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» о том, что за период с 2014 года по настоящее время в адрес административного истца предписания и иные требования о неисполнении законодательства о безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения «Кривцово-Миндюри-Нелидовка» не направлялись, не может быть принята во внимание, поскольку данное сообщение было выдано не в связи с тем, что дорога приведена в соответствие в требованиями закона, а в связи с тем, что в указанный период она не обследовалась. Для прекращения исполнительного производства в связи с исполнением должник должен представить заключение дорожной службы или ГИБДД о соответствии дороги требованиям действующего законодательства. Поскольку действия заместителя старшего судебного пристава соответствовали закону, в удовлетворении требований администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области просит отказать.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом. О причине неявки в суд не сообщил. О рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

С согласия всех участников судебного разбирательства судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области.

Заинтересованное лицо Тараповский А.А. считает, что постановление о взыскании с должника исполнительского сбора вынесено судебным приставом на законных основаниях, поскольку, хотя определённая работа по ремонту дороги администрацией Новосёлковского сельского поселения была проведена, однако сведений о том, что она соответствует строительным и иным нормам, административным истцом представлено не было. Поэтому комиссия, созданная 24 августа 2016 года, не приняла дорогу и не дала заключение о соответствии выполненных ремонтных работ нормам закона.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и исполнительного производства ....., суд приходит к следующему.

Согласно п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1316, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст.4 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель : принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ст.ст.12, 13 Федерального закона «О судебных приставах»).

Как установлено ч.1 ст.14 того же Федерального закона, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Исполнительные действия, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, перечислены в ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В частности, судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В судебном заседании установлено и следует из материалов исполнительного производства .....-....., что постановлениями судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области от 3 октября 2014 года на основании исполнительного листа, выданных Нелидовским городским судом Тверской области в отношении должника – администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области возбуждено исполнительное производство ....., предметом исполнения которого является денежная обязанность администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области в срок до 1 октября 2014 года привести автомобильную дорогу по деревне Стройново от автомобильной дороги 3 класса «Кривцово-Миндюри-Нелидовка» в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на все территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 12 вышеуказанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Указанным постановлением должникам был предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 дней.

Кроме того, должники были предупреждены о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с них будет взыскан исполнительский сбор в размере ...... рублей как с должника-организации.

Копия указанного постановления была направлена должникам заказной почтовой корреспонденцией 7 апреля 2016 года.

3 июля 2015 года Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. исполнительное производство №..... окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

26 августа 2015 года начальником отдела – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства ..... от 3 июля 2015 года. Исполнительное производство зарегистрировано под номером ......

Конкретные сроки исполнения исполнительного документа установлены не были.

Определением Нелидовского городского суда от 4 апреля 2016 года №13-26/2016 административному истцу была предоставлена отсрочка исполнения решения Нелидовского городского суда от 13 февраля 2014 года до 1 сентября 2016 года.

До настоящего времени исполнительное производство не окончено в связи с тем, что сведения о надлежащем исполнении должником требований исполнительного документа не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из содержания приведённых норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.

Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, регламентирующем основания ответственности за нарушение обязательства. Причём, указанной нормой права предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения и не представлением доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области 9 сентября 2016 года вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2001 года №13-П, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 81 Закона.

Следовательно, обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя.

Материалами исполнительного производства, представленного в суд, подтверждается, что на момент вынесения оспариваемого постановления должником доказательств исполнения требований исполнительного документа в полном объёме и в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю представлено не было, как и не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом – заместителем старшего судебного пристава Горленко О.В. в соответствии с предоставленными указанному должностному лицу законом полномочиями, в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания постановлений указанного должностного лица незаконными, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления администрации Новосёлковского сельского поселения Нелидовского района Тверской области о признании незаконным постановления заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Горленко О.В. от 9 сентября 2016 года о взыскании исполнительского сбора в сумме ...... рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 6 декабря 2016 года.

Председательствующий : С.А. Новикова.

2а-631/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Новоселковского с/поселения
Ответчики
ОСП по Нелидовскому району
УФССП по Тверской области
Другие
Тараповский А.А.
Суд
Нелидовский межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
nelidovsky.twr.sudrf.ru
28.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
30.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2016[Адм.] Судебное заседание
06.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее