Дело № 2-293/2022
42RS0001-01-2021-003868-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семёновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
03 марта 2022 года
гражданское дело по иску Толмачевой Тамары Васильевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировала тем, что она на основании договора дарения квартиры от <дата>, является собственником <адрес> расположенной в жилом <адрес> по адресу: <адрес>. С 1995 года она проживает в данной квартире.
Это единственное и постоянное ее место жительство. Другого жилья в собственности и пользовании у нее нет.
Администрации Анжеро-Судженского городского округа отказывает добровольно включать ее в списки в связи с поздним предоставлением документов, хотя жилой <адрес> по адресу: <адрес> находится на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», и подлежит сносу по условиям подработки, рекомендовано обратиться в суд.
Считает, что действия Администрация Анжеро-Судженского городского округа незаконные и необоснованные, и нарушают ее право на жилище.
Просит обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Толмачеву Тамару Васильевну, <дата> г.р., проживающую по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская», по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату из расчета 33 кв. метров на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Истец Толмачева Т.В. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.
Представитель истца Толмачевой Т.В. – Руденко А.В., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду также пояснил, что на момент принятия решения о ликвидации шахты истец проживала в доме, была зарегистрирована в нем, однако домовая книга не сохранилась. Регистрация истца с <дата> указана в связи с перерегистрацией, которая была вызвана сменой паспорта. Иного жилья в собственности либо ином праве у истца не имеется.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа – Захарова Т.В., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В своем письменном отзыве указала, что дом по адресу: <адрес>, согласно заключению ВНИМИ № от <дата> относится к категории П, подлежит сносу.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…
03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.
В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что Толмачева Т.В. на основании договора дарения квартиры от <дата> является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Право собственности было зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Согласно сведениям филиала № БТИ Анжеро-Судженского городского округа от <дата> Толмачевой Т.В. принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> Процент износа жилого дома на дату инвентаризации <дата> – 74%.
Иного жилья в собственности у истца не имеется, что следует из сведений Росреестра и справки филиала № БТИ Анжеро-Судженского городского округа.
Истец зарегистрирована в данной квартире с <дата>, что подтверждается сведениями из справки МП «ЕРКЦ», отметкой в паспортных данных.
Таким образом, квартира, расположенная по адресу: <адрес> - это единственное и постоянное место жительство истца. Другого жилья в собственности и пользовании нет.
Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истца в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего:
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Ш. Анжерская» от 07.04.1998 принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.
Из протокола № 13 заседания ликвидационной комиссии ОАО «Ш. Анжерская» от 03.06.2002 следует, что комиссия постановила: на основании телеграммы ГУРШ о прекращении финансирования по статье "Обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации", в связи с передачей ответственности и средств государственной поддержки угольной отрасли от ликвидируемых организаций угольной промышленности органам самоуправления с целью выполнения работ по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры, пострадавших в связи с ликвидацией шахт, сносу ветхого жилого фонда, содействию гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого и передачей прав получателя средств государственной поддержки ГУРШ для продолжения работ по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ ликвидируемых шахт обратится в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельности (банкротстве) ОАО "Ш. Анжерская".
Решением Арбитражного суда от 20.01.2003 ОАО «Ш. Анжерская» признано несостоятельным (банкротом).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной 25.11.2011 МРИ ФНС России №9 по Кемеровской области ОАО «Ш. Анжерская» прекратило деятельность 27.08.2003.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № установлено, что дом по <адрес>, отнесен к категории П (жилые дома, подлежащие сносу по причине подработки из-за превышения расчетных деформаций поверхности над допустимыми с процентом износа более 65%).
Таким образом, суд считает установленным, что жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Ш.Анжерская» и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу.
Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются наличие у истца права собственности либо пользования жилым помещением и фактическое проживание в нем на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец Толмачева Т.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от <дата>, имеет регистрацию в квартире и фактически проживает в квартире с момента рождения, что подтвердили свидетели ФИО6, ФИО7, который заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № признан ветхим в результате ведения горных работ на ОАО «Ш.Анжерская», непригодным для проживания.
Из представленных доказательств судом установлено, что на момент признания ОАО «Ш.Анжерская» несостоятельным (банкротом), то есть на <дата>, истец являлась собственником квартиры и фактически проживала в спорном жилом помещении.
С момента приобретения данный дом является единственным и постоянным местом проживания, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у нее нет.
Разрешая требования истца о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Ш. Анжерская» оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.
Поскольку, формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению.
Согласно п.10 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)
33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования.
Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истца проживающего по адресу: <адрес> список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО «Ш. Анжерская» и предоставить истцу социальную выплату из расчета 33 кв. метра - для одиноких граждан, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Толмачевой Тамары Васильевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, находящуюся по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6, включить
Толмачеву Тамару Васильевну, <дата> года рождения, уроженку <адрес>,
зарегистрированную по месту жительства по адресу: <адрес> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Ш. Анжерская».
Предоставить Толмачевой Тамаре Васильевне подлежащей переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Ш. Анжерская» социальную выплату из расчета 33 кв. метра - для одиноких граждан, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Решение в мотивированной форме изготовлено 05.03.2022.