Решение по делу № 33-5341/2023 от 01.02.2023

Судья Рякин С.Е. дело № 33-5341/2023
УИД 50RS0034-01-2022-001902-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                                       8 февраля 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Федорчук Е.В.,

судей                       Аверченко Д.Г., Постыко Л.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Красовским И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                  № 2-1556/2022 по иску Карасевой Л. В. к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взыскании расходов на оказание юридической помощи,

по апелляционной жалобе Карасевой Л. В. на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 15 сентября 2022г.

Заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения явившихся лиц,

УСТАНОВИЛА:

Карасева Л.В. обратилась с иском к Администрации г.о. Павловский Посад Московской области об обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта Московской области, города Павловский Посад, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее общей площади 44.2 кв.м., и жилой площади 31.3 кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта города Павловский Посад, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: Потапова А.В., Казаковой О.А. (сменила фамилию на Мокшанову), Фрунзе Т.А., Фрунзе Я.А., Казаковой В.Д., Калугиной А.Р., Мишиной С.Ф., Карасевой Л.В. на основании выписки из домовой книги;

В судебном заседании истец Карасева Л.В. и ее представитель по доверенности Глотов А.С., иск по основаниям в нем изложенным поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.о. Павловский Посад Московской области – Поплевина Е.Ю. против удовлетворения иска возражала, по основаниям указанным в письменных возражениях.

Третье лицо Потапов А.В. иск по основаниям в нем изложенным поддержал, просил удовлетворить.

Третье лицо Макшанова О.А. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Казаковой В.Д., Казаковой А.Р. иск по основаниям в нем изложенным поддержала, просила удовлетворить.

Третье лицо Фрунзе Т.А. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Фрунзе Я.А., Мишиной С.И. иск поддержала, просила удовлетворить.

Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области                    от 15 сентября 2022 г.    в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе истец просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Выслушав явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> является муниципальным имуществом г.о. Павловский Посад Московской <данные изъяты>.

Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 44,2 кв.м, жилой площадью 31,3 кв.м зарегистрированы на основании договора социального найма:

- Потапов А. В., <данные изъяты> года рождения, с 24.01.1985г.;

- Карасева Л. В., <данные изъяты> года рождения, с <данные изъяты>;

- Казакова О. А., <данные изъяты> года рождения, с 20.02.1987г. и ее несовершеннолетние дети: Казакова В. Д., <данные изъяты> года рождения, с <данные изъяты>, Калугина А. Р., <данные изъяты> года рождения, с <данные изъяты>;

- Фрунзе Т. А., <данные изъяты> года рождения, с <данные изъяты> и ее несовершеннолетние дети: Фрунзе Я. А., <данные изъяты> рождения, с <данные изъяты>, Мишина С. И., <данные изъяты> года рождения, с <данные изъяты>.

<данные изъяты> в доме произошел пожар, в результате чего вышеуказанное жилое помещение стало непригодным для проживания.

Постановлением Администрации городского округа Павловский Посад Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <данные изъяты>, признано непригодным для проживания.

В обоснование решения судом первой инстанции указано, что Карасева Л.В. неоднократно обращалась в Администрацию г.о. Павловский Посад московской области за предоставлением другого жилья, где ей разъяснялся порядок предоставления документов необходимых для постановки ее и членов семьи на учет для предоставления иного жилья.        Однако требуемые документы в Администрацию предоставлены нее были. Согласно ответу Администрации от <данные изъяты> за <данные изъяты>-исх. Потапов А.В., Казакова О.А., Фрунзе Т.А., Фрунзе Я.А., Казакова В.Д., Калугина А.Р., Мишина С.Ф., Карасева Л.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят.

Во исполнение постановления от <данные изъяты> ответчик выдал истцу гарантийное письмо о изыскании возможности в 2022 году предоставления жилого помещения равнозначному жилому помещению, пострадавшему от пожара. Однако истец преждевременно подал исковое заявление в суд. Кроме того в 2021 году Карасевой Л.В. и Макшановой О.А. была предложена трехкомнатная квартира общей площадью 51,3 кв.м по адресу: <данные изъяты>. Однако от данного варианта они отказались в связи с тем, что им необходима квартира в центре города Павловский Посад или в Южном микрорайоне. На данный момент у Администрации отсутствует возможность предоставления такой квартиры, отвечающей их пожеланиям.

Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика предоставить истцу и указанным лицам жилое помещение по договору социального найма, суд со ссылкой на положения ст. 57 ЖК РФ исходил из того, что истец не обращался за признанием его малоимущим, жилье предоставляется в порядке ч. 1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ст. 2, ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях; осуществляют признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В силу п. ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании положения ч.1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признается непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах данного населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Соответствующее разъяснение содержится также в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из материалов дела следует, что истцу и лицам, зарегистрированным на основании договора социального найма вместе с истцом, уведомления с предложением другого пригодного жилого помещения не вручались и не направлялись.

Другое пригодное жилое помещение из маневренного фонда истцу и лицам, зарегистрированным на основании договора социального найма вместе с истцом, не предоставлялось.

Доводы ответчика, что истец и другие жильцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям,, то есть в связи с невозможностью использования жилого предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения по назначению, в том учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального числе, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания, судам надлежит найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В данном случае предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер.

Указанная правовая позиция подтверждена и в "Обзоре судебной практики по делам связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014.

Следовательно, предоставление жилого помещения истцам, обладающим в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилых помещений вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не содержат дополнительных требований, таких как признание малоимущими и постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

Доводы ответчика о том, что истцам не должно предоставляться во внеочередном порядке другое жилое помещение, поскольку будут нарушены права других граждан, состоящих в очереди на получение жилого помещения, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст.ст.56, 67, 327.1 ГПК РФ, с учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих исполнение обязательств администрацией городского округа по предоставлению истцу жилого помещения, взамен признанного непригодным и невозможным использования занимаемого помещения в качестве жилого, в связи с чем судебная коллегия полагает исковые требования об обязании Администрации городского округа Павловский Посад Московской области предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в границах населенного пункта города Павловский Посад равнозначное по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению по адресу: <данные изъяты> подлежащими удовлетворению.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии новое решение об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ

определила:

решение Павлово-Посадского городского суда Московской области                    от 15 сентября 2022 г. отменить, принять новое решение:

обязать Администрацию городского округа Павловский Посад Московской области предоставить Потапову А. В., Мокшановой (ранее Казаковой) О. А., Фрунзе Т. А.,    Фрунзе Я. А., Казаковой В. Д., Калугиной А. Р., Мишиной С. И., Карасевой Л. В.      во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в границах населенного пункта города Павловский Посад равнозначное по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению по адресу: <данные изъяты>

Председательствующий

Судьи

33-5341/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Карасева Лидия Вячеславовна
Ответчики
Администрация г.о. Павловский Посад МО
Другие
Фрунзе Татьяна Александровна в своих интересах и интересах н/с Фрунзе Я.А. и Мишиной С.И.
Потапов Александр Вячеславович
Макшанова Ольга Александровна в своих интересах и интересах н/с Казаковой В.Д. и Казаковой А.Р.
Суд
Московский областной суд
Судья
Аверченко Д.Г.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
08.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023Передано в экспедицию
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее