Решение по делу № 2-6100/2019 от 31.10.2019

72RS0013-01-2019-007688-08

Дело № 2-6100/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень                               17 декабря 2019 года

Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Лобанова А.В.,

при секретаре Плесовских Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием средств аудиопротоколирования, гражданское дело по иску Халиулина Игоря Ильдаровича к Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г.Тюмени», Управе Калининского административного округа г.Тюмени о признании действий незаконными, возложении обязанности убрать мусорные контейнеры,

УСТАНОВИЛ:

Истец Халиулин И.И. обратился в суд с иском к МКУ «Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г.Тюмени», Управе Калининского административного округа г.Тюмени о признании незаконными действий ответчиков по установке мусорных контейнеров вблизи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности на ответчиков убрать мусорные контейнеры, расположенные вблизи жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Со стороны <адрес> в метре от границы земельного участка и в 13 метрах от жилого дома размещена мусорная контейнерная площадка для 4 мусорных контейнеров. Контейнеры расположены близко к забору, около дома стало грязно, постоянно валяется мусор, бегают бездомные собаки, появился неприятный запах, в доме невозможно открыть окна. В доме проживает трое малолетних детей. 19.07.2019 года истец обращался к ответчику МКУ «Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г.Тюмени» с просьбой предоставить документы, на основании которых установлены мусорные контейнеры, а также принять меры по их переносу. 09.08.2019 года истцом получен ответ, согласно которому ответчик считает, что перенос места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного вблизи дома <адрес> считает нецелесообразным. На основании изложенного истец для защиты своих прав обратился в суд (л.д.4-6).

Истец Халиулин И.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, его представитель Леванов О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что жилой дом, в котором проживает истец был построен после собрания жильцов утвержденных протоколом от 19.09.2016 года. Истец не инициировал повторного собрания после того как стал собственником в 2019 году.

Представитель ответчика МКУ «Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г.Тюмени» Хайдаров Д.Р. в судебном заседании с иском не согласился по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск, просил в иске отказать в полном объеме (л.д.105-111).

Представитель ответчика Управы Калининского административного округа г.Тюмени в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, представил письменные возражения на иск, согласно которых в иске просил отказать.

Представитель третье лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации г.Тюмени Леонова Ю.В. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск, просила в иске отказать в полном объеме. Суду пояснила, что согласно пояснений представителя истца, дом построен после установление контейнерной площадки, соответственно истцом были нарушены правила размещения дом до контейнерной площадки, кроме того истцом не предложено место переноса площадки, для соблюдения прав иных лиц по ее расположению (л.д.58-64).

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области Михайлова Р.Р. в судебном заседании с иском согласилась.

Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы настоящего дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено следующее:

Халиулин И.И. является гражданином РФ, зарегистрирован по месту жительства 17.07.2019 года по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта, (л.д.7-10).

Халиулину И.И. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.11-13, 14-16).

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ст. 13.4. Закона об отходах).

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (вступили в силу с 01.01.2019 г.) (далее - Правила № 1039).

В соответствии с п. 3, 4 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В силу п. 3.1.10. Положения об управе Калининского административного округа Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 15.08.2007 №211- рг, управа Калининского АО г. Тюмени организует создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также за исключением случаев закрепления территорий общего пользования за иными органами Администрации города Тюмени и подведомственными им муниципальными учреждениями. Обеспечивает ликвидацию свалок, стихийно возникающих на территориях общего пользования в административном округе.

Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит не на органах местного самоуправления, а также ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) возложено на департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (п. 3.6.8., п. 3.6.9. положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 29.10.2008 № 456-рг).

В силу п.11 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования городской округ город Тюмень утвержден приказом департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени № 32-34-546/8 от 25.12.2018 года (л.д.66, 67).

В реестре имеются сведения о наличии контейнерной площадки на перекрестке <адрес> площадью 6 кв.м, на бетонном основании в составе 2-х контейнеров V=0,75 куб.м. Собственником контейнерной площадки согласно Реестру является МКУ «Служба заказчика по благоустройству КАО г. Тюмени» (л.д.68).

Однако в связи с неоднократными переполнениями контейнеров, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов и засорением прилегающей территории контейнерной площадки, расположенной на пересечении улиц Лопарева и Южная возчиком отходов было принято решение об увеличении количества контейнеров, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов.

        Управой Калининского административного округа Администрации города Тюмени в адрес регионального оператора ООО «ТЭО» 01.10.2019 направлено письмо о необходимости замены контейнеров (объемом — 0,75 м3), предоставленных региональным оператором ООО «ТЭО», на контейнеры (объемом - 1,1м3) на территории Калининского административного округа, а также произвести установку контейнеров на новых контейнерных площадках, в настоящее время работы по замене контейнеров региональным оператором ООО «ТЭО» не выполнены.

Согласно схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО контейнерная площадка располагается на земельном участке с кадастровым (земли населенных пунктов, адрес: <адрес>, муниципальная собственность), в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером (<адрес>), принадлежащем на праве собственности Халиулину И.И. (л.д.69-72).

В соответствии с п. 7.2. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 г. № 185-п, на территории частных домовладений места расположения контейнеров определяются самими домовладельцами в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Большинством голосов жителей домов, расположенных по улицам: <адрес>, 19.06.2016 утверждено расположение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе дома <адрес>. Контейнерная площадка по указанному адресу установлена в 2016 году (л.д.74-76).

Сведения об указанном месте накопления ТКО были включены в качестве фактически существующего места накопления ТКО при формировании Реестра.

        Места (площадки) накопления отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) и СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2010 № 17833).

В соответствии с п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10. размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Вместе с тем, данный пункт, не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние (от 20 м до 100 м), а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания (Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 № АПЛ12-27; Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 № ГКПИ11-1881).

В п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 указано, что в районах сложившейся застройки, а также на территории частных домовладений, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, эти расстояния могут быть сокращены вплоть до 8 -10 метров.

Согласно акту осмотра от 26 августа 2019 года, составленному специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Михайловой Р.Р., расстояние от контейнерной площадки до дома <адрес> составляет 16,385 м. (л.д.73).

Кроме того согласно ответа Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 08.09.2019 года на момент осмотра контейнеры, а также территория контейнерной площадки не захламлены (л.д.29).

Указанное расстояние является нормативно допустимым в районах сложившейся застройки, а также на территории частных домовладений в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88.

Размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека (Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 № АПЛ 12-27).

Отсутствие возможности размещения контейнеров (контейнерной площадки) на расстоянии не менее 20 метров само по себе не должно являться обстоятельством, исключающим возможность их размещения, поскольку это может привести к невозможности установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора вообще, что повлечет безусловное нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания.

Места соответствующие вышеуказанным нормам СанПин, в районе <адрес> в виду сложившейся застройки отсутствуют. Истцом в судебном заседании также не представлено сведений о предполагаемом месте переноса контейнерной площадки.

Исходя из требований истца нарушение его прав обусловлено иными факторами, в частности: «около дома стало грязно постоянно валяется мусор, бегают бездомные собаки, появился неприятный запах», «возле мусорных контейнеров выбрасывают мусор, который не является твердыми бытовыми отходами».

Указанные вопросы, относятся к вопросам накопления, сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, что является сферой ответственности потребителей (собственников ТКО) и регионального оператора.

Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся и осуществляющие любые виды деятельности на территории Тюменской области, а также региональный оператор и операторы по обращению с отходами обязаны выполнять обязательные требования при обращении с отходами, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (п. 2.1. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 № 185-п (далее - Порядок накопления ТКО)).

Вывоз твердых коммунальных отходов с мест их накопления осуществляется региональным оператором самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами по договору об оказании услуг по обращению с ТКО, заключенному с потребителем.

ТКО переходят в собственность регионального оператора с момента их размещения в контейнерах, бункерах и в других местах накопления отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 2.4., 2.5. Порядка накопления ТКО).

Контейнерная площадка должна содержаться без отходов, размещенных за пределами контейнеров. Уборка контейнерных площадок должна осуществляться постоянно (п. 5.15. Порядка накопления ТКО).

При этом запрещается складирование крупногабаритных отходов в контейнерах для ТКО, на контейнерных площадках и на прилегающей к ним территории, а также в других, не предназначенных для накопления крупногабаритных отходов, местах (п. 10.5. Порядка накопления ТКО).

        Согласно п. 1, 4, 7 ст. 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    По итогам проведения открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области (извещение от 06.03.2018 г. № 060418/1471546/01) от 04.04.2018№ б/н между департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО «Тюменское экологическое объединение» (ООО «ТОО») было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018 года (л.д.78-97).

ООО «ТОО» был присвоен статус регионального оператора.

    Необходимо отметить, что работы по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по <адрес>, произведены в рамках муниципального контракта №19001.19.039 на выполнение работ по созданию контейнерных площадок на территории Калининского административного округа города Тюмени от 12.08.2019, в настоящее время работы завершены, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов оборудовано в соответствии с требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (л.д.122).

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, СанПиН 42-128- 4690-88, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 № 185-п, ст.ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Халиулина Игоря Ильдаровича к Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г.Тюмени», Управе Калининского административного округа г.Тюмени о признании действий незаконными, возложении обязанности убрать мусорные контейнеры – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Решение составлено в совещательной комнате.

Председательствующий судья                            А.В. Лобанов

2-6100/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Халиулин Игорь Ильдарович
Ответчики
МКУ "Служба заказчика по благоустройству КАО г. Тюмени"
Управа КАО г. Тюмени
Другие
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области
Администрация г. ТЮмени
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени Тюменской области
Судья
Лобанов Андрей Владимирович
Дело на странице суда
kalininsky.tum.sudrf.ru
09.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее