№ 2-410/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новопокровка ДД.ММ.ГГГГ года
Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Садовой С.А., при секретаре Банной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевчука Вадима Евгеньевича к администрации Вострецовского сельского поселения Красноармейского района Приморского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности. В обоснование своих доводов истец указал, что он на момент наводнения и по настоящее время проживает по адресу: <адрес>. При обращении в администрацию с заявлением о выплате финансовой помощи в связи с утратой урожая на земельном участке и повреждении жилого дома, истцу было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства. Просит суд, признать за ним право на получение финансовой помощи и обязать ответчика включить его в списки пострадавших граждан на получение финансовой помощи.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настоял.
Представитель администрации Вострецовского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против заявленных требований.
Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края по доверенности Шевченко О.В., возражала против заявленных требований, ссылаясь на доводы отзыва.
Выслушав представителя исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г" ч.2) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п. "д" ч.2) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Согласно ч.2(1) указанного Постановления - Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; -нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; - утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 г. № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» утверждено Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края.
Согласно п.6.1 указанного Положения, основанием для выделения средств из финансового резерва является правовой акт Администрации Приморского края, принятый в соответствии с решением Комиссии, в котором указываются размер ассигнований и их пообъектное распределение или размер средств, выделяемых для оказания разовой материальной помощи в разрезе муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, и размер почтовых расходов, необходимых для доставки разовой материальной помощи пострадавшим гражданам, или размер разовой материальной помощи (финансовой помощи) пострадавшим гражданам на основании судебных решений, или размер почтовых расходов, необходимых для доставки единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия, в случае выделения средств Приморскому краю из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числе на основании судебных решений.
В соответствии с пп. «ж» п.6.2 Положения, средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение следующих мероприятий, в том числе - оказание разовой материальной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения решением Губернатора Приморского края режима чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований в границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебных решений, в размере: - 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (сумма выплачивается на один земельный участок лицу, являющемуся его правообладателем); - 10,0 тыс. рублей - в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру); - 50,0 тыс. рублей - в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру, находящуюся на первом этаже многоквартирного дома, в которых утрачено (повреждено) имущество первой необходимости, при условии наличия на дату введения режима чрезвычайной ситуации договора страхования движимого имущества от рисков утраты (повреждения) в результате стихийных бедствий); - 100,0 тыс. рублей - в связи с полной утратой имущества первой необходимости (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру, находящуюся на первом этаже многоквартирного дома, в которых утрачено (повреждено) имущество первой необходимости, при условии наличия на дату введения режима чрезвычайной ситуации договора страхования движимого имущества от рисков утраты (повреждения) в результате стихийных бедствий).
В соответствии с п.7.5 Положения – при отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина, права на получение разовой материальной помощи, по конкретному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации право на получение разовой материальной помощи, включение в соответствующий список в целях получения разовой материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Красноармейского муниципального района Приморского края от 07.09.2018 года № 363, в связи со сложной паводковой ситуацией на территории Красноармейского муниципального района Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. Определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Красноармейского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Красноармейского муниципального района принято решение № «О мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территорию Красноармейского муниципального района».
Судом установлено, что с 3 сентября 2018 года в результате неблагоприятного воздействия на территорию Красноармейского муниципального района атмосферных фронтов, а также активной циклонической деятельности под воздействием тайфуна «JEBI», прохождением сильных и очень сильных осадков на территории Красноармейского муниципального района Приморского края сложилась чрезвычайная ситуация.
Жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> результате чрезвычайной ситуации были затоплены, о чем свидетельствуют представленные акты.
Администрацией Вострецовского сельского поселения было отказано во включении в списки пострадавших и на оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая и повреждением дома Шевчук В.Е., в связи с тем, что он не зарегистрирован по данному адресу.
Согласно материалам дела Шевчук В.Е. не имеет регистрации по месту жительства, так как имеет регистрацию в <адрес>.
Право на получение компенсационных выплат имеют граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и зарегистрированные по месту жительства.
Однако, доказательств того, что истец проживает по указанному адресу, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт проживания Шевчук В.Е. по адресу: <адрес>, на момент чрезвычайной ситуации не нашел своего подтверждения при рассмотрении настоящего спора, кроме того такие требования истцом и не заявлялись.
Истцом заявлены требования о признании за ним право на получение финансовой помощи в связи с утратой урожая на земельном участке и повреждением жилого дома, и о включении его в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи.
Поскольку в судебном заседании требования об установлении факта проживания не заявлялись, доказательства этому не представлены, а право на получение денежной компенсации имеют лишь лица постоянно проживающие в жилых помещениях и оказавшихся в зоне ЧС, таким образом оснований для признании за истцом права на получение финансовой помощи в связи с утратой урожая на земельном участке и повреждением жилого дома, включения его в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, не имеется.
Суд, не принимает признает иска администрации, так как оно противоречит закону.
Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Шевчука Вадима Евгеньевича к администрации Вострецовского сельского поселения Красноармейского района Приморского края о возложении обязанности включить в компенсационные списки, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения, через Красноармейский районный суд.
Судья: С.А. Садовая