Решение по делу № 33-5416/2021 от 06.08.2021

УИД 05RS0038-01-2021-012688-37

Советский районный суд г. Махачкалы

Дело № 2-3248/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 сентября 2021 года по делу № 33-5416/2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Гасановой Д.Г. и Гаджимагомедова Т.С.,

при секретаре судебного заседания Султановой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГОсВД «г. Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2021 года по делу по иску прокурора города Махачкалы в интересах Гаджиева Рамазана Аминуллаевича к Администрации г. Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании администрации ГОсВД "город Махачкала" предоставить Гаджиеву Р.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД "город Махачкала" субвенции в объеме необходимым для обеспечения Гаджиева Р.А. жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснение прокурора отдела Прокуратуры РД Железного А.Н., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Зам. прокурора гор. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах Гаджиева Р.А. к администрации г. Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании администрации ГОсВД "город Махачкала" предоставить Исаевой А.Р., состоящей на учете в гор. Махачкале, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД "город Махачкала" субвенции в объеме необходимым для обеспечения Гаджиева Р.А. жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Гаджиева Р.А., <дата> года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации гор. Махачкалы от 14.04.2017 г. Гаджиев Р.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учёт для предоставления помещения по договору социального найма. В силу требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена (согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Дагестан) из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Решением Советского районного суда г. мАхачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования прокурора гор. Махачкалы удовлетворить.

Обязать администрацию ГОсВД "город Махачкала" предоставить Гаджиеву Рамазану Аминуллаевичу, <дата> г.р., состоящего на учете в гор. Махачкале, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД "город Махачкала" субвенции в объёме необходимым для обеспечения Гаджиева Р.А. жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД «г.Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указывает, что суд в части обязания предоставить вне очереди по договору найма специализированное жилье неправильного применения норм материального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае обязание ответчика предоставить Гаджиеву Р.А. вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение, нарушает законные права остальных первочередников данной категории граждан, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт.

Согласно приведённому выше Закону, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям указанной категории, при невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, однако вопрос возможности проживания Якубовой Л.М. в раннее занимаемом жилом помещении судом не исследовался.

Кроме того, имеющим значение для рассмотрения дела, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории, однако проблема определения судом места жительства Гаджиева Р.А. в судебном заседании не исследовалась.

Однако, требуемого заявления от о том, что указанное лицо соответствует вышеуказанным требованиям и после достижения 18 лет имеет право на обеспечение жильём до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учёта данной категории лиц, не поступало.

При этом, при принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильём лиц указанной категории, объёмы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильём лиц.

Кроме того, обеспечение администрацией г. Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведённых республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объёмов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.

Таким образом, оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объёма бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Гаджиев Р.А., представители Администрации ГОсВД Г. Махачкала», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», Министерства образования и науки РД, Министерства Финансов РД, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истец Гаджиев Р.А. постановлением и.о. главы администрации гор. Махачкалы от <дата> принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма, жилого помещения, закреплённого или находящегося в собственности не имеет.

Прокуратурой города Махачкалы проведена проверка по обращению Гаджиева Р.А., <дата> года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Гаджиева Р.А., суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования прокурора в интересах Гаджиева Р.А.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения из фонда специализированного жилого фонда истцу нарушает права остальных создающихся в списке очередников – детей, противоречит требованиям закона, бюджетом Республика Дагестан за 2020 год предусмотрено приобретение всего лишь 40 жилых помещений, исходя из этого на ответчика возложена полномочия в части предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в пределах доведённых республиканских объёмов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республика Дагестан, несостоятельны.

Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.

Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о местожительстве Гаджиева Р.А. и возможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, несостоятельными, т.к. постановлением и.о. главы администрации г. Махачкалы от 14.04.2017 г. Гаджиев Р.А. принят на учет, как сирота, нуждающийся в предоставлении жилищных помещений из специализированного жилого фонда, ответчиком не оспаривается, и какие – либо доказательства о возможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении или о наличии обстоятельств, препятствующих в предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилого фонда, ответчиком в суд не представлены.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5416/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РД.
гаджиев р.а.
Заместитель прокурора г.Махачкалы в интересах Гаджиева Рамазана Аминуллаевича
Ответчики
Министерство финансов РД
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
09.08.2021Передача дела судье
10.09.2021Судебное заседание
14.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2021Передано в экспедицию
10.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее