Решение по делу № 3а-24/2021 от 26.02.2021

Дело № 3а-24/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 апреля 2021 г.                                                                                   г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Папуловой С.А.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Ю.В.,

с участием административного истца Кравченко Е.А.,

представителя административного истца Пашевой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравченко Е. А. к Еврейской автономной области в лице департамента финансов правительства ЕАО о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

Кравченко Е.А. обратилась в суд ЕАО с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 45 000 руб.

Требования мотивировала тем, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2016 по гражданскому делу № <...> на правительство ЕАО возложена обязанность предоставить Кравченко Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 31.12.2018.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.07.2019 возбуждено исполнительное производство № <...>-ИП в отношении правительства ЕАО. До настоящего времени решение суда не исполнено.

На 01.02.2021 общая продолжительность производства по исполнению судебного акта составляет 1 год 6 месяцев 26 дней.

Указала, что вынуждена снимать жилое помещение, несмотря на то, что жильё положено по закону, в связи с этим несёт материальные потери.

Считает, что не предоставление жилья нарушает гарантированное Конституцией РФ право на жилище и в данной ситуации на основании Федерального закона от 30.03.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) административный истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В судебном заседании административный истец Кравченко Е.А. требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в административном иске.

Представитель административного истцаПашева Е.В.,действующая на основании устного ходатайства Кравченко Е.А., заявленного в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства РФ                   (далее - КАС РФ) в судебном заседании, поддержал позицию своего доверителя.

Представители административного ответчика Еврейской автономной области в лице департамента финансов правительства ЕАО и заинтересованных лиц правительства ЕАО, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, в связи с этим административное дело на основании статьи 150, части 2 статьи 258 КАС РФ рассмотрено в их отсутствие.

В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 30.12.2020                           № 572-пп «О переименовании финансового управления правительства Еврейской автономной области в департамент финансов правительства Еврейской автономной области» финансовое управление правительства ЕАО с 01.03.2021, но не ранее дня государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ переименовывается в департамент финансов правительства ЕАО, в связи с чем в постановление правительства ЕАО от 11.12.2018 № 454-пп «Об утверждении Положения о финансовом управлении правительства Еврейской автономной области» внесены соответствующие изменения. 03.03.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Согласно постановлению правительства ЕАО от 30.12.2020 № 571-пп               «О переименовании комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области в департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области» с 01.03.2021, но не ранее дня государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ комитет социальной защиты населения правительства ЕАО переименовывается в департамент, в связи с чем в постановление правительства ЕАО от 10.10.2019 № 324-пп «О комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области» внесены соответствующие уточнения.

В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика В., действующий на основании доверенности 03.03.2021 № <...>, требования не признал. Указал, что причиной неисполнения решения суда в установленный срок явилось недостаточное софинансирование данного вида расходов со стороны федерального бюджета, отсутствие собственных источников дохода областного бюджета, достаточных для приобретения жилых помещений. Полагает, что заявленный размер компенсации завышен.

В письменных возражениях на административный иск представитель заинтересованного лица правительства ЕАО Я., действующая на основании доверенности от 16.03.2021 № <...>, указала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Правительство ЕАО принимает активные меры по исполнению решения суда. Учитывая наличие более трёхсот аналогичных решений, полагала, что виновное бездействие отсутствует.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии со статьёй 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частью 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ                «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 26.02.2010 № 4-П, судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

Для обеспечения действенности данных прав Законом о компенсации установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ                              «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 названной статьи.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11                «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 55).

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2016 по гражданскому делу № <...> на правительство ЕАО возложена обязанность предоставить Кравченко Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

По заявлению Кравченко Е.А. постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.07.2019 возбуждено исполнительное производство                        № <...>-ИП в отношении должника правительства ЕАО на основании исполнительного листа, выданного районным судом, предмет исполнения: предоставить Кравченко Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

До настоящего времени требование исполнительного документа не исполнено, исполнительное производство не окончено.

Исходя из требований части 4 статьи 250 КАС РФ, части 2 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, у Кравченко Е.А. возникло право на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации после 01.07.2019 (по истечении шести месяцев от установленного судом срока исполнения решения суда - до 31.12.2018).

Кравченко Е.А. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации 26.02.2021, то есть в срок, установленный частью 8 статьи 3 Закона о компенсации и частью 4 статьи 250 КАС РФ.

Из материалов исполнительного производства от 03.07.2019                                № <...>-ИП в отношении должника правительства ЕАО следует, что в предоставленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке правительством ЕАО не исполнено.

Постановлением от 20.09.2019 за неисполнение требований в добровольном порядке с должника взыскан исполнительский сбор в размере               50 000 руб. Определением суда от 03.12.2019 по материалу № <...> правительство ЕАО освобождено от уплаты исполнительского сбора.

Судебным приставом-исполнителем должнику направлялось требование об исполнении решения суда, содержащее предупреждение об ответственности: административной по статье 17.15 КоАП РФ, уголовной по статье 315 УК РФ.

Постановлением от 06.11.2020 правительство ЕАО привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа после взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, в рамках исполнительного производства от 03.07.2019                                № <...>-ИП в соответствии со статьями 64, 105 Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем принимались исполнительские действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению судебного акта.

В свою очередь правительство ЕАО сообщало судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения судебного решения в установленный срок, в связи с наличием большого количества аналогичных судебных решений, отсутствием свободных жилых помещений для их предоставления гражданам, недостаточности денежных средств в бюджете области.

При этом материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих неправомерные действия взыскателя Кравченко Е.А., препятствующие исполнению решения суда, напротив, она обращалась в прокуратуру ЕАО, службу судебных приставов с просьбой принять меры к исполнению решения суда.

Из изложенного следует, что, несмотря на требования судебного пристава-исполнителя, правительством ЕАО не приняты достаточные и эффективные меры в целях своевременного исполнения решения суда от 06.09.2016 в рамках возбуждённого исполнительного производства от 03.07.2019 № <...>-ИП.

Общая продолжительность исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2016 со дня предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов - 28.06.2019 по день поступления административного иска в суд - 26.02.2021 составила 1 год 7 месяцев 28 дней.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, если решение внутригосударственного суда касается предмета первой необходимости - жилья, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Из разъяснений, данных в пунктах 47, 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11, следует, что при оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного исполнения судебного акта, и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту. При этом не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.

Суд также исходит из того, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Таким образом, принимая во внимание правовую позицию Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда РФ и установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения в течение 1 года 7 месяцев 28 дней не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции, и свидетельствует о нарушении права Кравченко Е.А. на исполнение судебного акта в разумный срок.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме (часть 1 статьи 2 Закона о компенсации).

В соответствии с частью 2 статьи 2 указанного закона размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.

При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая требования Кравченко Е.А., меры, принятые правительством ЕАО по исполнению судебного акта, общую продолжительность неисполнения судебного решения (1 год 7 месяцев 28 дней), наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, требования разумности и справедливости, а также практику Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу, что заявленная административным истцом сумма в размере 45 000 руб. является завышенной и определяет размер компенсации в размере 25 000 руб.

Согласно части 3 статьи 4, пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

В силу части 1 статьи 1 закона ЕАО от 27.06.2012 № 79-ОЗ                               «О правительстве Еврейской автономной области» правительство области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.

Согласно пунктам 1.1, 2.31 Положения о департаменте финансов правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 11.12.2018 № 454-пп, департамент финансов - орган исполнительной власти области, формируемым правительством ЕАО, исполняет судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Таким образом, поскольку нарушение права административного истца на исполнение решения суда в разумный срок было допущено правительством ЕАО - органом государственной власти области, финансируемым за счёт областного бюджета, следовательно, обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации должна быть возложена на департамент финансов правительства ЕАО, а взыскание должно быть произведено за счёт средств бюджета области.

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259, 295-298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кравченко Е. А. к Еврейской автономной области в лице департамента финансов правительства ЕАО о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с Еврейской автономной области в лице департамента финансов правительства Еврейской автономной области за счёт средств бюджета Еврейской автономной области в пользу Кравченко Е. А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 руб., перечислив их на банковский счёт Кравченко Е. А., по следующим реквизитам:

«<...>».

В удовлетворении требований Кравченко Е. А. к Еврейской автономной области в лице департамента финансов правительства ЕАО о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 руб. отказать.

Решение суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                      С.А. Папулова

3а-24/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кравченко Елена Александровна
Ответчики
Департамент финансов правительства ЕАО
Другие
Департаментт социальной защиты населения правительства ЕАО
Пашева Екатерина Викторовна
Правительство ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Папулова Светлана Александровна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2021Подготовка дела (собеседование)
16.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2021Судебное заседание
09.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2021Дело оформлено
25.05.2021Дело передано в архив
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее