Решение по делу № 2-128/2023 от 12.01.2023

Дело № 2-128/2023

                                                                                                         55RS0009-01-2023-000017-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.Ю. при секретаре судебного заседания Гренц Ю.Ю., при участии в подготовке судебного процесса помощника судьи Непомнящих Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье Омской области 03 мая 2023 года гражданское дело по иску администрации Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области к Главному управлению лесного хозяйства Омской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу об установлении местоположения границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области обратилась в суд с иском к Главному управлению лесного хозяйства Омской области (далее – ГУЛХ Омской области) об установлении местоположения границ земельного участка, указав, что решением Большереченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-296/2021 на администрацию Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области возложена обязанность по оформлению земельных участков. Определением Большереченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Шипицынского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация обратилась в Комитет по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которого Комитетом в ГУЛХ Омской области направлено обращение о согласовании схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории в д. Гущино.

На указанное обращение Комитетом получено уведомление об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с выявлением пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка в составе земель лесного фонда.

С данным отказом Администрация не согласна ввиду того, что расположение кладбища на землях, находящихся в федеральной собственности, не препятствует органам местного самоуправления проводить соответствующие мероприятия по передаче таких земель, которые должны находиться в муниципальной собственности в силу закона.

В соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.ст. 14, 50, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, находится в муниципальной собственности, владение, пользование и распоряжение которой осуществляют органы местного самоуправления.

Для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения по содержанию мест захоронения, по управлению муниципальным имуществом необходимо выполнение кадастровых работ по определению характеристик земельного участка в границах места погребения и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

Согласно постановлению администрации Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указанное кладбище значится как действующее, какие-либо документы о выделении земельного участка под кладбище отсутствуют.

По сведениям государственного фонда данных (проект перераспределения земель Совхоз «Кирсановский» Большереченского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ) кладбище в д. Гущино отнесено к землям, переданным в ведение сельского Совета, и имеет площадь 5800 кв.м. В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане площадь земельного участка под кладбищем в д. Гущино составляет 5188 кв.м. Таким образом, информация о выделении земельного участка под кладбище датируется 1992 годом, что говорит о возникновении кладбища ранее, чем были внесены земли лесного фонда в лесной реестр.

Кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка с соответствующими координатами в д. Гущино, в согласовании которой ГУЛХ Омской области отказано. Однако в уведомлениях об отказе в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории не указываются конкретно кадастровые номера земельных участков лесного фонда, сведения о границах участков из земель лесного фонда также не содержатся и в ЕГРН.

Учитывая фактически сложившиеся границы действующего кладбища в д. Гущино Шипицынского сельского поселения, просила: - установить местоположение границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Гущино Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с координатами:

Номер точки Координаты
X Y
н1

- исключить из государственного лесного реестра сведения о местоположении границ образуемого земельного участка в части пересечения с границами земельного участка, занятого кладбищем в д. Гущино Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в координатах согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории:

Номер точки Координаты
X Y
н1

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.

В судебном заседании представитель истца администрации Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Кучукова А.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области, надлежаще извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представитель ГУЛХ Омской области Лопащенко А.В. исковые требования не признал, указав, что образуемый истцом земельный участок пересекается с лесным участком, находящимся в федеральной собственности. ГУЛХ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку представление интересов Российской Федерации по данному спору относится к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федерального агентства лесного хозяйства. Государственный учет лесного фонда создан в 2004 году. Из представленных карт видно, что в 1985 году были единичные деревья, что позволяет предположить, что в момент образования кладбища там деревьев не было, а единичные деревья выросли через 30 лет. Просил привлечь к участию в деле в качестве ответчиков Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.

В представленном письменном отзыве на исковое заявление представитель ГУЛХ Омской области Федоров Е.А. указал, что названное в исковом заявлении кладбище пересекается с лесным участком, относящимся к защитным лесам, перевод которых в иные категории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ. В связи с тем, что формирование земельного участка под кладбище осуществлялось только в 2022 году, можно предположить об отсутствии у истца правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимых для применения ст. 14 Закона. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется (л.д. 54-58).

Представители соответчиков Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, будучи надлежащим образом уведомленными о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили.

Представитель третьего лица прокуратуры Омской области и прокуратуры Большереченского района Омской области Рахимов Н.Р. исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив специалиста-эксперта Межмуниципального Любинского отдела Управления Росреестра по Омской области Полуянову Л.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением Большереченского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое заявление прокурора Большереченского района Омской области. Признано незаконным бездействие администрации Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, выразившееся в неоформлении в муниципальную собственность земельных участков, на которых располагаются места захоронения тел умерших в с. Шипицыно, д. Кирсановка, д. Гущино, бывшей д. Малокаиркуль. На администрацию Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить в муниципальную собственность земельные участки, на которых располагаются места захоронения тел умерших в с. Шипицыно, д. Кирсановка, д. Гущино, бывшей д. Малокаиркуль.

Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20).

По определению Большереченского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнение данного решения отсрочено до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16).

Во исполнение названного решения суда подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м., местоположением: <адрес>, которая была представлена в администрацию Большереченского муниципального района Омской области для утверждения.

Администрацией Большереченского муниципального района указанная схема ДД.ММ.ГГГГ направлена для согласования в ГУЛХ Омской области (л.д. 9-10).

Уведомлением ГУЛХ Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 55:02:130502, площадью 5188 кв.м., местоположением: Омская область, Большереченский район, Шипицынское сельское поселение, д. Гущино, отказано в связи с выявлением пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка в составе земель лесного фонда, расположенного на территории Большереченского муниципального района Омской области в лесном квартале урочища «Бывший совхоз «Кирсановский» Южного сельского участкового лесничества Большереченского лесничества, находящегося в федеральной собственности (л.д. 11-13).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Шипицынского сельского поселения обращалась в ГУЛХ Омской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, однако в предоставлении испрашиваемого лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования для организации мест погребения ДД.ММ.ГГГГ отказано (л.д. 106-111).

Данные обстоятельства явились основанием для обращения администрации Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омкой области в суд с настоящим иском к ГУЛХ Омской области, поскольку в связи с наличием пересечения образуемого земельного участка с землями лесного фонда администрация Шипицынского сельского поселения не может оформить в муниципальную собственность земельный участок для размещения кладбища в д. Гущино.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.

Виды использования лесов перечислены в п. 1 ст. 25 ЛК РФ. При этом такой вид использования лесов, как организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, указанная статья не предусматривает.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу требований пунктов 3, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Из положений ст.ст. 50, 51 указанного Федерального закона следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

На основании ч.ч. 1, 4 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По правилам ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением администрации муниципального образования Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень действующих кладбищ, расположенных на территории Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, в числе которых значится кладбище в д. Гущино (л.д. 28-29).

По информации ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке с размещенным на нем кладбищем, расположенным по адресу: <адрес>, находящимся в кадастровом квартале , в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 89-90, 126).

Вышеназванный образуемый земельный участок пересекает границы лесного участка в составе земель лесного фонда, расположенного на территории Большереченского муниципального района <адрес> в лесном квартале урочища «Бывший совхоз «Кирсановский» Южного сельского участкового лесничества Большереченского лесничества, находящегося в федеральной собственности (л.д. 12-13).

Вместе с тем, из проекта перераспределения земель совхоза «Кирсановский» Большереченского района Омской области, подготовленного Омским землеустроительным предприятием Запсибниигипрозема (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под спорным кладбищем относился к числу земель, переданных в ведение сельского Совета (л.д. 21-27), что также подтвердила в судебном заседании специалист-эксперт Межмуниципального Любинского отдела Управления Росреестра по Омской области ФИО7

Как следует из пояснений представителя ответчика ГУЛХ Омской области Лопащенко А.В., по плану лесонасаждений совхоза «Кирсановский» Большереченского межсовхозного лесхоза от 1985 года в месте расположения кладбища видны единичные деревья, что позволяет предположить, что в момент образования кладбища там деревьев не было.

Представленными в материалы дела фотографиями исследуемого кладбища подтверждается захоронение на данном кладбище людей как минимум в 1919 году и в 1933 году (л.д. 70-75).

Согласно информации ГУЛХ Омской области от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок, расположенный в кварталах урочища «Бывший совхоз «Кирсановский» Южного участкового лесничества Большереченского лесничества входит в границы лесного участка с кадастровым номером , что также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. При этом кадастровый номер данному земельному участку присвоен ДД.ММ.ГГГГ, а границы земельного участка до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 91-105).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы Большереченского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Омской области.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что общественное кладбище в д. Гущино образовалось задолго до формирования земель лесного фонда и ранее относилось к землям, переданным в ведение органов местного самоуправления.

Следует отметить, что в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь формируемого земельного участка под кладбищем в д. Гущино составляет <данные изъяты> кв.м., что не превышает площадь данного земельного участка, указанную в проекте перераспределения земель Совхоза «Кирсановский» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (5800 кв.м.) (л.д. 10, 21, 25, 26).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.

На землях историко-культурного назначения возможно размещение военных и гражданских захоронений, что предусмотрено п. 1 ст. 99 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что земельный участок, занимаемый общественным кладбищем, должен находиться в муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 1.1 ст. 43 указанного Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.

Таким образом, требование истца об установлении местоположения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Гущино и необходимого для его эксплуатации, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Гущино Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с координатами:

Номер точки Координаты
X Y
н1

Исключить из государственного лесного реестра сведения о местоположении границ образуемого земельного участка, занятого кладбищем в д. Гущино Шипицынского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в координатах согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, пересекающегося с границами земельного участка лесного фонда:

Номер точки Координаты
X Y
н1

                                        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Большереченский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                  Н.Ю. Андреева

Решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2023 года.

2-128/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Шипицынского сельского поселения
Ответчики
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области
Главное управление Лесного хозяйства Омской области
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу
Другие
Комитет по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области
Прокурор Омской области
прокуратура Большереченского района
Суд
Большереченский районный суд Омской области
Судья
Андреева Н.Ю.
Дело на сайте суда
bolsherechencourt.oms.sudrf.ru
12.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2023Передача материалов судье
19.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Подготовка дела (собеседование)
31.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее