Председательствующий по делу Дело №
судья Сергеева Д.П. 1 инст. 2-5098/2022
УИД 75RS0№-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Куклиной И.В.,
судей Кардаша В.В., Комковой С.В.,
при секретаре Разумове С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 30 марта 2023 года гражданское дело по иску и.о. Даурского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
«Исковые требования и.о. Даурского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о понуждении к действиям, удовлетворить.
Обязать федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить государственную охрану территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи, расположенного по адресу: <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами №).
Обязать федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить целостность периметрального ограждения пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи путем установки въездных ворот со стороны государственной границы с КНР».
Заслушав доклад судьи Комковой СВ., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указал следующее. По результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере обустройства и оснащения пунктов
пропуска через государственную границу Российской Федерации, проведенной прокуратурой в декабре 2021 года установлено, что на территории двустороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Олочи - Шивэй (ДАПП Олочи), расположенного по адресу: <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами № и №) размещены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольные функции в пункте пропуска. Установлено, что на территории пункта пропуска расположены мобильные модульные здания, занимаемые сотрудниками Читинской таможни, Пограничного Управления ФСБ России по <адрес>, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, Территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, предназначенные для обеспечения исполнения указанными государственными органами функций таможенного, пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контролей. Согласно п. 15 раздела I паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, ДАПП Олочи режим работы пункта пропуска установлен с 09.00 час. до 18.00 часов с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье являются выходными днями. В ходе проверки выявлен факт отсутствия охранного предприятия, осуществляющего охрану пункта пропуска после 18 часов в будние дни, а также в выходные дни. Охрана пункта пропуска фактически не осуществляется с 2017 года. Исходя из сведений, указанных в п. 13 паспорта ДАПП Олочи, ДАПП Олочи является постоянным пунктом пропуска, соответственно на территории пункта пропуска должно быть обеспечено круглосуточное соблюдение Правил режима в ПП. Соблюдение Правил режима в ПП обеспечено только в период работы пункта пропуска, в выходные дни, а также в ночное время суток допуск лиц на территорию пункта пропуска фактически не ограничивается, контроль за действиями посторонних лиц, сохранность имущества в пункте пропуска не обеспечиваются. Проверкой установлено, что на территории пункта пропуска находится имущество, числящееся на балансе Читинского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ «Росгранстрой»), а также государственных контролирующих органов, общей стоимостью 54 769 066,07 рублей. Здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (фактически ими используемые), подлежат государственной охране, организация которой должна быть обеспечена силами ФГКУ «Росгранстрой». Проведенной в декабре 2021 года проверкой установлены факты несоблюдения Читинским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» требований законодательства, регулирующего вопросы оборудования, обустройства, технического оснащения и эксплуатации пункта пропуска ДАПП Олочи. В нарушение вышеуказанных требований на пункте пропуска ДАПП Олочи нарушена целостность периметрального ограждения-отсутствуют въездные ворота со стороны государственной границы с Китайской Народной Республикой, что создает возможность беспрепятственного проникновения на территорию пункта пропуска лиц и транспортных средств. Имеющееся ограждение периметра пункта пропуска не числится на балансе ФГКУ «Росгранстрой», в связи с чем ограждение периметра пункта пропуска ФГКУ «Росгранстрой» фактически не обеспечено. Отсутствие государственной охраны пункта пропуска ДАПП Олочи, нарушение целостности периметрального ограждения в части отсутствия въездных ворот со стороны границы с КНР противоречит требованиям законодательства и интересам Российской Федерации в части обеспечения безопасности сотрудников контролирующих органов, несущих службу на пункте пропуска ДАПП Олочи, лиц, пересекающих границу через пункт пропуска, объектов, расположенных в пункте пропуска и защите объектов, расположенных на территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Из ответа Читинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» по результатам рассмотрения представления следует, что установленные законом требования к пунктам пропуска распространяются лишь на вновь строящиеся и действующие реконструируемые пункты пропуска, для проведения реконструкции пунктов пропуска необходимы бюджетные ассигнования, в связи с чем возможности устранить нарушения у филиала не имеется. И.о. Даурского транспортного прокурора просил суд обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице его Читинского филиала обеспечить государственную охрану территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи, расположенного по адресу: <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами №). Обязать ответчика восстановить целостность периметрального ограждения пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи путем установки въездных ворот со стороны государственной границы с КНР (т. 1, л.д.6-13).
Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>», Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, Читинская таможня.
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 28-33).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Давыдова М.В. просила решение суда отменить. В обоснование своих требований указала, что функции, полномочия и обязанности ФГКУ «Росгранстрой», а также порядок их осуществления определены положениями Устава ФГКУ «Росгранстрой», утвержденного распоряжением Министерства транспорта РФ № СА-788-р от <Дата>. Согласно пункту 3 Условий передачи, учета и хранения имущества техническое содержание и обслуживание имущества пунктов пропуска, прикрепленного за ФГКУ «Росгранстрой» на праве оперативного управления, осуществляет ФГКУ «Росгранстрой» через свои филиалы. Договорами аренды либо безвозмездного пользования на ФГКУ «Росгранстрой» возложена обязанность по содержанию и обслуживанию имущества пунктов пропуска. Передача имущества пункта пропуска подразделению государственного контроля осуществляется соответствующим филиалом ФГКУ «Росгранстрой» по акту приема-передачи. Согласно имеющимся актам приема-передачи ФГКУ «Росгранстрой» передало, а представитель органа государственного контроля принял имущество автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи. Акты подписаны материально-ответственными лицами Читинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» и материально-ответственными лицами подразделения государственного контроля. В соответствии с пунктом 7 Условий передачи, учета и хранения имущества, уполномоченные работники ФГКУ «Росгранстрой» по согласованию с руководителем подразделения государственного контроля осуществляют текущий контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества пунктов пропуска путем осмотра. Таможенная служба организовывает охрану объектов таможенной инфраструктуры. Положением о Федеральной таможенной службе предусмотрены полномочия, согласно которым таможенная служба осуществляет организацию охраны мест размещения таможенных органов и учреждений, в том числе размещения имущества таможенной службы на пункте пропуска ДАПП Олочи. Уставом ФГКУ «Росгранстрой» обеспечение государственной охраны пунктов пропуска не предусмотрено. В соответствии с пунктом <Дата>. Устава, ФГКУ «Росгранстрой» обеспечивает организацию сохранности имущества, закрепленного в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой, при этом ФГКУ «Росгранстрой» вправе самостоятельно определять перечень необходимых мероприятий для обеспечения сохранности находящегося в ведении учреждения имущества в рамках уставной деятельности и доведенных лимитов. Судом первой инстанции при вынесении решения не принята во внимание ст. 695 Гражданского кодекса РФ, согласно которой ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состояний, включая осуществление текущего и капитального ремонта и нести все расходы на ее содержание. Ст. 696 Гражданского кодекса РФ установлено, что ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи. В решении суда первой инстанции не приведены нормы, возлагающие обязанность по государственной охране пункта пропуска на ответчика. Совместным решением руководителей государственных контрольных органов и руководителя администрации пункта пропуска от <Дата> утвержден паспорт ДАПП Олочи, которым установлен режим (распорядок) работы с 10.30 до 18.00, технологический перерыв: с 13.30 до 14.00, выходной: суббота, воскресенье и дни государственных праздников в соответствии с постановлением Правительства РФ. Пункт пропуска является установленным местом пересечения государственной границы лиц, транспортных средств, товаров, животных. Пересечение через него осуществляется в строго установленное время. В иное время пункт пропуска не функционирует, следовательно, пересечение через государственную границу не осуществляется. Судом первой инстанции не принят во внимание довод заявителя, что понятия охрана государственной границы и охрана имущества на пункте пропуска должны разграничиваться (т. 2, л.д. 41-48).
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, представитель по доверенности Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> Голобокова О.С., представитель Читинской таможни Мыхтонюк С.А. просили решение суда оставить без изменения (т. 2, л.д. 92-94, л.д. 103-105, 115-116).
Представители третьих лиц Читинская таможня, Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика, полагавших необходимым решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представителя ФГКУ «ПУ ФСБ по Забайкальскому краю», полагавшего необходимым решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 3 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через государственную границу.
Согласно части 4 статьи 12 указанного Закона общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данные требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 930.
Материалами дела установлено, что актом проверки транспортного прокурора от 16.12.2021 г. установлен факт отсутствия охранного предприятия, осуществляющего охрану пункта пропуска после 18-ти часов в будние дни, в выходные дни, охрана пункта пропуска не осуществляется с 2017 г. На пункте пропуска ДААП Олочи нарушена целостность периметрального ограждения-отсутствуют въездные ворота со стороны государственной границы с КНР, что создает возможность беспрепятственного проникновения на территорию пункта пропуска лиц и транспортных средств. Имеющееся ограждение периметра пункта пропуска не числится на балансе ФГКУ «Росгранстрой» в связи с чем ограждение периметра пункта пропуска ФГКУ «Росгранстрой» фактически не обеспечено. Имеется необходимость обеспечения ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обязать обеспечить государственную охрану территории пункта пропуска и восстановления целостности периметрального ограждения пункта пропуска через государственную границу путем установки въездных ворот со стороны государственной границы с КНР.
27.12.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обустройства и оснащения пунктов пропуска в адрес Читинского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов «Росграницы» (л.д.4).
14.07.2022 внесено требование в порядке ст.ст.6,22 ФЗ «О прокуратуре РФ» с указанием о том, что отсутствует охранное предприятие, осуществляющее охрану пункта пропуска, фактически охрана пункта пропуска не осуществляется с 2017 г., в нарушение указанных требований в пункте пропуска отсутствует система охранной сигнализации периметра пункта пропуска; нарушена целостность периметрового ограждения, отсутствуют въездные ворота со стороны государственной границы с КНР, что создает возможность беспрепятственного проникновения на территорию пункта пропуска лиц и транспортных средств. В ходе выездной проверки в июне 2022 г. установлено, что указанные нарушения не устранены (л.д.31).
Согласно информации ФГКУ «Росгранстрой» в перечень движимого имущества, находящегося в ДАПП Олочи включено 42 объекта, балансовая стоимость который составляет 25 544 250,63 руб., остаточная стоимость равна 3 600 667,20 руб. (т.1, л.д.47).
Согласно паспорта ДАПП Олочи, пункт пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза классификация по режиму работы постоянный, классификация по статусу двусторонний, режим работы с 9.00 до 18.00, выходной суббота, воскресенье, технологический перерыв с 13.00 до 14.00. Сведения о контролирующих органах ПУ ФСБ РФ, Читинская таможня, Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю отдел государственного ветеринарного надзора на государственной границе РФ и транспорте, Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю отдел надзора в области карантина растений на государственной границе РФ и транспорта (т.1, л.д.42).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что отсутствие государственной охраны пункта пропуска ДАПП Олочи, нарушение целостности периметрального ограждения в части отсутствия въездных ворот со стороны границы с КНР противоречит требованиям законодательства и интересам РФ в части обеспечения безопасности сотрудников контролирующих органов, несущих службу на пункте пропуска ДАПП Олочи, лиц, пересекающих границу через пункт пропуска, объектов, расположенных в пункте пропуска и защите объектов, расположенных на территории пункта пропуска через государственную границу РФ.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с обязанием ФГКУ «Росгранстрой» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить целостность периметрального ограждения пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи путем установки въездных ворот со стороны государственной границы с КНР отклоняется.
Согласно части 5 статьи 3 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1) охрана Государственной границы Российской Федерации осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы Российской Федерации участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 482 (далее - Правила), установлено, что проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).
В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1308-р создано ФГКУ "Росгранстрой".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 159-р ФГКУ "Росгранстрой" отнесено к ведению Минтранса России.
Согласно части 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 5 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года N 930 (далее - Общие требования), предусмотрено, что территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение.
Кроме того, в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года N 930 Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной таможенной службе по согласованию с Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации поручалось утвердить типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, с учетом видов международного сообщения.
В частности, приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 8 мая 2008 года N 231 утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - Типовые требования). Также Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля утверждались 25 октября 2001 года директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее - Типовые технические требования).
Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 23 Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 688 (далее - Единые типовые требования), система инженерных средств охраны в пунктах пропуска состоит из ограждений и постов охраны, а при необходимости оборудуется инженерными проволочными заграждениями, защитно-оборонительными сооружениями, инженерными заграждениями для ограничения скорости и остановки транспортных средств и наблюдательными вышками.
Отсутствие в ДАПП Олочи периметрального ограждения пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи путем установки въездных ворот со стороны государственной границы с КНР свидетельствует о его несоответствии требованиям, которые установлены для функционирующих пунктов пропуска действующим законодательством, в связи с чем имеется необходимость возложения на ФГКУ "Росгранстрой" обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить соответствующие въездные ворота со стороны государственной границы с КНР.
Доводы жалобы о том, что уставом ФГКУ «Росгранстрой» обеспечение государственной охраны пунктов пропуска не предусмотрено, согласно имеющимся актам приема-передачи, ФГКУ «Росгранстрой» передало, а представитель органа государственного контроля принял имущество автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП Олочи, акты подписаны материально-ответственными лицами Читинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» и материально-ответственными лицами подразделения государственного контроля, которые должны осуществлять охрану каждый своего имущества, отклоняются.
Согласно абз. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранная деятельность коммерческих организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране.
В соответствии с названным Перечнем здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, относятся к объектам, подлежащим государственной охране (пункт 1).
В силу ст. 5 Федерального закона от 27.05.1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии с главой 1 п. 1.2 Устава ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" данное учреждение, учредителем которого является Правительство Российской Федерации в лице Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Установив, что объекты, переданные ФГКУ "Росгранстрой" для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, относятся к числу объектов, подлежащих государственной охране, и не находятся под охраной, суд первой инстанции, в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства, Устава ФГКУ "Росгранстрой", пришел к обоснованному выводу о наличии нарушений действующего законодательства в части обеспечения государственной охраны пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе о нахождении данных объектов в пользовании третьих лиц, передача имущества имеет фактически правовую основу договора безвозмездного пользования, то есть с момента передачи имущества ссудополучатель несет ответственность за его сохранность и на него возлагается риск случайной гибели, утраты или повреждения имущества основанием для освобождения ответчика от выполнения данной обязанности не является, поскольку ответчик специально создан Правительством Российской Федерации для осуществления данных функций, возложенных на него Уставом.
Кроме того, имущество, находящееся в ДАПП Олочи, находится в оперативном управлении и числится на балансе ФГКУ «Росгранстрой», то в соответствии с п.3.3.11 Устава ФГКУ «Росгранстрой» обязан обеспечить организацию сохранности указанного имущества.
Податель апелляционной жалобы не учитывает, что установление в пункте 1 вышеназванного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса, что отражено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1863-О-О.
Доводы о том, что установленные законом требования к пунктам пропуска распространяются лишь на вновь строящиеся и действующие реконструируемые пункты пропуска, для проведения реконструкции пунктов пропуска необходимы бюджетные ассигнования, в связи с чем возможности устранить нарушения не имеется, ФГКУ «Росгранстрой» вправе самостоятельно определять перечень необходимых мероприятий для обеспечения сохранности находящегося в ведении учреждения имущества в рамках уставной деятельности и доведенных лимитов, судебной коллегией отклоняются. Отсутствие или недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения государственного органа или специально созданного учреждения от надлежащего выполнения возложенных на него нормативным актом обязанностей. Указанный довод не может являться основанием для освобождения ФГКУ «Росгранстрой», осуществляющего функции государственного заказчика в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ от обязанности провести материально-техническое оснащение пункта в соответствии с действующими нормативными требованиями.
Довод жалобы о том, что пункт пропуска является установленным местом пересечения государственной границы лиц, транспортных средств, товаров, животных, пересечение через него осуществляется в строго установленное время, в иное время пункт пропуска не функционирует, следовательно, пересечение через государственную границу не осуществляется, отклоняется за необоснованностью, так как не свидетельствует об отсутствии необходимости охраны пункта пропуска.
Довод жалобы об обязанности органов пограничного контроля обеспечивать сохранность имущества, находящегося в пунктах пропуска несостоятелен. Как следует из положений абз.3,4 ст.3, абз.2 ст.9, абз. 2 ст.11 Закона РФ от <Дата> № «О государственной границе РФ» установление и обеспечение органами пограничного контроля режима в пункте пропуска, являющегося частью приграничной территории, специально предназначенного для пересечения гражданами государственной границы на законных основаниях, направлено не на охрану имущества, находящегося в пункте пропуска, а на охрану государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима (ст.3, 9).
Таким образом, решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в <адрес>, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено: <Дата>
Председательствующий И.В. Куклина
Судьи В.В. Кардаш
С.В. Комкова