Дело № 2а-507/2019
Принято в окончательной форме:
21.05.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области к Малахову Игорю Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 2, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Малахову И.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области, осуществлял предпринимательскую деятельность. В связи с чем, в силу п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ, кодекс) признается плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 430, ст. 432 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, самостоятельно уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
В связи с наличием задолженности, на этапе досудебного урегулирования спора Инспекция в соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 НК РФ направила налогоплательщику требования от 13.07.2017 № 255535 со сроком исполнения до 02.08.2017, а также требования от 20.09.2017, от 17.04.2018,от 25.07.2018.
Задолженность в размере 26 822 рубля 94 копейки, в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 796 рублей 85 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 601 рубль 77 копеек, недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 19 356 рублей 48 копеек, пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 067 рублей 84 копейки образовалась до 01 января 2017 года.
Ссылаясь на то, что налоговый орган не вправе самостоятельно принимать решение о признании недоимки и задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежными к взысканию при отсутствии оснований, указанных в пункте 1 статьи 59 НК РФ, просит суд восстановить срок для подачи искового заявления, взыскать с Малахова И.В. задолженность в размере 26 822 рубля 94 копейки.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Малахов И.В. в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по известному месту жительства. В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу ч.2 ст.289 названного Закона неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статей 19, 52 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 430 Кодекса, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Пунктом 1 статьи 432 Кодекса установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Как установлено судом, Малахов И.В. с 03.08.2012 по 16.08.2017 являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на учете в МИФНС России № 2 по Мурманской области.
За период до 1 января 2017 года у административного ответчика образовалась задолженность по уплате страховых взносов, право на взыскание которой с 01 января 2017 года на основании внесенных изменений в законодательство передано от органов Пенсионного фонда в компетенцию налоговых органов.
Согласно материалам дела, МИФНС № 2 по Мурманской области административному ответчику направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в общей сумме 23 153 рубля 33 копейки от 13.07.2017 № 25535 со сроком исполнения до 02.08.2017.
В дальнейшем административным истцом Малахову И.В. выставлялись требования от 20.09.2017, 14.04.2018, 25.07.2018, в которых производились доначисления неустоек на имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов.
Однако, в установленный срок, в том числе и по последнему требованию № 100884 от 25.07.2018 – 14.08.2018 обязанность по оплате задолженности административным ответчиком добровольно не исполнена.
Факт направления требования административным ответчиком не оспорен, доказательств, свидетельствующих о невозможности его получения, суду не представлено.
Согласно положениям п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании недоимки подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление поступило в суд 11.03.2019, то есть с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ.
При этом административный истец просит восстановить пропущенный для обращения в суд срок.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, суд считает, что пропуск срока подачи заявления в суд обусловлен бездействием налогового органа и не подлежит восстановлению.
Направление административным ответчиком требований от 20.09.2017, 13.07.2017, 25.07.2018 не свидетельствует об уважительности пропуска срока для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, образовавшейся в период осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности, т.е. до августа 2018 года.
Нарушение предусмотренных данными статьями сроков приводит к взысканию страховых взносов и пеней с налогоплательщика без ограничения срока, что является недопустимым.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-290, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области к Малахову Игорю Владимировичу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Т.А. Мохова