Дело № 2-992/2016
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза 24 октября 2016 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Аброськиной Л.В.,
при секретаре Орешкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кульбаковой Марии Васильевны к Министерству Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истец Кульбакова М.В. в лице представителя по доверенности Лысенковой М.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что на основании ордера № от (Дата), выданного Пензенским КЭЧ района рабочему Ф.И.О.8 на состав семьи 3 человека, он, жена Кульбакова М.В. и дочь Кульбакова Е.М. были вселены в квартиру № по адресу: <...>. Данная квартира состоит из одной жилой комнаты, общей площадью <...>, жилой площадью <...>. Брак между Кульбаковой М.В. и Ф.И.О.8 был расторгнут 05.06.2012г. Истцом письменное обращение о приватизации квартиры было отправлено (Дата) в Министерство Обороны РФ. Был дан ответ, что вопрос о приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны РФ. Письменное обращение было направлено в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о приватизации данной квартиры, ответа не поступило. Письменное обращение было направлено в ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» <...> (Дата) о приватизации спорной квартиры. Согласно ответу признание права собственности на занимаемое жилое помещение возможно в порядке гражданского судопроизводства. Было послано письменное обращение в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений МО РФ». Заявление о приватизации квартиры отправлено в 1 отдел <...> ФУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ». Дан письменный ответ, что заявление отправлено в Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» <...>. С Территориального отделения <...> ФГКУ «Центррегионжилье» от 15.08.2016г. дан ответ, что по вопросу заключения договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан и за разъяснениями порядка предоставления документов, необходимых для приватизации, следует обратиться в ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Указывает, что Пензенская КЭЧ района без законных оснований признала квартиру № служебной и включила в списки специализированного жилищного фонда. Однако были получены ответы с администрации Леонидовского сельсовета, в которых было указано, что квартира не была признана служебной. Просила признать право собственности на <...> за Кульбаковой М.В. площадью <...>, жилой площадью <...>.
Истец Кульбакова М.В., извещенная о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Своим заявлением просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, с участием представителя Лысенковой М.А., исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца Лысенкова М.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить признать за Кульбаковой М.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <...>, дала пояснения по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
В судебное заседание представители ответчиков – Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представили.
Представитель третьего лица - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ в судебное заседание не явился, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица - 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился. Своим заявлением представитель 1 отдела <...> ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности Юсов В.В. просил суд рассматривать гражданское дело без участия их представителя, решение вынести согласно действующего законодательства.
Представитель третьего лица - администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился. Своим заявлением глава администрации Булатова О.А. просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя администрации, с заявлением согласна.
Суд считает доказательства, представленные стороной истца, достаточными и с согласия его представителя рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что предметом спора является квартира, общей площадью <...>, расположенная по адресу: <...> <...> <...>.
КЭЧ <...> Ф.И.О.8 (Дата) был выдан ордер № на состав семьи 3 человека (он, жена Кульбакова М.В. и дочь Ф.И.О.4) на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <...>.
Согласно представленному свидетельству о расторжении брака I-ИЗ № брак между Ф.И.О.8 и Кульбаковой М.В. был прекращен 05.10.1996г. на основании решения Тоцкого районного суда <...> от 26.09.1996г., о чем составлена запись акта о расторжении брака №.
Как следует из копии домовой книги, справки администрации сельсовета и справки начальника РЭУ № Филиала «Пензенский» АО «Славянка» Ф.И.О.8 был зарегистрирован в спорной квартире до (Дата), в настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает лишь Кульбакова М.В.
Согласно финансово-лицевому счету № на имя нанимателя Кульбаковой М.В. задолженности на 31.07.2016г. по коммунальным платежам на квартиру, расположенную по адресу: <...>, не имеется.
В соответствии с кадастровым паспортом помещения квартира площадью 33,2 кв.м, поставлена на кадастровый учет и находится по адресу: <...>, <...>
В соответствии со ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу п.6 ст.15 ФЗ №76-ФЗ от 06.03.1998 года «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с п.2 «Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения», утвержденного приказом министра обороны РФ от 22.08.2011 года №1450дсп, предоставление военнослужащему жилого помещения общей площадью сверх нормы, установленной ст.15.1 Закона, осуществляется при волеизъявлении военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения с обязательным условием заключения с военнослужащим договора социального найма жилого помещения
или принятия решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.
Согласно ответу 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» от 26.07.2016г. №14/1-2728 на заявление Кульбаковой М.В. о приватизации квартиры за 1 отделом (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» закреплена территория Самарской области, иные субъекты РФ закреплены за другими территориальными подразделениями ФГКУ «Центррегионжилье».
В ответе ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России от 02.08.2016г. на заявление Кульбаковой М.В. указано, что вышеназванный дом числится на балансе ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ, которое не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, поскольку в соответствии с уставом учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением без согласия собственника – Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность. Истице рекомендовано обратиться в суд.
В приобщенном к материалам дела письме из Министерства Обороны РФ от (Дата) на заявление Кульбаковой М.В. по вопросу приватизации квартиры, расположенной по адресу: <...> указано, что вопрос приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны России.
На обращение Кульбаковой М.В. по вопросу приватизации ФГКУ «Центррегионжилье» Отделение (территориальное, г. Пенза) от 15.08.2016г. № 17/1545/1 указал, что по вопросу заключения договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан и за разъяснением порядка предоставления документов, необходимых для приватизации, Кульбаковой М.В. следует обратиться в ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ», находящееся по адресу: <...>.
Начальник отдела Департамента имущественных отношений МО РФ письмом от 23.08.2016 г. ставит истицу в известность о том, что приказом Министра обороны РФ 2011 года № 2376 вышеуказанное жилое помещение передано в собственность муниципального образования Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемыми органами местного самоуправления с гражданином.
Как предусмотрено п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", законодатель указал, что военнослужащие должны получать в собственность только те жилища, которые находятся в федеральной собственности, и только через тот федеральный орган исполнительной власти, в подведомственных которому структурах военнослужащий проходил военную службу (через Министерство обороны Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из п. «и» ч.2 вышеуказанного постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Министерство обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения МО РФ являются надлежащими ответчиками, поскольку постановлением Правительства РФ № 1053 Министерству обороны РФ переданы полномочия, в том числе по приватизации государственного имущества и находящегося в ведении Министерства обороны РФ.
Ответчики право истца на приватизацию занимаемого жилого помещения не оспаривают, письменных возражений на иск в суд не направили.
Как следует из ч.1 ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно представленным в суд доказательствам, ранее истица правом на бесплатную передачу жилого помещения в собственность не воспользовались.
Согласно справке администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области от (Дата), Кульбакова М.В., (Дата), проживала и была зарегистрирована с (Дата) по настоящее время по адресу: <...>. С июля 1991 года по настоящее время в приватизации на территории Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области не участвовала.
Истец постоянно зарегистрирована в спорной квартире с (Дата), что подтверждается копией паспорта и копией финансово-лицевого счета №, выпиской из домовой книги, приобщенными к материалам дела.
Признание права собственности на спорное жилое помещение не нарушит прав и законных интересов иных лиц.
Исследовав в судебном заседании представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд признает их таковыми, а в своей совокупности – достаточными для удовлетворения требований истца о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, в порядке приватизации.
С учетом вышеизложенного, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований истца к ответчикам - Министерству обороны РФ и Департаменту жилищного обеспечения МО РФ - поскольку в соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Кульбакова М.В. приобрела и имеет право на однократное бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемой ею спорной квартиры, и реализовать свое право в ином порядке, как установлено судом, истец не имеет возможности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Кульбаковой Марии Васильевны к Министерству Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Кульбаковой Марией Васильевной, (Дата) года рождения, право собственности на <...> <...> <...>, общей площадью 33,2 кв.м, в порядке приватизации.
Ответчиками может быть подано в Пензенский районный суд Пензенской области заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: