РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года город Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сироткиной Т.П.,
при секретаре Жуковой Т.С.,
с участием представителя истца Тульского природоохранного прокурора – старшего помощника Узловского межрайонного прокурора Тульской области Шайкиной Е.Г.,
представителя ответчика ООО «УК г.Узловая» по доверенности Рогова А.С.,
представителя третьего лица администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Якубовой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-489/2024 (УИД 71RS0021-01-2024-000468-09) по исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «УК г.Узловая», конкурсному управляющему ООО «УК г.Узловая» Крючкову Александру Николаевичу, ликвидатору Кошину Аркадию Вячеславовичу о признании бездействия незаконным и обязании провести работы по закрытия полигона твердых коммунальных отходов,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК г.Узловая» о признании бездействия незаконным и обязании провести работы по закрытия полигона твердых коммунальных отходов, мотивируя свои требования тем, что им проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления в отношении ООО «УК г.Узловая», с ходе которой установлено, что ООО «УК г.Узловая» с 08.09.2011 зарегистрированы в качестве юридического лица. Общество имеет лицензию от 21.02.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности. Общество эксплуатировало объект НВОС 1 категории — полигон ТКО, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, 500 м на юго-восток от края жилой застройки д.Петровское, который является объектом размещения отходов. Для данных целей между ООО «УК г.Узловая» и Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район 01.02.2016 заключен договор аренды №112 в отношении земельного участка с КН 71:20:010806:30, категория земель — земли промышленности, площадью 80000 кв.м., разрешенное использование — специальная деятельность, сроком до 01.02.2031. Согласно договору при его расторжении или отказа одной из сторон от исполнения договора арендатор в срок до дня прекращения действия договора обязан за свой счет привести участок в состояние, позволяющее использовать его в соответствии с разрешенным использованием. 21.03.2019 между ООО «УК г.Узловая» и Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район заключен договор аренды земельного участка с КН 71:20:010801:336, категория земель — земли промышленности, площадью 40000 кв.м., для размещения свалки, на срок 12 лет. Указанные земельные участки использовались ООО «УК г.Узловая» для размещения твердых коммунальных отходов в качестве полигонов. Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2023 деятельность ООО «УК г.Узловая» по размещению ТКО на земельных участках прекращена в связи с исчерпанностью вместимости полигона и невыполнением обществом предписаний контролирующего органа. 06.04.2023 в адрес администрации МО Узловский район ООО «УК г.Узловая» направлены уведомления о расторжении договоров аренды в связи с прекращением деятельности. Прекращение договоров зарегистрировано в Управлении Росреестра по Тульской области 11.07.2023, при этом администрацией МО Узловский район недвижимое муниципальное имущество по акту приема-передачи не принято, расторжение договора не подписано, поскольку арендатором не выполнены условия по приведению земельных участков в надлежащее состояние. Арендатором не предприняты меры по выводу объекта размещения ТКО из эксплуатации, рекультивация территории не проведена. В то же время с мая 2023 года с полигона снята охрана, вывезена техника, но намерения приступить к рекультивации отсутствуют. 23.05.2023 ООО «УК г.Узловая» принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор. С мая по ноябрь 2023 года органом местного самоуправления с привлечением специальных сил и средств ликвидировано более 57 самопроизвольных возгораний полигона, что негативно влияет на экологическую обстановку.
На основании изложенного, просит признать бездействие ООО «УК г.Узловая» по закрытию полигона ТКО, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, 500 м на юго-восток от края жилой застройки д.Петровское в установленном законом порядке незаконным, обязать ООО «УК г.Узловая» провести работы по закрытию полигона ТКО, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, 500 м на юго-восток от края жилой застройки д.Петровское, в установленном законом порядке, а именно: последний слой отходов засыпать слоем грунта, укрепить наружные откосы полигона до высоты складирования отходов, засыпав их растительным грунтом, осуществлять контроль за состоянием подземных и поверхностных вод, атмосферы, почвы, растительности на полигоне и в зоне возможного неблагоприятного полигона до начала его рекультивации в установленном порядке, принять меры к минимизации пожароопасности закрытого полигона, организовать на закрытом полигоне ограничительные меры по недопущению несанкционированного размещения на данном полигоне отходов.
Определениями Узловского районного суда Тульской области к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ликвидатор Кошин А.В., конкурсный управляющий ООО «УК г.Узловая» Крючков А.Н., в качестве третьего лица привлечен Комитет по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район.
От ответчика представителя конкурсного управляющего ООО «УК г.Узловая» Крючкова А.Н. по доверенности Рогова А.С. поступили возражения на исковое заявление, в которых указал, что ООО «УК г.Узловая» до 31.05.2023 арендовало два земельных участка, которые использовались для размещения отходов — с КН 71:20:010806:30 на основании договора аренды №112 от 01.02.2016 и с КН 71:20:010806:336 на основании договора аренды №17 от 21.03.2019. Земельные участки использовались в соответствии с категорией земель и видом разрешенного использования. На основании решения Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2022 деятельность по размещению отходов прекращена. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов прекращена. 02.06.2023 компания направила Комитету по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район предложение о направлении на участки представителя для составления актов приема-передачи земельных участков, однако Комитет сообщил, что готов принять участки только после рекультивации земель. На основании уведомлений о расторжении договоры аренды №112 и №17 погашены Управлением Росреестра по Тульской области. Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.03.2024 ООО «УК г.Узловая» признано несостоятельным (банкротом). Сроком на 6 месяцев (до 27.09.2024) открыто конкурсное производство. Ссылаясь на положения п.п.32,33 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, считает, что необходимым условием закрытия полигона является изоляция размещенных отходов слоем грунта, что в соответствии с положениями Закона №89-ФЗ является захоронением отходов, что в свою очередь является одним из видов размещения отходов, однако деятельность общества по размещению отходов прямо запрещена решением Арбитражного суда. Таким образом, ответчик не может выполнить условия, необходимые для закрытия полигона, в силу прямого судебного запрета. В отношении требований о проведении работ по закрытия полигона ответчик также возражает, поскольку работы по засыпке последнего слоя отходов слоем грунта представляет собой окончательную изоляцию отходов, что является захоронением отходов, что в свою очередь является видом работ по размещению отходов. Данная деятельность запрещена решением Арбитражного суда. Также указал, что в настоящее время ответчик не является ни собственником, ни владельцем полигона, в связи с чем не обязан проводить мониторинг окружающей среды, принимать меры к минимизации пожароопасности закрытого полигона и ограничению допуска посторонних лиц на полигон. Считает, что поскольку владельцем полигона является Комитет по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район, то именно он обязан контролировать состояние подземных и поверхностных вод, атмосферы, почвы, растительности на полигоне и в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона до начала рекультивации. На основании изложенного, просит в иске отказать.
Представитель истца Тульского природоохранного прокурора - старший помощника Узловского межрайонного прокурора Тульской области Шайкина Е.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Ликвидатор Кошин А.В. и конкурсный управляющий ООО «УК г.Узловая» Крючков А.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, доверили представление своих интересов представителю по доверенностям Рогову А.С. который в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Якубова Е.Л. в судебном заседании считала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Комитета по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений не представил.
Представитель третьего лица Приокского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в решении полагается на усмотрение суда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст.3 ГПК РФ каждому заинтересованному лицу в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, гарантирована возможность обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В рассматриваемом случае, направляя в суд исковое заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 года №1-ФЗ «Об охране окружающей среды» прокурор действовал в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Узловский район.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предписано, что собственник земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.
Согласно п. 4 статьи 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как установлено судом, 08.09.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации юридического лица ООО «УК г.Узловая» (ИНН 7107531688, ОГРН 1117154024932).
Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительные виды деятельности — сбор отходов, обработка и утилизация отходов.
16.08.2012 обществу выдана лицензия 071 №00047 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Повторно лицензия на осуществление указанных видов деятельности получена обществом 21.02.2017 (лицензия (71)-2992-СР).
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ, сформированной на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ по адресу: https://egrul.nalog.ru.
01.02.2016 Комитет по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район, действуя от имени муниципального образования Узловский район (арендодатель) и МУП жилищно-эксплуатационного хозяйства «Жилкомхоз» муниципального образования Узловский район (арендатор) заключили договор аренды земельного участка №112, по условиям которого арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:20:010806:30, категория земель — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 80000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир от края жилой застройки, участок находится примерно в 350 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: обл.Тульская, р-н Узловский, д.Перовское, МО Партизанское (далее — участок), вид разрешенного использования — специальная деятельность.
13.05.2016 МУП жилищно-эксплуатационного хозяйства «Жилкомхоз» муниципального образования Узловский район (первоначальный арендатор)) и ООО «УК г.Узловая» (новый арендатор) заключили договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01.06.2016 №112, по условиям которого новый арендатор принял на себя обязательства по договору аренды, оставшийся срок аренды — до 01.02.2031. Все права и обязанности по данному договору переданы первоначальным арендатор новому арендатору в полном объеме.
21.03.2019 Комитет по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район, действуя от имени муниципального образования Узловский район (арендодатель) и ООО «УК г.Узловая» (арендатор) заключили договор аренды земельного участка №17, по условиям которого арендатор принял в аренду для размещения свалки земельный участок с кадастровым номером 71:20:010801:336, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 40000 кв.м., адрес: земельный участок расположен севернее земельного участка с кадастровым номером 71:20:010801:242. расположенного по адресу Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, в 2001 м северо-восточнее д.Большая Россошка, д.16, именуемый в дальнейшем «участок». Договор заключен на срок 12 лет.
Данные земельные участки эксплуатировались обществом в качестве полигона для размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) — объект НВОС I категории (код объекта 70-0171-001022-П) полигон ТКО, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, 500 м на юго-восток от края жилой застройки д.Петровское.
Полигон зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов, рег. №71-00019-3-00592-250914.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.11.2022 (дело №А68-11419/2021) по иску Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ООО «УК г.Узловая» прекращена деятельность по сбору и размещению отходов на объекте размещения отходов, расположенном на земельном участке по адресу: Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, 500 м на юго-восток от края жилой застройки д. Петровское, который является объектом размещения отходов, зарегистрированный в государственном реестре объектов размещения отходов с регистрационным номером 71-00019-3-00592-250914.
Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, выданная ООО «УК г.Узловая» прекращена Приокским межрегиональным Управлением Росприроднадзора на основании заявления ООО «УК г.Узловая» и приказа Управления от 20.04.2023 №279-ОЛ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.03.2024 (дело №А68-11249/2023) ООО «УК г.Узловая» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев (до 27.09.2024), конкурсным управляющим утвержден Крючков А.Н.
16.05.2023 юридическим лицом ООО «УК г.Узловая» принято решение о ликвидации. Сведения о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора внесены в ЕГРЮЛ 23.05.2023. Ликвидатором назначен один из учредителей юридического лица Кошин А.В.
На основании п.п. 6.3 – 6.6 вышеуказанных договоров, арендатор вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом арендодателя. Об одностороннем отказе от исполнения договора одна сторона предупреждает другую сторону за один месяц. Предупреждение об отказе от договора производится заказным письмом с уведомлением.
Предупреждение считается исполненным в день его получения другой стороной, а в случае отсутствия другой стороны – в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии другой стороны по всем адресам, указанным в договоре. По истечении указанного срока, исчисленного со дня исполнения предупреждения, договор считается расторгнутым.
С заявлением о государственной регистрации прекращения договора обращается сторона, отказавшаяся от исполнения договора.
Воспользовавшись правом, предоставленным арендатору разделом 6 указанных договоров, ООО «УК г. Узловая» 06.04.2023 направило в адрес истца уведомления, которые получены арендодателем 10.04.2023. Таким образом, спорные договоры аренды считаются расторгнутыми с 11.05.2023.
ООО «УК г. Узловая» обратилось в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о прекращении регистрации права аренды по договорам аренды от 01.02.216 № 112, 21.03.2019 № 17.
11.07.2023 Управление Росреестра по Тульской области на основании заявления арендатора погасило записи об аренде земельных участков.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.03.2024 (дело №А68-12311/2023) отказано в удовлетворении требований Комитета по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконными действий по прекращению с 11.07.2023 в ЕГРН записи о государственной регистрации договоров аренды от 01.02.2016 № 112 земельного участка с кадастровым номером 71:20:010806:30, от 21.03.2019 № 17 земельного участка с кадастровым номером 71:20:010801:336. Таким образом, договоры аренды №112 и №17 прекратили свое действие.
Между тем, земельные участки арендодателем не приняты в связи с тем, что ООО «УК г.Узловая» не исполнило в полном объеме обязательства, установленные в разделе 6 каждого договора.
Так, согласно п.6.7 каждого из договоров аренды при расторжении договора или отказе одной из сторон от исполнения договора аренды арендатор в срок до дня прекращения действия договора обязан за свой счет привести участок в состояние, позволяющее использовать его в соответствии с разрешенным использованием, в том числе арендатор обязан: снести самовольные постройки, устранить разрыхления, захламление, загрязнение и другие виды порчи участка.
При расторжении договора или отказе от договора стороны обязаны подписать акт приема-передачи участка (п.6.8 договоров).
При этом в п.6.9 договоров указано, что расторжение договора аренды или отказ от исполнения договора не прекращает обязанностей арендодателя по уплате задолженности по арендной плате, по уплате пени, обязанностей, указанных в п.6.7 договора.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется согласно предоставленной им компетенции, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора и согласно их компетенции.
Органом осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370», является Росприроднадзор.
Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора 26.05.2023 проведена выездная проверка в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении полигона ТКО.
Согласно акту проверки с 28.06.2021 (дата окончания последней проверки) по 26.05.2023 ООО «УК г.Узловая» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения и в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, допускает несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на полигоне ТКО, вместимость которого исчерпана, не исполняет обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Также общество допустило сокрытие, несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды, осуществляет размещение ТКО на полигоне с отступлением от прошедшего государственную экологическую экспертизу рабочего проекта.
Таким образом, хотя договоры аренды №112 и №17 земельных участков прекратили свое действие, обязательства арендатора в части приведения земельных участков в состояние, позволяющее их использовать в соответствии с разрешенным использованием, не исполнены и полигон ТКО является объектом, загрязняющим окружающую среду.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 утверждены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее — Единые требования).
Согласно п. 32 — п.36 Единых требований объект размещения твердых коммунальных отходов подлежит выводу из эксплуатации:
после заполнения объекта размещения твердых коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на строительство или реконструкцию этого объекта;
по решению суда при рассмотрении исковых требований о прекращении деятельности на объекте в связи с установлением в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды факта изменения показателей качества окружающей среды и отсутствием принимаемых мер для устранения такого загрязнения.
Вывод из эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов включает следующие мероприятия:
прекращение приема и размещения отходов собственником и (или) эксплуатирующей организацией;
проведение мероприятий по сохранению объекта размещения твердых коммунальных отходов в безаварийном состоянии, изоляции захороненных отходов, исключающей их негативное воздействие на окружающую среду, контролю состояния объекта размещения твердых коммунальных отходов и состояния окружающей среды в месте его размещения.
На объекте размещения твердых коммунальных отходов в ходе его ликвидации и после завершения ликвидации собственником (владельцем) объекта должен обеспечиваться контроль состояния изоляции твердых коммунальных отходов, состояния оборудования природоохранного назначения и контроль воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном законодательством в области охраны окружающей среды, а также контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Прекращение производственного экологического контроля за состоянием ликвидируемого объекта размещения твердых коммунальных отходов и его воздействием на окружающую среду возможно по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения твердых коммунальных отходов из эксплуатации, и только в случаях, если по результатам производственного экологического контроля оценки воздействия на окружающую среду подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ликвидация объекта размещения твердых коммунальных отходов включает в себя мероприятия по демонтажу установленного на объекте размещения твердых коммунальных отходов оборудования, удалению и (или) изоляции захороненных на нем отходов, восстановлению природной среды, восстановлению нарушенных при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта размещения твердых коммунальных отходов земель в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что ООО «УК г.Узловая» мероприятия по выводу из эксплуатации объекта размещения ТКО не выполнены.
Минстроем России 02.11.1996 утверждена Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (далее — Инструкция).
Согласно п.2.19-2.21 Инструкции закрытие полигона для приема ТБО осуществляется после отсыпки его на проектную отметку, установленную заданием, на высоконагружаемых полигонах со сроком эксплуатации не менее 5 лет допускается превышение проектной отметки на 10%.
Последний слой отходов перед закрытием полигона засыпается слоем грунта с учетом дальнейшей рекультивации. При планировке изолирующего слоя необходимо обеспечивать уклон к краям полигона.
Устройство изолирующего слоя полигона определяется заданием по его рекультивации.
Укрепление наружных откосов полигона должно проводиться с начала эксплуатации полигона по мере увеличения высоты складирования. Материалом для засыпки наружных откосов полигона служит предварительно снятый при его строительстве растительный грунт.
Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо производить их озеленение непосредственно после укладки изолирующего слоя. По склонам высаживаются защитные насаждения и устраиваются террасы. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями и приводится в разделе 3 «Рекультивация территорий закрытых полигонов».
На участках, используемых в последующем под открытые склады тары непищевого назначения, толщина верхнего изолирующего слоя должна составлять не менее 1,5 м. При использовании рекультивированной территории полигона под выращивание сельскохозяйственной продукции, садово-ягодных растений и лесопосадок толщина верхнего изолирующего слоя может быть изменена в зависимости от вида выращиваемых культур растений. Верхний слой отходов до их укрытия изоляцией должен быть тщательно уплотнен до плотности не менее 750 кг/куб. м.
На дату рассмотрения дела указанные мероприятия ООО «УК г.Узловая» не проведены, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Согласно положениям ч.ч.1,2,4 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
В силу положений ч.ч.2,3,4 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с указанными норами закона суд считает, что бездействие ликвидатора юридического лица ООО «УК г.Узловая» Кошина А.В. по закрытию полигона ТКО является незаконным и возлагает на него обязанность провести работы по закрытия спорного полигона твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «УК г.Узловая», конкурсному управляющему ООО «УК г.Узловая» Крючкову Александру Николаевичу, ликвидатору Кошину Аркадию Вячеславовичу о признании бездействия незаконным и обязании провести работы по закрытия полигона твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «УК г.Узловая» (ОГРН 1117154024932, ИНН 7107531688) по закрытию полигона ТКО - объекта НВОС I категории (код объекта 70-0171-001022-П), расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, 500 м на юго-восток от края жилой застройки д.Петровское, регистрационный номер в государственном реестре объектов размещения отходов 71-00019-3-00592-250914.
Обязать ООО «УК г.Узловая» (ОГРН 1117154024932, ИНН 7107531688) провести работы по закрытию полигона ТКО - объекта НВОС I категории (код объекта 70-0171-001022-П), расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, МО Партизанское, 500 м на юго-восток от края жилой застройки д.Петровское, регистрационный номер в государственном реестре объектов размещения отходов 71-00019-3-00592-250914, в установленном законом порядке, а именно: последний слой отходов засыпать слоем грунта, укрепить наружные откосы полигона до высоты складирования отходов, засыпав их растительным грунтом, осуществлять контроль за состоянием подземных и поверхностных вод, атмосферы, почвы, растительности на полигоне и в зоне возможного неблагоприятного полигона до начала его рекультивации в установленном порядке, принять меры к минимизации пожароопасности закрытого полигона, организовать на закрытом полигоне ограничительные меры по недопущению несанкционированного размещения на данном полигоне отходов.
В удовлетворении исковых требований к другим ответчикам отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий Т.П. Сироткина