Дело № 2-358/2024 04 марта 2024 года
78RS0018-01-2021-003824-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой И.В.,
при секретаре Зайцевой В.Н.,
при участии прокурора Куликовой Е.В.,
с участие адвоката Дубровиной Е.В., Англиновой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Соньта М.Г. к Гулиеву З.А. Оглы о признании утратившим право пользования, снятии с регистрационного учета,
у с т а н о в и л:
Соньта М.Г. обратилась в Петродворцовый районный суд с иском к Гулиеву З.А. Оглы о признании утратившим право пользования, снятии с регистрационного учета, указав, что она на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем квартиры <адрес>, в квартире так же зарегистрирована ее дочь <данные изъяты> и бывший супруг Гулиев З.А. Оглы, который не проживает с момента расторжения брака. Полагает, что регистрация ответчика существенно ограничивает права по распоряжению указанным жилым помещением.
Истец Соньта М.Г. в суд явилась, ее представитель адвокат Дубровина Е.В. в суд явилась, исковые требования поддержали.
Ответчик Гулиев З.А. Оглы в суд не явился, его интересы в порядке ст. 50 ГПК РФ представляет адвокат Англиновой С.Е. в суд явилась, по иску возражала.
Третье лицо <данные изъяты> в суд явилась, исковые требования поддержала.
Третьи лица Администрации Петродворцового района в суд явилась, просила оставить решение на усмотрение суда.
Третье лицо представитель ГУ ЖА «Петродворцового района» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, об отложении не просил, доказательства уважительности причин отсутствия не представил, в связи с че дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, оценив собранные по делу доказательства, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В обосновании иска истец ссылается на то, что брак между супругами расторгнут, ответчик перестал быть членом семьи нанимателя.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Согласно 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из изложенной нормы закона следует, что само по себе наличие родственных связей (кроме супруга, детей, родителей) не является основанием для признания гражданина членом семьи нанимателя. В данном случае, обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются характер отношений данных лиц с нанимателем, членами его семьи, ведение общего хозяйства (общие расходы), оказание взаимной помощи, другие обстоятельства, свидетельствующие о наличии родственных отношений.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники, как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства, как по восходящей, так и нисходящей линии.
В п. 1, 2 ст. 20 ГК РФ закреплено, что место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения № от 25.03.1997 года является нанимателем квартиры <адрес>, в квартире так же зарегистрирована ее дочь <данные изъяты> и бывший супруг Гулиев З.А. Оглы (л.д.15,9).
Брак между Гулиевым З.А. Оглы и Соньта М.Г. расторгнут (л.д.12).
Гулиев З.А. Оглы с ДД.ММ.ГГГГ года по указанному адресу не прживает, о чем составлен Акт о не проживании (л.д.11).
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Таким образом, юридически значимым по спорам о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него является установление того обстоятельства, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Не проживание Гулиева З.А. Оглы по месту его регистрации связано с расторжением брака с истцом и выездом на другое место жительства. В квартире длительное время не проживает, оплату не производит, соглашения с нанимателем не заключал.
С учетом фактических обстоятельств дела, установленных в ходе судебного разбирательства на основе анализа совокупности представленных сторонами доказательств, суд пришел к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований истца о признании Гулиева З.А. Оглы утратившим право пользования жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Соньта М.Г. к Гулиеву З.А. Оглы о признании утратившим право пользования, снятии с регистрационного учета,- удовлетворить.
Признать Гулиева З.А. Оглы, <данные изъяты> утратившим право пользования жилым помещением квартирой <адрес>, со снятием с регистрационного учета.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы в Петродворцовый районный суд.
Судья
Решение изготовлено и подписано 04.03.2024 года.