Решение по делу № 2-94/2022 от 01.11.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 декабря 2022 года                                                                                                   рп. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре судебного заседания Гагариной М.П., с участием помощника прокурора Клепикова К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 38RS0015-01-2022-000140-67 (№ 2-94/2022) по иску прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Мамско-Чуйского района, муниципальному казенному образовательному учреждению детский сад «Ёлочка» о возложении обязанности обеспечить резервным источником электропитания детское образовательное учреждение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании выявлены нарушения законодательства в части обеспечения муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ёлочка» (далее – МКДОУ детский сад «Ёлочка»). Согласно представленным сведениям МКУ «Управление по организации образовательной деятельности на территории Мамско-Чуйского района» в настоящее время МКДОУ детский сад «Ёлочка» не обеспечен резервным источником электроснабжения. По выявленным нарушениям закона, 29.06.2022 в адрес мэра Мамско-Чуйского района внесено представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления, мер к устранению имеющихся нарушений не принято. Учитывая значительное количество технологических нарушений, происходящих на сетях централизованного электроснабжения, что нарушает права несовершеннолетних на доступ к образованию, препятствует непрерывности образовательного процесса. Для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты. В соответствии со статьями 6, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования Мамско-Чуйский район, выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений. Учащиеся образовательной организации являются группой лиц, состав которой регулярно изменяется, кроме того, устранение выявленных нарушений закона повлияет на права несовершеннолетних, которые будут обучаться в образовательной организации в будущем, что в целом делает невозможным установление и привлечение в процесс каждого потенциального истца. Образовательное учреждение по характеру своей деятельности обязано оказывать образовательные услуги каждому, кто обратится к ней с соблюдением установленного нормативными актами порядка. Предельная общая численность обучающихся в конкретной образовательной организации не предопределяет ни действительную общую численность таких обучающихся, ни их персональный состав. Оба эти элемента могут измениться в любой, произвольно взятый, момент времени в результате поступления обучающегося в образовательную организацию или отчисления из нее.

Прокурор просит обязать администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать мероприятия по приобретению резервного источника электропитания для муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ёлочка», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка» в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приобрести и установить резервный источник электропитания, обеспечив его работоспособность в случае отключения централизованного электроснабжения.

В судебном заседании помощник прокурора Клепиков К.С. требования, заявленные прокурором поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации Мамско-Чуйского района в судебное заседание не явился по ходатайству о рассмотрении дела в свое отсутствие, мэр муниципального образования Мамско-Чуйского района, согласно письменным отзывам от 17.11.2022 года исх. № 01-73/2006 и от 02.12.2022 года исх. № 01-73/2124 просил в удовлетворении иска отказать, в обоснование указав, что бюджет Мамско-Чуйского района является высокодотационным и относится к четвертой группе дотационности. Основную долю в расходной части бюджета района составляют целевые межбюджетные трансферы, выделенные из областного бюджета. Основную долю в расходной части бюджета района составляют заработная плата с начислениями на нее муниципальных учреждений района и обязательства по коммунальным услугам. Из-за недостатка лимитов бюджетных обязательств по коммунальным услугам, муниципальные учреждения района вынуждены переносить лимиты бюджетных обязательств со статьи расходов «начисления на заработную плату», в связи с этим приобрести резервный источник электропитания за счет бюджета Мамско-Чуйского района не представляется возможным (л.д. 63-73).

Также указал, что в казне Мамско-Чуйского района имеется имущество: электроагрегат дизельный АД 100С-Т400-Р; электростанция дизельная ДГР-1А-320; электростанция дизельная АД- 315С; электростанция дизельная ЭД - 100-Т400-1РН. Данное имущество будет перераспределено в соответствие с техническими критериями и передано МКДОУ детский сад «Солнышко» с целью его дальнейшего присоединения и эксплуатации в случаях отключения централизованного электроснабжения (л.д. 91-93).

Представитель ответчика Муниципального казенного образовательного учреждения детский сад «Ёлочка» в судебное заседание не явился по ходатайству о рассмотрении дела без участия представителя ответчика (л.д. 69).

Руководствуясь положениями статьи 165.1 ГК РФ, статьей 167 ГПК РФ, суд рассмотрел настоящее дело при состоявшейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные возражения, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Пунктом 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» установлено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

В соответствии с пунктом 15 части 3, пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила), согласно пункта 1.2.18 которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам первой категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; ко второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; к третьей категории отнесены все остальные электроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категорий.

В соответствии с пунктом 1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

В силу пункта 1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двухнезависимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно пункту 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 26 ноября 2003 № 194, электроприемники противопожарных устройств и охранной сигнализации учреждений образования, воспитания и подготовки кадров, должны отвечать надежности электроснабжения I категории; комплекс остальных электроприемников должен отвечать надежности электроснабжения II категории.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, электроснабжение здания МКДОУ детский сад «Ёлочка» осуществляется от поселковых электросетей на основании муниципального контракта на электроснабжение бюджетного потребителя № КМООЭ0009906 от 25 января 2022 (л.д. 34-50).

Из представленной суду справки по отключениям электроэнергии следует, что по состоянию на 02.12.2022 общее количество времени отключения электроэнергии в населенных пунктах Мамско-Чуйского района составило 203 часа 21 минуту (л.д. 94-95). Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, прокурор указал, поскольку имеет место технологические нарушения, происходящие на сетях централизованного электроснабжения, что в свою очередь нарушает права несовершеннолетних на доступ к образованию, препятствует непрерывности образовательного процесса.

Согласно сведениям МКУ «Управление по организации образовательной деятельности на территории Мамско-Чуйского района» в настоящее время МКДОУ детский сад «Ёлочка» не обеспечен резервным источником электроснабжения (л.д.16-17), что так же подтверждено схемой электроснабжения МКДОУ детский сад «Ёлочка» (л.д. 51-52).

По выявленным нарушениям закона прокуратурой 29.06.2022 в адрес мэра Мамско-Чуйского района внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 9-11). По результатам рассмотрения представления, 20.07.2022 мэром муниципального образования дан ответ, из которого следует, что на территорию п. Мама в октябре 2021 года доставлена резервная электрогенераторная установка АД 1500-6.3kV мощностью 1,5 Мвт, данная дизель-генераторная установка подключена в общую сеть электроснабжения и будет генерировать электроэнергию во время плановых и аварийных отключений электроэнергии для всех потребителей, в том числе для образовательных учреждений.

На сегодняшний день идет процедура передачи данной электрогенераторной установки через министерство имущественных отношений Иркутской области в филиал ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Мамско-Чуйские электросети» для дальнейшего предоставления электроэнергии потребителям, соответственно после её передачи, оброзовательные учреждения будут оборудованы двумя независимыми взаимно резервиющими источниками питания (л.д. 12-14).

Довод ответчика о наличии на территории Витимского городского поселения в п. Витимский дизельной станции ДГР-1А-320, переданной в оперативное управление администрации п. Витимский, а также о наличии в казне Мамско-Чуйского района 3 дизельных электростанций и 1 электроагрегата, в том числе: электроагрегата дизельного АД 100С-Т400-Р, электростанции дизельной ДГР-1А-320, электростанции дизельной АД- 315С, электростанции дизельной ЭД - 100-Т400-1РН, которые планируется перераспределить в соответствие с техническими критериями и передать образовательным учреждениям района, не свидетельствует об обеспечении в настоящее время МКДОУ детский сад «Ёлочка» дополнительным источником питания для использования в периоды плановых и аварийных отключений, как и не представлены доказательства того, что мощности планируемых для передачи дизельных станций достаточно для бесперебойного энергоснабжения МКДОУ детский сад «Ёлочка» в периоды плановых и аварийных отключений.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится также создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со статьями 6, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования Мамско-Чуйский район, выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

За счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание учреждений науки, культуры, образования.

Довод ответчика об отсутствии бюджетных средств, не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является прямой функцией органа местного самоуправления, а потому, суд считает необходимым возложить на администрацию Мамско-Чуйского района, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества, обеспечивающий финансирование учреждения, в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность выделить денежные средства по приобретению резервного источника электропитания для муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ёлочка», а на общеобразовательное учреждение, в свою очередь возложить обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приобрести и установить резервный источник электропитания, обеспечив его работоспособность в случае отключения централизованного электроснабжения.

Установленный судом срок для исполнения решения суда, отвечает требованиям части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Мамско-Чуйского района, муниципальному казенному образовательному учреждению детский сад «Ёлочка» удовлетворить.

Обязать администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать мероприятия по приобретению резервного источника электропитания для муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ёлочка», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка» в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приобрести и установить резервный источник электропитания, обеспечив его работоспособность в случае отключения централизованного электроснабжения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 06.12.2022 года.

Судья                                                                                           С.А.Давиденко

2-94/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Мамско-Чуйского района
Ответчики
МКДОУ образовательное учреждение детский сад "Елочка"
администрация Мамско-Чуйского района
Суд
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области
Судья
Давиденко С.А.
Дело на странице суда
mamsko-chuysky.irk.sudrf.ru
01.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2022Передача материалов судье
02.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2022Подготовка дела (собеседование)
18.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2022Судебное заседание
06.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее