Решение по делу № 12-122/2024 от 17.07.2024

        УИД: 66RS0009-01-2023-002651-25                                                           дело № 12-122/2024

РЕШЕНИЕ

15 августа 2024 года                                               г. Нижний Тагил

Судья Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Иванова М.Г. с участием

    защитника юридического лица – Алексеевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Тепло-Нт» Алексеевой М.В. на постановление ведущего специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Западному и Горнозаводскому управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепло-НТ» (далее - ООО «Тепло-НТ»),

установил:

обжалуемым постановлением ООО «Тепло-НТ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 100 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Тепло-НТ» при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным жилым домом допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, а именно накопление отходов IV класса опасности (шин автомобильных отработанных) на прилегающей территории к многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, на почве, вне специально оборудованной площадки, имеющей твердое покрытие и защиту от атмосферного воздействия, чем нарушены требования ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2022 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица – Алексеева М.В. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе защитник юридического лица указала следующее:

- после выявления правонарушения должностное лицо должно составить протокол в течение двух суток, что было нарушено должностным лицом;

- постановление о привлечении юридического лица к ответственности вынесено на 73 календарный день, что является нарушением срока, установленного в ст. 4.5 КоАП РФ;

- автомобильные шины установлены жителями дома для использования в качестве клумб для цветов и выполняют функции элементов благоустройства, эти действия не содержат признаков сбора или накопления отходов IV класса опасности, не могут расцениваться, как действия по обращению с отходами;

- положения Федерального закона № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривают возможность повторного применения отходов невысокого класса опасности, допускающего производство новой продукции, в данном случае, это изготовление клумб;

- доказательства того, что элементы околодомовой территории являются опасными для жизни и здоровья граждан, не представлены; доказательств принадлежности автомобильных шин к отходам IV класса опасности не имеется, какие - либо расчеты, эксперименты по определению класса опасности автомобильных шин не проводились;

- эксплуатация таких элементов благоустройства, как клумбы, созданные с использованием автомобильных шин, не может расцениваться, как деятельность по обращению с отходами производства и потребления;

- в материалах дела отсутствуют сведения о негативном изменении окружающей среды; вред или угроза причинения вреда окружающей среде, имущественный ущерб не установлены.

В судебном заседании защитник ООО «Тепло-НТ» - Алексеева М.В. доводы жалобы поддержала полностью по изложенным в ней основаниям, представила дополнения к жалобе, в которых указала, что из протокола осмотра территории и видеозаписи непонятно, что обнаруженные в ходе осмотра территории на земле автомобильные шины, расположены на прилегающей территории дома <адрес>. В настоящее время территория данного и других обслуживаемых домов очищены от автомобильных шин, поэтому установить, где была выполнена видеозапись невозможно.

Огласив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, заслушав доводы защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под накоплением отходов понимается деятельность по складированию отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Положениями ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к местам (площадкам) накопления отходов, в частности, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, шины пневматические автомобильные отработанные, шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом отнесены к отходам IV класса опасности.

Согласно п.п. 70, 75 Приказа Минприроды России от 11 июня 2021 года № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности», отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву. Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

Аналогичные требования к местам накопления отходов установлены в п.п. 216, 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, инспектором ОИАЗ МУ МВД России «Нижнетагильское» ФИО6. на территории земельного участка многоквартирного дома по адресу: <адрес>, обнаружен факт хранения шин автомобильных отработанных, являющихся отходами IV класса опасности, вне специально оборудованных мест, на открытом грунте, о чем составлен рапорт, который зарегистрирован в КУСП.

В ходе проведения осмотра территории указанного многоквартирного дома установлено, что на прилегающей территории возле дома, на земляном покрове обнаружены 20 шин автомобильных отработанных без какой - либо защиты от атмосферных осадков, без подложки из твердого, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.

В ходе проверки установлено, что управление указанным многоквартирным домом на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ООО «Тепло-НТ».

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО «Тепло-НТ» протокола об административном правонарушении, а в дальнейшем для привлечения юридического лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Тепло-НТ» должностное лицо, исследовав представленные доказательства, сочло их достаточными, оценив их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришло к правильным выводам о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Судья соглашается с указанными выводами государственного инспектора в области охраны окружающей среды, поскольку вина ООО «Тепло-НТ» нашла свое подтверждение исследованными в суде доказательствами, при этом судья исходит из следующего.

В судебном заседании исследованы рапорт инспектора ОИАЗ МВД России «Нижнетагильское» ФИО7И. об обнаружении признаков административного правонарушения, который содержит сведения об обстоятельствах выявления административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ; протокол осмотра помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на земельном участке - прилегающей территории к дому <адрес>, на земляном покрове, находились 20 шин автомобильных отработанных без какой - либо защиты от атмосферных осадков, без подложки из твердого, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия. К протоколу осмотра приобщены фотоматериал и видеозапись на CD-диске, исследованные в судебном заседании, информация, содержащаяся на видеозаписи, соответствует протоколу осмотра помещений и территорий.

Кроме того, вина ООО «Тепло-НТ» подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются допустимыми, каких - либо существенных противоречий не содержат.

Факт осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Тепло-НТ» подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой основной вид деятельности юридического лица - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Кроме того, в материалах дела имеются копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, копия лицензии № на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Тепло-НТ», копия устава ООО «Тепло-НТ», копия договора № управления многоквартирным домом.

Из договора № на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и дополнений к нему установлено, что он заключен между ООО «Тепло-НТ» и собственниками многоквартирного дома № <адрес>. Согласно договору, ООО «Тепло-НТ» взяло на себя обязательства за вознаграждение организовывать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, установлено, что ООО «Тепло-НТ» является лицом, организовывающим предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в жилом доме № <адрес>, на придомовой территории которого были обнаружены шины автомобильные отработанные.

Согласно п. 22 Перечня работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (приложение № 1 к договору) ООО «Тепло-НТ» в рамках исполнения обязательств по указанному договору, должно выполнять работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в том числе, работы по уборке придомовой территории и газонов.

В силу п. 24(1) указанного Перечня ООО «Тепло-НТ» должно выполнять работы по организации накопления отходов I - IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что ООО «Тепло-НТ» является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и несущим обязанность, в том числе, по выполнению работ, связанных с обращением с отходами I - V классов опасности на участке, расположенном у дома № <адрес>.

Поскольку материалами дела подтверждается факт нахождения на земельном участке - придомовой территории у дома № <адрес> шин автомобильных отработанных без какой - либо защиты от атмосферных осадков, без подложки из твердого, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, то должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Тепло-НТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы защитника юридического лица о том, что управляющая компания не осуществляла деятельность по обращению с отходами, не производила отходы производства в виде автомобильных шин, так как не осуществляет деятельность по производству автомобильных шин, не принимаются, поскольку юридическое лицо привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, отсутствие у юридического лица деятельности по производству автомобильных шин не может исключать ответственности за несоблюдение указанных требований. При обстоятельствах, установленных по настоящему делу, размещение шин автомобильных отработанных на придомовой территории жилого многоквартирного дома является деятельностью по накоплению, складированию отходов в целях их дальнейшей утилизации.

Жалоба содержит ссылки на то, что автомобильные шины были установлены жителями дома и выполняют функции элементов благоустройства, что нельзя расценивать, как действия по обращению с отходами; доказательств принадлежности автомобильных шин к отходам IV класса опасности не имеется, сведений о негативном изменении окружающей среды, имущественном ущербе также не имеется.

Данные доводы являются несостоятельными, поскольку шины автомобильные отработанные отнесены к отходам IV класса опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242. Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещено размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям; в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах; на путях миграции животных, вблизи нерестилищ; в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Учитывая изложенное, шины автомобильные отработанные не могут быть использованы в качестве элементов благоустройства во дворе многоквартирного жилого дома. Их размещение жителями многоквартирного дома не освобождает ООО «Тепло-НТ» от исполнения обязательств по договору, так как согласно п. 22-24 (1) Перечня работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, ООО «Тепло-НТ» должно выполнять работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должно выполнять работы по организации накопления отходов I - IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не требует наступления каких - либо негативных последствий, поэтому отсутствие сведений о негативном изменении окружающей среды, отсутствии материального ущерба не могут свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения. Совершенное юридическим лицом правонарушение направлено против прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды и природопользования.

В судебном заседании защитник юридического лица ссылалась на то, что из представленных доказательств невозможно установить дом, на прилегающей территории которого обнаружены автомобильные шины.

Вопреки доводам защитника в материалах дела имеется протокол осмотра помещений и территорий от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому сотрудником полиции проводился осмотр придомовой территории дома <адрес>, где в ходе осмотра были обнаружены на земле автомобильные шины. Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей, согласно которой сотрудником полиции зафиксирован адрес места осмотра: <адрес> Оснований сомневаться в сведениях, содержащихся в вышеуказанных документах, у суда не имеется.

Доводы о том, что положения Федерального закона № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривают возможность повторного применения отходов невысокого класса опасности, допускающего производство новой продукции, в данном случае, это изготовление клумб, и использование автомобильных отработанных шин было законным, не могут быть приняты во внимание, так как они основаны на неверном толковании норм вышеуказанного закона. Использование шин автомобильных отработанных в качестве клумб, элементов благоустройства не является повторным применением отходов невысокого класса опасности.

Доводы жалобы о несоблюдении порядка привлечения к административной ответственности, выразившемся в нарушении должностным лицом срока составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом за пределами пятнадцатидневного срока без вынесения определения о продлении срока рассмотрения дела, не влекут отмену постановления должностного лица.

В соответствии с абзацем 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения должностному лицу, поскольку эти сроки не являются пресекательными. В связи с тем, что срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным, нарушение такого срока не свидетельствует о недопустимости указанного доказательства.

В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Поскольку предусмотренное приведенной выше нормой требование о вынесении определения о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, а также содержащееся в части 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требование о рассмотрении дела об административном правонарушении в установленный срок носят процедурный характер, их невыполнение не влияет на законность вынесенного по делу постановления.

Отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах существенных нарушений, влекущих нарушения прав юридического лица и отмену постановления по делу об административном правонарушении, судья не усматривает.

Из материалов дела следует, что правонарушение совершено виновно, оснований полагать, что нарушение законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля субъекта предпринимательской деятельности при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях исполнения требований закона, не имеется.

Вопрос соблюдения законодательства в указанной сфере находится в компетенции ООО «Тепло-НТ» и в данном случае заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично - правовых обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства. ООО «Тепло-НТ» имело возможность для соблюдения требований законодательства в указанной сфере, но им не были приняты все необходимые для этого меры.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия ООО «Тепло-НТ» административным органом квалифицированы верно. Само постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «Тепло-НТ» к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела не допущено.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Назначенное ООО «Тепло-НТ» наказание в виде административного штрафа в размере 30 100 руб., с применением положений ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит справедливым и соразмерным содеянному, отвечающим принципу справедливости наказания и обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление ведущего специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Западному и Горнозаводскому управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепло-НТ» оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица - без удовлетворения.

Решение может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд.

Судья:                                                                                                                        М.Г. Иванова

12-122/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Тепло-НТ"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Судья
Иванова Марина Григорьевна
Дело на странице суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
18.07.2024Материалы переданы в производство судье
01.08.2024Материалы переданы в производство судье
05.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024Вступило в законную силу
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее