Решение по делу № 3а-174/2018 от 28.12.2017

Дело № 3а-174/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 марта 2018 года                 г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при секретаре Борозненко Л.Р.,

с участием:

представителя административного истца ЗАО «Туристско-оздоровительно гостиничный комплекс «Новочеркасск» Колесникова А.В.,

представителя административного ответчика Правительства Ростовской области Менделя А.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску ЗАО «Туристско-оздоровительно гостиничный комплекс «Новочеркасск» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

ЗАО «Туристско-оздоровительно гостиничный комплекс «Новочеркасск» (далее также Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости находящегося в его собственности земельного участка, расположенного по адресу: ..., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость и это приводит к необоснованному увеличению земельного налога.

После уточнения требований в порядке ст. 46 КАС РФ Общество просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере, определенном по заключению судебной экспертизы, - 14 429 000 рублей, датой подачи заявления считать 7 сентября 2015 года.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Ростовской области и Управление Росреестра по Ростовской области, в качестве заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области, Администрация г. Новочеркасска.

В судебном заседании представитель административного истца Колесников А.В. поддержал требования в указанной редакции.

Представитель Правительства Ростовской области Мендель А.Я. не возражал против установления кадастровой стоимости объекта в размере, определенном по результатам судебной оценочной экспертизы.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание также не явились.

В письменных возражениях на административный иск Управление Росреестра по Ростовской области выразило несогласие с привлечением к участию в деле в качестве административного ответчика, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителей Управления.

Другие лица, участвующие в деле, чьи представители не явились в суд, отзывы, ходатайства не представили.

Суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, принимая во внимание наличие в деле доказательств их надлежащего извещения и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года № 776 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в границах городских округов Ростовской области, по состоянию на 1 января 2014 года.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Федерального закона предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 упомянутого Федерального закона.

Судом установлено, что ЗАО «Туристско-оздоровительно гостиничный комплекс «Новочеркасск» является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под гостиничный комплекс, расположенного по адресу: ....

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года № 776 по состоянию на 1 января 2014 года в размере 26 323 677,56 рублей.

Общество, являясь плательщиком земельного налога, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

В обоснование первоначально заявленных требований административным истцом был представлен в суд отчет об оценке от 20 июля 2015 года № 041, составленный оценщиком Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» ... Согласно выводам оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составляла 12 700 000 рублей.

7 сентября 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области. Решением Комиссии от 5 октября 2015 года заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости отклонено со ссылкой на несоответствие отчета требованиям ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

Решением Ростовского областного суда от 11 апреля 2016 года по административному делу № 3а-274/2016 по административному иску Общества решение Комиссии от 5 октября 2015 года признано не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца; на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Общества в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 9 июня 2016 года.

По результатам повторного рассмотрения заявления, поступившего в Комиссию 22 июня 2016 года, решением Комиссии от 4 июля 2016 года заявление вновь оставлено без удовлетворения.

В последующем в судебном порядке рассматривался вопрос о разъяснении упомянутого выше решения суда, обжаловались вынесенные по этому вопросу судебные акты.

В целях проверки сведений о рыночной стоимости земельного участка судом в рамках настоящего дела по ходатайству представителя Правительства Ростовской области назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебной экспертизы от 2 марта 2018 года № 034-Э/2018, выполненной экспертом АНО «Судебное экспертное бюро» ...., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года с учетом его индивидуальных особенностей составляла 14 429 000 рублей.

После получения заключения судебной оценочной экспертизы на выводах о размере рыночной стоимости объекта, изложенных в отчете об оценке, административный истец не настаивал.

Кем-либо из лиц, участвующих в деле, возражения, замечания по заключению судебной экспертизы не представлены.

Проанализировав имеющиеся доказательства, суд считает возможным положить в основу своего решения выводы, содержащиеся в заключении судебной экспертизы. Эти выводы, по сравнению с выводами, изложенными в отчете об оценке, суд признает более убедительными и аргументированными.

Заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оно содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость в заключении судебной оценочной экспертизы определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. В качестве объектов-аналогов эксперт отобрал объекты, характеристики которых максимально приближены к характеристикам оцениваемого объекта. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Необходимость применения корректировок или отказ от их применения по тем или иным факторам объяснены экспертом. Допущения по признакам объектов, сведения о которых отсутствуют в текстах объявлений, сделаны экспертом корректно. Использованная информация соответствует критериям достаточности и проверяемости.

С учетом изложенного, суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, определенный в заключении судебной экспертизы, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости равной этому размеру.

Настоящее решение является основанием для внесения сведений об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка в государственный реестр недвижимости в силу ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 25 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что поскольку Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи ими заявления об оспаривании кадастровой стоимости считается дата обращения в Комиссию.

Датой обращения Общества с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости надлежит считать дату первичного обращения Общества в Комиссию – 7 сентября 2015 года.

Административные ответчики не оспаривали право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости, не оспаривали и размер рыночной стоимости, установленный в результате проведения судебной экспертизы и признанный судом экономически обоснованным. Удовлетворение уточненных требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке права Общества на установление кадастровой стоимости объекта в размере рыночной стоимости, определенной с учетом его индивидуальных особенностей. Неправомерность действий или решений административных ответчиков при утверждении результатов определения кадастровой стоимости, определенной путем массовой оценки объектов, судом в рамках настоящего дела не устанавливалась. Разница между кадастровой стоимостью объекта и экономически обоснованной рыночной стоимостью не дает достаточных оснований для вывода о том, что при утверждении результатов государственной кадастровой оценки были допущены существенные методологические или иные ошибки.

С учетом этого решение суда в данном деле не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих противоположных с административным истцом юридических интересов (глава 10 КАС РФ, п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28). Следовательно, судебные расходы в полном объеме должны быть возложены на административного истца.

АНО «Судебное экспертное бюро» представило в суд финансово-экономическое обоснование стоимости проведенной экспертизы в сумме 45 000 рублей.

Размер оплаты, по мнению суда, определен экспертным учреждением обоснованно, с учетом степени сложности и объема проделанной работы, времени, объективно необходимого на проведение экспертного исследования. Указанная сумма соответствует требованиям разумности, находится в пределах диапазона сложившихся цен на экспертные услуги подобного рода в регионе и подлежит взысканию с административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под гостиничный комплекс, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ..., равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 14 429 000 рублей.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 7 сентября 2015 года.

Судебные расходы возложить на административного истца.

Взыскать с ЗАО «Туристско-оздоровительно гостиничный комплекс «Новочеркасск» в пользу АНО «Судебное экспертное бюро» оплату за проведенную судебную оценочную экспертизу в сумме 45 000 рублей.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Руднева

Решение в окончательной форме принято 26 марта 2018 года

Судья                         О.А.Руднева

3а-174/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗАО Туристско-оздоровительно гостиничный комплекс "Новочеркасск"
ЗАО "Туристско-оздоровительно гостиничный комплекс "Новочеркасск"
Ответчики
Управление Росреестра по Ростовской области
Правительство Ростовской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Колесников А.В.
Администрация г.Новочеркасска
Суд
Ростовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
28.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
19.01.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
13.03.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
13.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2018[Адм.] Судебное заседание
26.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее