РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2018 года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Баташевой М.В.
при секретаре Лисицыной М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калмыкова ОА к ФГКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» о признании членом семьи военнослужащего, возложении обязанности по внесению соответствующей записи в личное дело
У С Т А Н О В И Л:
Калмыков О.А. обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором указал, 03 февраля 2018 года между ним и Калмыковой Т.А. был зарегистрирован брак. От первого брака его супруга имеет дочь Лапкину ЕД ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая постоянно проживает вместе с ними и при этом ведет совместное хозяйство. Другого никакого жилья она не имеет, в связи с чем, ее раздельное проживание от их семьи является невозможным.
Истец проходит военную службу по контракту в войсковой части 22000 с 21.06.2013 г., был обеспечен в 2015 г. служебным жилым помещением по установленным нормам (однокомнатная квартира). Получение служебного жилья на весь состав семьи требует законного основания для записи дочери жены от первого брака Лапкину Е.Д. в его личное дело.
Так как никакого другого жилья в собственности его семья не имеет и с целью прописки семьи при воинской части по месту его службы, им написан рапорт на имя начальника управления кадров с ходатайством о внесении изменений в личном деле о составе семьи дочери жены от предыдущего брака Лапкину Е.Д. и получил отказ заместителя начальника управления кадров с объяснением, что запись сведений о семейном положении и членах семьи производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГС, или решений судов.
Дочь супруги от первого брака является несовершеннолетним ребенком и учится, соответственно не имеет самостоятельных доходов.
Основным источником дохода семьи является денежное довольствие истца. В соответствии с ч. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены законодательством, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регламентируются как ФЗ «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Улучшение жилищных условий военнослужащих, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных ЖК РФ. Жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства ребенок супруги не относится к членам моей семьи и может быть признан таковым только в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 69, 70 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь ст. ст. 131-133 ГПК РФ, просит в целях обеспечения служебным помещением в Вооруженных Силах РФ прошу признать Лапкину ЕД ДД.ММ.ГГГГ года рождения членом его семьи и обязать Ответчика внести соответствующую запись в его личное дело.
Истец Калмыков О.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа»Клыкова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, просила отказать.
Третье лицо Калмыкова Т.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, как и доводы, изложенные в иске, просила удовлетворить. Пояснила, что в настоящее время она не работает, после переезда из г.Усть-Лабинска не трудоустроена, после заключения брака проживает совместно со своим супругом и дочерью по месту жительства супруга, дохода не имеет, получает алименты на содержание ребенка от отца ребенка в размере 7000 рублей в месяц, которых хватает только на приобретение части продуктов и оплаты за коммунальные услуги. Основным источником дохода является денежное довольствие супруга.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части по следующим основаниям.
Из п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ним члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Пунктом 2 Инструкции установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащему следует подать заявление в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому приложить необходимые документы, в том числе справку о составе семьи.
Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений (п.3 Инструкции)
Истец обратился с рапортом к начальнику отдела оперативного управления Южного военного округа с целью внесения сведений в его личное дело сведений о составе семьи с учетом несовершеннолетней дочери супруги Лапкиной Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ в чем ему было отказано ввиду отсутствия сведений о нахождении несовершеннолетней на иждивении Калмыкова О.А.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. к членам семьи гражданина относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя, суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений закона, исходя из предмета иска, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленных требований, являются обстоятельства, свидетельствующие о ведении общего хозяйства, наличие общего бюджета, имущества для совместного пользования, а также нахождение на полном содержании либо получение от заявителя такой помощи, которая была бы, в данном случае для малолетнего, постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 того же Кодекса.
Из содержания названных норм следует, что члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Ч. 1 ст. 70 ЖК РФ устанавливает, что на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
По смыслу взаимосвязанных положений п. п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 5 ст. 100, ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ лица, вселенные военнослужащим в качестве членов его семьи в такое жилое помещение при невозможности предоставления им служебного жилого помещения приобретают права, равные с нанимателем данного жилого помещения. При этом Судебная коллегия учитывает, что по смыслу п. 3 ст. 15 указанного Закона проживание военнослужащих с членами семьи в жилых помещениях на условиях найма (поднайма) при отсутствии возможности предоставления им служебных жилых помещений с выплатой ежемесячной компенсации является одной из форм реализации жилищных прав военнослужащих, влекущей те же правовые последствия, что и совместное пользование этими лицами служебным жильем, в том числе право на улучшение жилищных условий.
Из правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" усматривается, что для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела усматривается, что истец Калмыков О.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части 22000 с 21.06.2013 г., был обеспечен в 2015 г. служебным жилым помещением по установленным нормам, в качестве служебного помещения была предоставлена однокомнатная квартира на состав семьи 1 человек.
03 февраля 2018 года между Калмыковым О.А. и Калмыковой Т.А. был зарегистрирован брак.
От первого брака его супруга имеет дочь Лапкину ЕД ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая, реализуя предусмотренное ч. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка жить и воспитываться в семье, после регистрации брака между Калмыковым О.А. и Калмыковой Т. Т.А.была вселена в служебное помещение вместе со своей матерью и истцом по делу в качестве члена семьи, где и проживает в настоящее время, другого никакого жилья не имеет, ведет общего хозяйства, имеется общий бюджет, имущества для совместного пользования, поскольку несовершеннолетняя 9малолетняя) проживает в жилом помещении, находящемся в пользовании истца и его супруги, матери Лапкиной Е.Д.,ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
Указанное подтверждается пояснениями истца, третьего лица Калмыковой О.А., показаниями свидетелей О, Ш, допрошенных судом в ходе судебного разбирательства, пояснивших, что Калымоковы и дочь супруги проживают совместно, супруга истца не работает, финансовые затраты на содержание семь несет калмыков О.А., что не опровергнуто ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что малолетняя Лапкина Е.Д. находится на содержании истца Калмыкова О.А., поскольку получает от него такую помощь, которая является для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
При этом, суд учитывает, что Калмыков О.А. имеет возможность содержания своей семьи, в том числе и малолетней Лапкиной Е.Д., поскольку имеет постоянное службы, постоянный достаточно высокий доход, что следует из представленной справки формы 2НДФЛ, где его среднемесячный доход составляет около 77000 рублей, что позволяет ему, даже с учетом выплаты двум несовершеннолетним детям от предыдущего брака, содержать новую семью, приобретая продукты питания, необходимой одежды и предметов быта, нести коммунальные расходы, что подтверждается представленной квитанцией о приобретении школьной формы и одежды для малолетней, квитанциями об оплате ЖКУ.
При этом, суд учитывает, что мать малолетней Лапкиной Е.Д., Калмыкова Т.А., в настоящее время не работает, что следует из представленной трудовой книжки, дохода не имеет, также находится на содержании своего супруга.
То обстоятельство, что Калмыкова Т.А. получает денежные средства на содержание малолетней Лапкиной Е.Д. в размере 7000 рублей ежемесячно, не является основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части, поскольку само по себе наличие у нетрудоспособного лица, каковым является Лапкина Е.Д. (малолетняя ДД.ММ.ГГГГ.), получающего материальную помощь от другого лица, иного дохода (алиментов), не исключает возможности признания его находящимся на иждивении.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания Лапкиной Е.Д. членом семьи военнослужащего Калмыкова О.А..
Что касается требований о возложения обязанности по внесении в личное дело истца записи о составе семьи с учетом сведений о Лапкиной Е.Д. как ее члена, суд не находит оснований для их удовлетворения, в частности, для судебного понуждения ответчика к выполнению указанных действий, поскольку истцом при подаче рапорта не были предоставлены документы в соответствии с положениями Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 с указанием сведений о составе семьи истца с учетом Лапкиной Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., следовательно, отказ во внесении указанных сведений в личное дело истца носили обоснованный характер, что не исключает для истца возможности повторного обращения с рапортом к начальнику отдела оперативного управления Южного военного округа с целью внесения сведений в его личное дело, учитывая положения руководства по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.09.2015г. №047, сведений о составе семьи с учетом несовершеннолетней дочери супруги Лапкиной Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Калмыкова ОА- удовлетворить частично.
Признать Лапкину ЕД,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи военнослужащего Калмыкова ОА.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 10 августа 2018 года.
Председательствующий: