УИД:58RS0034-01-2021-000586-19
Дело № 2а-226(2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 года р.п. Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Угрушевой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Аблаева А.В.,
при секретаре Качкуркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности устранить нарушения, указав, что при проведении проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения были выявлены нарушения данного законодательства, а именно было установлено, что по ул. Шведской в районе дома № 5 в с. Русская Норка Шемышейского района Пензенской области, в темное время суток искусственное освещение не осуществляется, что подтверждается актом от 30.06.2021 г.
В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения проезжей части ул. Шведской в районе дома № 5 с. Русская Норка Шемышейского района Пензенской области и обязать администрацию Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области обеспечить искусственное уличное освещение проезжей части ул. Шведской в районе дома № 5 с. Русская Норка Шемышейского района Пензенской области, а именно фонарь, расположенный в районе дома № 5 по ул. Шведской с. Русская Норка Шемышейского района Пензенской области, привести в исправное состояние.
В судебном заседании прокурор Аблаев А.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2011г №257-ФЗ, дорожная деятельность определяется как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 6 ч.1 ст.13 этого же Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений также относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 2 ст.13 того же Закона установлено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с п.5 ч.1. ст.14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года: к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.14 того же Закона установлено, что К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 1 закона Пензенской области от 16.10.2014г №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями закреплены полномочия, в том числе предусмотренные п.5 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ.
В соответствии со ст.3 Закона №257-ФЗ определено понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как установлено ст.17 этого же Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно разделу 4 «Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221), освещение является техническим средством организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц. В соответствии с п. п. 4.6.1-4.6.5 названного ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должна осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.
Как видно из акта проверки от 30.06.2021 года и приложенной к нему фототаблицы, фонарь на фонарном столбе в районе дома № 5 по ул. Шведской в с. Русская Норка Шемышейского района Пензенской области неисправен. В темное время суток искусственное освещение данной улицы не осуществляется.
Акт, в том числе подписан главой администрации Руссконоркинского сельсовета В.Н.Н.
Указанные в административном иске обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.
С учетом изложенного, возложение на местную администрацию ответственности по восстановлению уличного освещения является обоснованным.
Отсутствие в темное время суток искусственного освещения на указанной улице, по которой осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, а также создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может повлечь за собой наступление перечисленных последствий.
Оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180,188 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Шемышейского района Пензенской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения проезжей части ул. Шведской в районе дома № 5 с. Русская Норка Шемышейского района Пензенской области.
Обязать Администрацию Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, обеспечить искусственное уличное освещения проезжей части ул. Шведской в районе дома № 5 с. Русская Норка Шемышейского района Пензенской области, а именно привести в исправное состояние расположенный в указанном месте фонарь.
Обязать Администрацию Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области сообщить об исполнении настоящего решения суда в Шемышейский районный суд и прокурору Шемышейского района, в течение одного месяца со дня исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья: Ю.А. Угрушева