Решение по делу № 33-411/2023 от 08.02.2023

УИД 13RS0023-01-2022-003342-71

Судья Догорова Е.Ю. № 2-2389/2022

Докладчик Селезнева О.В. Дело № 33-411/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Пужаева В.А.,

судей Селезневой О.В., Смелковой Г.Ф.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 марта 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Грибанова А. В. к Главе Республики Мордовия Здунову А. А., Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия о признании заключения Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 годы от 16 июля 2022 г. незаконным, признании незаконным Указа Главы Республики Мордовия № 202-УГ от 18 июля 2022 г. в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, изменении формулировки увольнения, возложении обязанности внести соответствующие изменения в запись об увольнении в трудовую книжку, об исключении сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, по апелляционной жалобе Грибанова А. В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2022 г.

Заслушав доклад судьи Селезневой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Грибанов А.В. обратился в суд с иском к Главе Республики Мордовия Здунову А.А. и Правительству Республики Мордовия о признании заключения Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. за 2020-2021 годы от 16 июля 2022 г. незаконным, признании незаконным Указа Главы Республики Мордовия № 202-УГ от 18 июля 2022 г., в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, изменении даты и формулировки увольнения, возложении обязанности внести соответствующие изменения в запись об увольнении в трудовую книжку.

В обоснование требований указал, что Указом Главы Республики Мордовия Здунова А.А. от 18 марта 2022 г. № 92-УГ он назначен Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, с ним заключен срочный трудовой договор № 1/2022 на срок полномочий Главы Республики Мордовия. По итогам выборов Здунов А.А. вступил в должность Главы Республики Мордовия 29 сентября 2021 г. 29 июня 2022 г. он подал Главе Республики Мордовия Здунову А.А. через Администрацию Главы и Правительства Республики Мордовия заявление об освобождении его с занимаемой должности, в связи с чем, 13 июля 2022 г. трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а он должен быть освобожден от занимаемой должности на основании статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации. 1 июля 2022 г. он посредством почтовой связи направил в адрес Главы Республики Мордовия повторное заявление об увольнении по собственному желанию. Однако в последний день исполнения им своих обязанностей окончательный расчет с ним не произведен, документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением не выданы. 16 июля 2022 г. ему вручено заключение по результатам проверки, проведенной Управлением Главы Республики Мордовия по профилактике коррупционных и иных правонарушений на основании распоряжения Главы Республики Мордовия от 8 июля 2022 г. № 399-РГ, из которого следует, что в ходе проведенной проверки выявлено предоставление им неполных и недостоверных данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 - 2021 годы. Указал, что должностными лицами указанная проверка проведена с нарушениями, в ходе которой он, в числе прочего, был лишен возможности давать пояснения и предоставлять дополнительные материалы.

18 июля 2022 г. ему вручен Указ Главы Республики Мордовия № 202-УГ об освобождении его от замещаемой должности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в связи с утратой доверия, то есть по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

С учетом уточнения исковых требований просил суд признать заключение по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. за 2020-2021 годы незаконным; признать незаконным Указ Главы Республики Мордовия Здунова А.А. от 18 июля 2022 г. № 202-УГ в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, изменив формулировку увольнения с «в связи с утратой доверия, пункт 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации» на «увольнение по собственному желанию, статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации»; обязать Главу Республики Мордовия Здунова А.А. внести соответствующие изменения в запись об увольнении от 18 июля 2022 г. № 15 в трудовую книжку, а также принять решение об исключении сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Определением судьи от 7 ноября 2022 г. по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Республики Мордовия на надлежащего - Администрацию Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2022 г. исковые требования Грибанова А.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Грибанов А.В. выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Считает вывод суда о том, что заявление об увольнении по собственному желанию подано ненадлежащему лицу, не обоснован, сделан без исследования фактических обстоятельств дела. 29 июня 2022 г. он написал заявление об увольнении на имя Главы Республики Мордовия и передал сотруднику Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия Х.Т.Ю., которая была обязана зарегистрировать его в системе электронного документооборота и передать на рассмотрение адресату, чего ею не было сделано. Однако судом Х.Т.Ю. не допрошена, оценка ее действиям судом не дана. О своем увольнении по собственному желанию он также направлял заявления в адрес Главы Республики Мордовия почтовой связью 1 и 7 июля 2022 г., которые до настоящего времени не рассмотрены, ответ на них не получен.

Полагает, что служебная проверка в отношении него проведена с нарушением Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия, и лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, утвержденного Указом Главы РМ от 5 февраля 2016. № 27-УГ, и Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указывает, что письменное заключение по результатам служебной проверки не содержит даты его составления, а также предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания, не подписано заместителем начальника Управления Главы Республики Мордовия по профилактике коррупционных и иных правонарушений А.П.О. Приказ о нахождения А.П.О. в отпуске в указанное время считает фиктивным.

Кроме того, он не был надлежащим образом уведомлен о начале проверки, что также подтвердили свидетели Р.Н.В. и Л.Е.А., допрошенные в судебном заседании. Пояснениями указанных свидетелей и сведениями из ГБУЗ Республики Мордовия «<данные изъяты>» подтвержден факт ухудшения его самочувствия, в связи с которым он до 16 июля 2022 г. находился на больничном. Иным способом (например, по почте заказным письмом) о начале проверки ответчик его не извещал, а рукописная надпись Ш.И.П. об отказе получать уведомление является ненадлежащим доказательством. Указывает также, что перед началом проверки с него не были взяты объяснения. Полагает, что служебная проверка проведена в ускоренные сроки с целью уволить его по отрицательным основаниям.

Докладная записка Ш.И.П. на имя Главы Республики Мордовия с предложением о направлении материалов проверки в отношении него в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Республике Мордовия также не датирована, а заседание Комиссии проводилось в выходной день – 16 июля 2022 г. Вместе с тем, приказы о привлечении сотрудников к работе в выходной день в материалах дела отсутствуют, в связи с чем их действия являются незаконными. Решение Главы Республики Мордовия, которое явилось бы основанием для проведения заседания рабочей группы Комиссии, не принималось, протокол от 16 июля 2022 г. № 5/2022 заседания рабочей группы Комиссии ему не вручался.

Указывает, что перед назначением в отношении него проводилась проверка его доходов за 2020, 2021 годы, никаких нарушений не было выявлено, однако ответчиком указанные доказательства суду не предоставлены. В отраженных им сведениях в декларации имеет место неполнота отражения сведений о доходах с его стороны, а не сокрытие доходов, как на то указал ответчик. Суд не учел, что за весь период его работы в отношении него не было ни одного замечания, в его действиях не выявлено ни одного нарушения, в связи с чем его увольнение является чрезмерной мерой юридической ответственности за дисциплинарный проступок, не соответствующей степени тяжести и характеру вменяемого проступка.

Кроме того, суд в мотивировочной части решения не указал основания, по которым он пришел к выводу об отказе в удовлетворении его требований в части исключения сведений о его увольнении в связи с утратой доверия.

Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчиков Зиновьев О.М. просит оставить решение суда без изменения, жалобу истца – без удовлетворения.

В судебное заседание прокурор Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить судебное разбирательство не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Заслушав объяснения истца Грибанова А.В. и его представителя адвоката Фирсовой Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков Главы Республики Мордовия, Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия Зиновьева О.М., просившего оставить решение суда без изменения, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Указом Главы Республики Мордовия от 6 февраля 2021 г. № 28-УГ Грибанов А.В. назначен исполняющим обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (т.д. 1, л.д. 245).

На основании статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации между временно исполняющим обязанности Главы Республики Мордовия Здуновым А.А. и Грибановым А.В. заключен срочный трудовой договор от 6 февраля 2021 г. № 1/2021 на срок полномочий временно исполняющего обязанности Главы Республики Мордовия (т.д. 1, л.д. 246-249).

Указом Главы Республики Мордовия от 18 марта 2022 г. № 92-УГ Грибанов А.В. назначен Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (т.д. 2, л.д. 26).

На основании статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации между Главой Республики Мордовия Здуновым А.А. и Грибановым А.В. заключен срочный трудовой договор от 18 марта 2022 г. № 1/2022 на срок полномочий Главы Республики Мордовия (т.д. 2, л.д. 27-31).

Управление Главы Республики Мордовия по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проанализировав справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год, представленную Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В., установило, что истцом за отчетные 2020 – 2021 годы не отражена информация об учреждении его супругой Г.Н.А. ООО «<данные изъяты>». Кроме того, в справке за 2021 год не отражена информация о доходе Г.Н.А., полученном от АО «<данные изъяты>» в размере 720 000 рублей.

7 июля 2022 г. заместитель начальника Управления А.П.О. направил докладную записку Главе Республики Мордовия Здунову А.А., указав на необходимость проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. за 2020-2021 годы (т.д. 2, л.д. 1).

Распоряжением Главы Республики Мордовия Здуновым А. от 8 июля 2022 г. назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. за 2020-2021 годы (т.д. 2, л.д. 2).

11 июля 2022 г. в адрес Грибанова А.В. направлено сообщение о проведении в отношении него проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за 2020-2021 годы (т.д. 2, л.д. 3).

16 июля 2022 г. вынесено заключение по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. за 2020-2021 годы, которым установлено, что в нарушение положений части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Грибановым А.В. представлены неполные и недостоверные данные о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 - 2021 годы. В частности:

- за 2021 год занижен доход супруги Г.Н.А. на 729 542 руб. 28 коп., полученный от АО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>»;

- за 2021 год занижен доход Грибанова А.В. на 3100 рублей, полученные им от <данные изъяты>;

- сокрыта информация об учредительстве супруги Г.Н.А. и ее деятельности в ООО «<данные изъяты>» (т.д. 2, л.д. 4-16).

16 июля 2022 г. Грибанов А.В. ознакомлен с заключением от 16 июля 2022 г. по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 годы.

По результатам ознакомления 16 июля 2022 г. Грибановым А.В. написано заявление в Комиссию по координации работ по противодействию коррупции в Республике Мордовия, где указано на незаконность проверки, поскольку им подано заявление об увольнении от 29 июня 2022 г. и от 1 июля 2022 г. и он не замещает указанную должность в связи с истечением срока рассмотрения заявления, а также даны письменные пояснения к заключению на имя Главы Республики Мордовия (т.д. 1, л.д. 246).

Также 16 июля 2022 г. работодателем от Грибанова А.В. получены объяснения по факту совершения им нарушений (т.д. 1, л.д.242).

В докладной записке Главе Республики Мордовия заведующий отделом по контролю за соблюдением требований к служебному поведению Ш.И.П. от 16 июля 2022 г. доложила о выявленных нарушениях с предложением представить материалы проверки в отношении Грибанова А.В. в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Республике Мордовия для рассмотрения (т.д. 2, л.д. 17).

Согласно протоколу от 16 июля 2022 г. № 5/2022 заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Мордовия вопросов по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия, и урегулированию конфликта интересов, рабочая группа решила, руководствуясь подпунктом «б» пункта 14 Положения, установить, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. за 2020-2021 годы, являются недостоверными и неполными. Руководствуясь подпунктом «б» пункта 15 Положения установить, что Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. не соблюдались требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Внести предложение Главе Республики Мордовия о применении к Министру экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанову А.В. за допущенные коррупционные правонарушения меры ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия (т.д. 2, л.д. 18-23).

18 июля 2022 г. в адрес истца направлена выписка из заседания рабочей группы от 16 июля 2022 г. № 5/2022, которая получена им 19 июля 2022 г. (т.д. 2, л.д. 24).

Указом Главы Республики Мордовия от 18 июля 2022 г. Грибанов А.В. освобожден от замещаемой должности Министра экономики и предпринимательства Республики Мордовия в связи с утратой доверия, пункт 7.1 части первой статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации (т.д. 2, л.д. 25).

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в их удовлетворении, при этом учел, что у ответчика имелись основания для применения к истцу мер ответственности в виде увольнения по пункт 7.1 части первой статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, процедура увольнения по указанному основанию и сроки были соблюдены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в решении, исходя из следующего.

Одним из видов государственной службы является государственная гражданская служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Такого рода профессиональная деятельность осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией государственными гражданскими служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, включающий в себя как права и обязанности этих лиц, так и налагаемые на них ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Кроме того, специфика данного вида публичной службы обусловливает и право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы - исходя из стоящих перед ней задач, принципов ее организации и функционирования, а также необходимости поддержания высокого уровня ее отправления - предусматривать специальные правила поступления на указанную службу (включая требования к лицам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы), равно как и особые основания прекращения служебных отношений и увольнения с соответствующей службы.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 утверждено Положение и определен порядок представления лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.

Таким образом, Грибанов А.В., занимая должность Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, замещал государственную должность Республики Мордовия в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. № 2-З «О государственных должностях и должностях государственной службы Республики Мордовия». Замещение указанной должности связано с наложением запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Частью 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 этой же статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ № «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Указом Главы Республики Мордовия от 3 февраля 2016 г. № 26-УГ утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Положение).

Согласно пунктам 1, 4, 6 указанного Положения министр Республики Мордовия как лицо, замещающее государственную должность Республики Мордовия, представляет ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным:

сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному, периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Согласно части 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Как установлено судом первой инстанции на основании представленных в материалах дела доказательств, Министр экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанов А.В., замещая должность государственного гражданского служащего и представляя справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год, не отразил информацию об учреждении супругой Г.Н.А. ООО «<данные изъяты>» и занизил доходе Г.Н.А., полученной ею от трудовой деятельности.

Данное обстоятельство послужило проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибановым А.В. за 2020-2021 годы, по результатам которой принято заключение от 16 июля 2022 г.

Судебная коллегия, рассмотрев доводы истца о нарушении со стороны ответчика процедуры проведения проверки, предшествующей увольнению, приходит к выводу о том, что они не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку выводы суда о соблюдении ответчиком порядка, процедуры и сроков увольнения истца в связи с утратой доверия, с учетом времени проведения проверки и заключения по результатам служебной проверки, вынесения приказа об увольнении, были соблюдены, таких нарушений, которые свидетельствовали бы о незаконности произведенного увольнения, со стороны работодателя допущено не было, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Так, Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, регламентирован порядок осуществления соответствующей проверки.

Согласно пункту 10 указанного Положения основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе, работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Как следует из материалов дела, проверка в целях рассмотрения вопроса о соблюдении государственным служащим Грибановым А.В. Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, назначена по распоряжению Главы Республики Мордовия от 8 июля 2022 г. на основании докладной записки начальника Управления Главы Республики Мордовия.

11 июля 2022 г. заведующая отделом по контролю за соблюдением требований к служебному поведению Ш.И.П., находясь в кабинете Грибанова А.В., ознакомила его с сообщением о проведении в отношении него проверки, пытаясь вручить ему письменное уведомление, однако он от получения отказался.

Согласно объяснениям истца Грибанова А.В. в судебном заседании суда первой инстанции, он не отрицает, что 11 июля 2022 г. до обеда к нему в кабинет приходила Ш.И.П. и пыталась вручить какие-то документы. Однако ввиду плохого самочувствия он не получил документы, вызвал скорую медицинскую помощь и был госпитализирован в больницу.

Указанные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей Р.Н.В. и Л.Е.А., допрошенными судом первой инстанции.

Вместе с тем, согласно выписке из медицинской карты стационарного больного Грибанов А.В. самостоятельно обратился в приемное отделение ГБУЗ Республики Мордовия «<данные изъяты>».

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Часть 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям относит увольнение работника, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 этого Кодекса, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания за совершение проступка, дающего основания для утраты к нему доверия со стороны работодателя, в виде увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции приведены подробные обоснования тому, по какой причине не принят во внимание довод истца о том, что не были рассмотрены своевременно его заявления об увольнении от 29 июня 2022 г. и от 1 июля 2021 г.

Так, в судебном заседании суда первой инстанции установлено, что заявление об увольнении по собственной инициативе от 29 июня 2022 г. было подано Грибановым А.В. в Секретариат Председателя Правительства Республики Мордовия, а именно помощнику Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Х.Т.Ю., в то время как должно было быть подано в Управление делопроизводства Администрации Главы Республики Мордовия. Таким образом, заявление было подано Грибановым А.В. с нарушением установленного порядка, то есть лицу, не являющемуся для него представителем работодателя.

Заявление об увольнении по собственной инициативе от 1 июля 2022 г. Грибановым А.В. направлено по почте и получено ответчиком 4 июля 2021 г., в связи с чем срок рассмотрения заявления подлежал исчислению с указанной даты.

Поскольку до рассмотрения указанного заявления в отношении Грибанова А.В. проводилась служебная проверка, выявившая нарушение им действующего законодательства, работодатель имел право прекратить трудовые отношения с работником по нескольким основаниям, прерогатива выбора конкретного основания увольнения принадлежит работодателю.

В связи с этим, выводы суда об отсутствии оснований для признания незаконным Указа Главы Республики Мордовия Здунова А.А. от 18 июля 2022 г. № 202-УГ в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, с изменением формулировки увольнения с «в связи с утратой доверия, пункт 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ» на «увольнение по собственному желанию, статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации», являются законными и обоснованными.

Основания для изменения даты увольнения также не имелось.

В соответствии с пунктом 3 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В этой связи, истцом было заявлено требование об исключении сведений о его увольнении из указанного реестра.

В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на положения статьи 198 ГПК РФ, указывает, что в мотивировочной части решения суда не приведено мотивов, по которым ему отказано в удовлетворении требования об исключении сведений о его увольнении из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Между тем, судом первой инстанции указано, что поскольку суд не находит оснований для признания незаконным Указа Главы Республики Мордовия Здунова А.А. №2 02-УГ от 18 июля 2022 г. в части основания увольнения Грибанова А.В., не имеется оснований и для возложения обязанности на Главу Республики Мордовия Здунова А.А. внести соответствующие изменения в запись об увольнении № 15 от 18 июля 2022 г. в трудовую книжку, а также принять решение об исключении сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Требование о возложении обязанности об исключении сведений из реестра является производным и в данном случае не требовало дополнительной мотивации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, ответчиком не были учтены характер совершенного нарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей истцом и не учитывались его объяснения, не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку данным доводам судом дана надлежащая правовая оценка. В данном случае примененное дисциплинарное взыскание с учетом обстоятельств его совершения (в том числе сокрытия сведений и доходов, которые должностное лицо обязано было отразить в декларации и не могло не знать об их существовании, уровня занимаемой должности лица) было соразмерным совершенному проступку.

Действительно, как указано в апелляционной жалобе истца, ни 29 июня 2021 г., ни 1 июля 2021 г. заявления об увольнении Грибановым А.В. не подавались, по тексту решения допущены описки, не повлиявшие на правильность разрешения спора, при этом является понятным то, что судом приводится анализ правовой ситуации с учетом доводов, изложенных истцом относительно заявлений об увольнении от 29 июня 2022 г. и от 1 июля 2022 г., а не от 29 июня 2021 г. и от 1 июля 2021 г., как ошибочно указано судом первой инстанции. В этой связи, оснований для изменения или отмены решения суда по указанным основаниям не имеется.

Вопреки доводам истца, письменное заключение по результатам служебной проверки содержит дату его составления (т.д. 2, л.д. 16). Фиктивность распоряжения от 17 июня 2022 г. о предоставлении отпуска заместителю начальника Управления Главы Республики Мордовия по профилактике коррупционных и иных правонарушений А.П.О. с 11 июля 2022 г. по 31 июля 2022 г. (т.д. 1, л.д. 203), о чем указывает истец в своей жалобе, ничем не подтверждена.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным истцом в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании пункта 2 статьи 330 ГПК РФ.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Грибанова А. В. – без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Пужаев

Судьи О.В. Селезнева

                                         Г.Ф. Смелкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 марта 2023 г.

Судья О.В. Селезнева

33-411/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Грибанов Алексей Владимирович
Ответчики
Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия
Глава Республики Мордовия
Другие
Фирсова Татьяна Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Селезнева Олеся Валерьевна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
08.02.2023Передача дела судье
06.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2023Передано в экспедицию
06.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее