Дело № 2-1581/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Биче-оол С.Х., при секретаре Байыр Н.Б., с участием представителя истца помощника прокурора г. Кызыла Даваа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО10 в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии <адрес> об обязании принятия решения и издания распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО10 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии <адрес> с иском об обязании принятия решения и издания распоряжения, указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства при переселении граждан из аварийного и ветхого жилья. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, заключением муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно выписке из реестра аварийных домов и жилых домов признанных аварийными, указанный жилой дом является одноэтажным многоквартирным домом 1959 года постройки, состоит из 4 квартир, общей площадью 119, 6 кв.м. Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции, согласно п. 4.10 которого при принятии комиссией решения о несоответствии помещения требованиям предъявляемым к жилому помещению, либо решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу один экземпляр заключения в течение 10 дней с момента принятия такого решения направляется в структурный орган по жилищным вопросам мэрии <адрес> для подготовки проекта постановления мэрии о дальнейшем использовании помещения (многоквартирного дома), сроках отселения физических и юридических лиц. Согласно пункту 5 Порядка взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, участвующими в реализации мероприятий республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва обеспечивают и несут ответственность за достоверность представляемых данных по аварийным домам, включенным в муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно п. 2.1.4. и ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>, утвержденного решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к целям и полномочиям Департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> относится выработка и реализация единой политики в области использования муниципального имущества, в том числе муниципального жилищного фонда, также осуществление работы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «<адрес> Республики Тыва» согласно адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, расселение жильцов аварийного дома в силу ст. ст. 2 и 14 Жилищного кодекса РФ отнесено к компетенции мэрии <адрес>. В нарушение приведенных требований закона мэрией <адрес> на основании указанного заключения межведомственной комиссии до настоящего времени не принято решение и не издано распоряжение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, сроках отселения физических и юридических лиц, что создает угрозу их жизни и здоровью. В связи с наличием угрозы обрушения жилого дома, ненадлежащим санитарным условиям проживания бездействие мэрии <адрес> по расселению жильцов <адрес>, влечет нарушение прав граждан, проживающих в нем, а также иных лиц, посещающих данный дом. Просит обязать мэрию <адрес> Республики Тыва принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого <адрес> Республики Тыва, признанного аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства Республики Тыва.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО13, ФИО4-ооловна, ФИО14-оолович.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО9 поддержала иск в полном объеме, просила удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Мэрии <адрес>, представитель третьего лица Министерства строительства Республики Тыва, третьи лица - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО11 на судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает едло без их участив в силу ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выпискам ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> Республики Тыва, общей площадью 119,6 кв.м. является многоквартирным, состоящим из четырех квартир: <адрес> площадью 27,3 кв.м., принадлежит на праве собственности ФИО1, <адрес> площадью 34,5 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО16, ФИО17 <адрес> площадью 31,2 кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО18, <адрес> площадью 26,6 кв.м. принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию – городской округ «<адрес> Республики Тыва».
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, созданной постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, по заявлению ФИО5, ФИО2, ФИО12 ФИО7-ФИО19 ФИО20 произведено обследование жилого дома по адресу: <адрес>, согласно которому, обследованный объект представляет собой деревянный одноэтажный <адрес> года постройки, срок фактической эксплуатации – 61 г., перекрытия деревянные, нормативный срок эксплуатации деревянных конструкций – не более 40 лет, общая площадь – 119,6 кв.м. Отсутствует отмостка по периметру здания, цементно-песчаная связка и бутовые камни увлажнены. Стены дома имеют многочисленные трещины и щели между брусьями. Из-за длительной эксплуатации и большой нагрузки, конструкции перекрытия имеют линейные отклонения от горизонтальности и многочисленные продольные и поперечные трещины. В связи с разрушениями кровельного материала крыши, на стенах и на потолке имеются увлажненные участки. Основным дефектом пола являются износ поверхности деревянных досок, а также образование щелей между досками. Инженерные системы дома (вентиляция, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической, пожарной безопасности.
13.08.2020г. межведомственной комиссией дано заключение о том, что данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответу Министерства строительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> межведомственной комиссией <адрес> признан аварийным и включен в реестр аварийных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, занесены в портале в АИС «Реформа ЖКХ».
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу пунктов 3 и 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения № 47, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения № 47).
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно пункту 1, 1.1 и 3 статьи 85 ЖК РФ и статье 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 1.1) жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, расселение жильцов аварийного дома в силу статей 2 и 14 ЖК РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который в соответствии со статьями 32 и 85 ЖК РФ обязан выполнить процедуру, установленную в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилом доме.
В силу пункта 49 Положения № определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ. Положения о департаменте экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> и предельной численности работников, утвержденного решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 36 Департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> в соответствии с возложенными на него задачами и функциями в порядке и пределах, установленных нормативными правовыми актами органов городского самоуправления <адрес>, осуществляет работу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского округа "<адрес> Республики Тыва" согласно адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда и федеральной целевой программе сейсмоусиления.
Согласно п.7.8. данного Положения, Департамент имеет в своем составе следующие структурные подразделения: отдел сопровождения переселения граждан из аварийного (ветхого) жилищного фонда.
На основании вышеизложенного, установлено, что по настоящее время Мэрией <адрес>, как органом местного самоуправления, с момента признания ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, не приняты меры дальнейшего использования данного дома, сроках отселения (отселения) граждан, и включению его в адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Тыва.
Таким образом, исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО10 к Мэрии <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решИл:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО10 в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии <адрес> об обязании принятия решения и издания распоряжения, удовлетворить.
Возложить обязанность на Мэрию <адрес> принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого <адрес> Республики Тыва, признанного аварийными и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение соствлено 18 мая 2023 года (с учетом выходных дней).
Судья Биче-оол С.Х.