Дело № 2- 612/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 мая 2017 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания Васильевой А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
<адрес> Чувашской Республики обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) пешеходные переходы: на 2 км + 542 м автодороги Волга-<адрес> у МБОУ «Юнгинская СОШ»; на 7 км + 948 м автодороги Большой Сундырь-<адрес> у МБОУ «Ильинской СОШ»; на 5 км + 955 м автодороги Волга-<адрес>; на 6 км + 130 м автодороги Волга-<адрес>; на 10 км + 840 м автодороги Волга-<адрес> у МБОУ «Акрамовская ООШ» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указано, что при проверке исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах <адрес> выявлено нарушение законодательства: на указанных пешеходных переходах у школ в нарушение п. 4.5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное наружное освещение, что нарушает прав граждан на безопасные условия движения. Автодороги <адрес> включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружения на них, утвержденный администрацией <адрес>. Указанные автомобильные дороги на праве собственности принадлежат муниципальному образованию Моргаушский райо Чувашской Республики. Предписания прокурора об оборудовании указанных автомобильных дорог стационарным наружным освещением ответчиком не исполнены.
Помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела без их участия. В письменном отзыве указали на несогласие с иском по тем основаниям, что в настоящее время ответчиком ведется работа по передаче автомобильных дорог в собственность сельского поселения.
Представители третьих лиц администрации Юнгинского сельского поселения <адрес>, администрации Большесундырского сельского поселения <адрес>, администрации Ильинского сельского поселения <адрес>, администрации Ярабайкасинского сельского поселения <адрес>, также будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте, в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили, представитель администрации Ярабайкасинского сельского поселения просил о рассмотрении дела без их участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, исследовав и проанализировав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 7 устава <адрес> Чувашской Республики к вопросам местного значения <адрес> отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах <адрес>, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах <адрес>, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ст. 12).
Из материалов дела судом установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах <адрес> совместно с начальником ОГИБДД ОМВД по <адрес> установлено, что вблизи МБОУ «Юнгинская СОШ» на 2 км + 542 м автодороги Волга-<адрес>; вблизи МБОУ «Ильинская СОШ» на 7 км + 948 м автодороги Большой Сундырь-<адрес>; вблизи МБОУ «Ярабайкасинская СОШ» на 5 км + 955 м автодороги Волга-<адрес>, на 6 км + 130 м автодороги Волга-<адрес>; вблизи МБОУ «Акрамовская ООШ» на 10 км + 840 м автодороги Волга-<адрес> на пешеходных переходах отсутствует стационарное наружное освещение, необходимо оборудовать пешеходные переходы стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) в соответствии с п. 4.5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Указанные факты нарушения требований закона ответчиком не оспариваются.
Из представленных документов следует, что автодороги Волга-<адрес> и Волга-<адрес> включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружения на них, утвержденный администрацией <адрес> Чувашской Республики. Из представленных свидетельств о государственной регистрации прав установлено, что автомобильная дорога <адрес>, также автомобильные дороги Волга-Кубасы, Волга-Большой Сундырь-<адрес>, автомобильные дороги Вурмой, Волга-Вурмой находятся в собственности муниципального образования <адрес> Чувашской Республики.
Согласно ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 г. № 287-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения.
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Требования к работе объектов наружного освещения в ночное время содержатся в пунктах 4.6.1.15 и 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и пунктах 4.6.3, 4.6.4 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которыми не допускается отключение освещения дорог в ночное время.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. N 270 в разделе 4 предусмотрены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения, к которым относятся тротуары, пешеходные дорожки, стационарное электрическое освещение
Согласно п. 4.5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. N 270-ст. пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Отсутствие стационарного наружного освещения на пешеходных переходах, в частности, у детских образовательных учреждений нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в них гражданах - пользователей автомобильных дорог <адрес> на безопасность дорожного движения, защиту их жизни и здоровья.
Однако указанные предписания №№, 29, 30 и 31 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оборудования стационарным наружным освещением вышеуказанные пешеходные переходы администрацией района не исполнены, указано на планирование устранения части недостатков до ДД.ММ.ГГГГ, а по части недостатков работа ведется сельскими поселениями.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика администрацию <адрес> Чувашской Республики устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на указанных пешеходных переходах.
Доводы ответчика о ведении работ по передаче автомобильных дорог в собственность сельского поселения не влияют на рассмотрение данного дела, поскольку в настоящее время автомобильные дороги находятся в собственности ответчика.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, необходимых для исполнения решения суда, необходимое фактическое время, время года, требования разумности и справедливости, необходимо установить ответчику администрации <адрес> Чувашской Республики время для исполнения настоящего решения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд отмечает, что какие-либо права и обязанности Большесундырского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, заявленного прокурором в исковом заявлении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по отношению к одной из сторон не затрагиваются, поскольку пешеходные переходы, являющиеся предметом рассмотрения, на его территории не находятся.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Моргаушского района Чувашской Республики устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем оборудования в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) на пешеходных переходах:
- на 2 км + 542 м автодороги Волга-Кубасы Моргаушского района у МБОУ «Юнгинская СОШ»;
- на 7 км + 948 м автодороги Большой Сундырь-Ильинка Моргаушского района у МБОУ «Ильинской СОШ»;
- на 5 км + 955 м автодороги Волга-Вурмой Моргаушского района;
-на 6 км + 130 м автодороги Волга-Вурмой Моргаушского района;
- на 10 км + 840 м автодороги Волга-Вурмой Моргаушского района у МБОУ «Акрамовская ООШ»
в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Моргаушского районного суда
Чувашской Республики-Чувашии Т.М.Салдыркина
Мотивированное решение вынесено 26 мая 2017 года.