Адм.дело № 12-269/18
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 мая 2018 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Богданова И.Ю.
При секретаре Лубсановой С.Б.
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» на постановление по делу об административном правонарушении в совершении правонарушения предусмотренного ст.12.23 ч.4 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
В суд обратился представитель ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» с названной жалобой указав, что 12.04.2018 года в ходе рейдовой проверки вынесено постановление в отношении школы-интернат за нарушение правил организованной перевозки детей. Школа-интернат признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.23 ч.4 КоАП РФ наложен штраф в размере 100000 руб. Считает постановление незаконным, т.к. нарушений, перечисленных в обжалуемом постановлении школа не допускала. Так, на момент проверки у водителя и лица, сопровождающего детей при их перевозке имелась вся необходимая документация. При этом проверяющий не требовал список детей у сопровождающего, тогда как он у него был. Правила посадки и высадки детей при их перевозке у школы имеются, перед поездкой дети прошли инструктаж у воспитателя по данным Правилам, правила и памятка поведения учащихся также находились у сопровождающего детей лица Илтаковой. График движения с расчетным временем перевозки содержался в уведомлении, которое находилось у водителя. Кроме того, указывает, что нарушена процедура привлечения юридического лица к административной ответственности – акт проверки был составлен в отсутствие должностных лиц проверяемого юридического лица, которые должны были быть заранее уведомлены о проводимой проверке. В связи с указанным просит отменить постановление вследствии отсутствия события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы по доверенности Тарасов С.С. на доводах жалобы настаивал поясняя, что при проведении проверки необходимые документы находились как у водителя автобуса, так и у сопровождающего детей лица Илтаковой, однако у неё они истребованы проверяющими не были. Порядок посадки детей находится в организации, при каждой поездке дети знакомятся с ним, маршрут движения был у водителя в уведомлении о поездке, список детей также находился у сопровождающего. При составлении протокола об административном правонарушении он лично предоставлял все документы проверяющему, однако он не принял их во внимание. Считает, что школа не допустила нарушений.
В судебном заседании старший государственный инспектор Байкальского МУГАДН ФСНС Ушаков М.В. с доводами жалобы не соглашался поясняя, что на момент проведения проверки безопасности перевозки детей автобусом школы, лицо ответственное за перевозку детей не было определено, потому вся ответственность за безопасность перевозки возлагается на водителя, у которого и должны были находиться все эти документы. При проверке у водителя не имелось ни программы маршрута движения, ни списка детей с указанием необходимых о них сведениях, ни документа содержащего порядок посадки детей в автобус. Все что ему было представлено водителем было им сфотографировано, у водителя отобрано объяснение. На вопрос о предоставлении документов по перевозке детей, сопровождающие детей лица пояснили, что все документы находятся у водителя. Считает, что маршрут движения должен был быть изложен на отдельном документе, а не в уведомлении органам ГИБДД, порядок посадки детей должен быть изложен в документе из которого было бы видно на каком месте сидит конкретный ребенок.
Исследовав представленные в дело материалы, выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении от 12.04.2018 года вынесенного старшим государственным инспектором Байкальского МУГАДН ФСНСТ Ушаковым М.В. следует, что 09 апреля 2018 года в 14 часов 30 минут, ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» при организованной перевозке детей автобусом, допустило нарушения требований подпунктов «д», «ж» и «з» пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177. А именно, в постановлении указано, что на момент проверки у водителя отсутствовал список детей с указанием необходимых сведений о детях и их законных представителей, отсутствовал документ, утвержденный руководителем организации, содержащий порядок посадки детей в автобус и отсутствовала программа маршрута.
Согласно ч.4 ст.12.23 КоАП РФ организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.
Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.
Как установлено подп. «д», «ж» и «з» пункта 4 Правил, для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие, в частности,
д) список детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона), список работников туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона), - в случае их участия в выполнении программы маршрута;
ж) документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;
з) программа маршрута, включающая в себя:
график движения с расчетным временем перевозки;
места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь обеспечивает наличие и передачу не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало такой перевозки, ответственному (старшему ответственному) за организованную перевозку группы детей копий документов, предусмотренных подпунктами "б" - "з" пункта 4 настоящих Правил.
В пункте 7 Правил указано, что руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщик:
не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало такой перевозки, обеспечивает передачу водителю (водителям) копии договора фрахтования, а также утвержденных руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, или уполномоченным лицом фрахтовщика копии графика движения и схемы маршрута - в случае организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;
не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало такой перевозки, обеспечивает передачу водителю (водителям) копий документов, предусмотренных подпунктами "б" - "г", "е" и "ж" пункта 4 настоящих Правил. При осуществлении перевозки 2 и более автобусами каждому водителю также передаются копия документа, предусмотренного подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил (для автобуса, которым он управляет), и сведения о нумерации автобусов при движении.
Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных норм права, суд приходит к выводу, что и список детей с указанием необходимых данных о них, и график движения с указанием маршрута движения и порядок посадки и высадки детей, должны находиться у водителя транспортного средства, предназначенного для перевозки детей, т.к. в данном случае объектом административного правонарушения, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступает безопасность жизни и здоровья человека, субъектом правонарушения являются водители транспортных средств.
Из представленного в материалы дела Акта осмотра транспортного средства при проведении рейдового задания от 09 апреля 2018 года № 494, на ул.Воронежская, 7 в гор.Улан-Удэ в 14 часов 30 минут осмотрено транспортное средство автобус КАВЗ, госномер А 432 ЕЕ, принадлежащий ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат», направлявшееся по маршруту – ул.Воронежская, 1Б – войсковая часть ФСО в гор.Улан-Удэ, под управлением водителя Карсаева А.С. При проверке наличия документов, на основании которых осуществлялась перевозка группы детей установлено, что у водителя отсутствуют схема маршрута, документы содержащие порядок посадки детей в автобус и список детей в котором необходимые о детях и их родителях сведения, не указаны.
В указанном Акте имеются пояснения водителя Карсаева А.С. из которых следует: «Схемы маршрута нет. Тахограф не ….(не читается). Медработник не нужен»
При этом водителем были представлены – свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение водителя Карсаева, путевой лист, диагностическая карта, страховой полис, уведомление в ГИБДД МВД РБ об организованной перевозке группы детей автобусом, список учеников, имеющих право прохода на территорию войсковой части для экскурсии.
11 апреля 2018 года должностным лицом Байкальского МУГАДН ФСНСТ Ушаковым в присутствии представителя ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» составлен протокол об административном правонарушению по факту отсутствия у перевозчика документов предусмотренных пп. «д», «ж» и «з» пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 – отсутствует список детей с указанием необходимых сведений о детях и их законных представителей, отсутствовал документ, содержащий порядок посадки детей в автобусе и отсутствовала программа маршрута.
При составлении протокола представитель школы Тарасов С.С. в письменных объяснениях указал, что список детей с указанием фамилии, возраста каждого ребенка и номера контактного телефона родителей, список сопровождающих лиц было направлено в ГИБДД МВД РБ с уведомлением об организованной перевозке детей, положение и паспорт безопасности дорожного движения имеется, где и указаны правила посадки высадки детей.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Карсаев А.С. пояснил, что на момент проведения проверки у него на руках имелся список детей для прохода на территорию войсковой части, список детей, предусмотренный Правилами находился у сопровождающего лица, порядка посадки детей в автобус у него не было и быть не должно, т.к. такой порядок имеется в школе и дети заранее с ним знакомятся.
Свидетель Илтакова С.С. в судебном заседании пояснила, что ответственной за перевозку детей на момент проверки являлась она. С детьми до выхода из школы был проведен инструктаж по порядку посадки в автобус и правилах поведения во время поездки. После посадки детей в автобус подошли двое проверяющих и спросили уведомление, на что она ответила что уведомление находится у водителя. На момент проверки, списки детей с необходимыми данными находились у нее, но списки у неё никто не спрашивал. Порядок посадки детей в автобус с указанием поименно мест посадки, который бы разрабатывался для каждой поездки индивидуально, в школе отсутствует.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, принимая во внимание приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что в данном случае вина юридического лица в нарушении пп. «д», «ж» и «з» пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 имеется, т.к. на момент проведения проверки, у водителя отсутствовал список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей) и документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, утвержденный руководителем школы-интернат.
То обстоятельство, что список детей находился у Илтаковой, достаточными и достоверными доказательствами не подтвержден. При этом суд учитывает, что на момент проверки Илтакова находилась в автобусе и имела возможность представить документы, однако этого не сделала, не указал Илтаковой на необходимость представить документы (при их наличии) и водитель Карсаев. Показания свидетелей Илтаковой и Карсаева, утверждавших что список был в наличии, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные лица заинтересованы в исходе дела, т.к. являются лицами допустившими правонарушение и работниками привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Вследствии чего у суда отсутствуют основания полагать, что такой список на момент проверки имелся у Илтаковой.
Как сказано выше, порядок посадки детей также должен находится у водителя, т.к. именно он, как лицо, ответственное за безопасность дорожного движения обязан следить за безопасностью посадки и высадки пассажиров.
Доводы жалобы о том, что порядок посадки детей находились у Илтаковой, своего подтверждения не нашел, т.к. в судебном заседании Илтакова указанное обстоятельство не подтверждала.
При этом доводы инспектора Ушакова о том, что на каждую поездку должен разрабатываться документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, с указанием фамилии ребенка и места в автобусе, судом не принимается во внимание, поскольку такой обязанности ни один правовой акт не содержит.
Относительно программы маршрута, включающей в себя график движения с расчетным временем перевозки, места и время остановок для отдыха и т.д., суд считает, что в указанной части вины юридического лица не имеется, т.к. в представленных водителем Карсаевым А.С. документах, имелось уведомление об организованной перевозке группы детей автобусом, в котором указана программа маршрута, в том числе указано на места начала и окончания перевозки, расстояние перевозки, график движения с расчетным временем перевозки и т.д., также указано, что перевозка осуществляется без остановочных пунктов.
Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено.
Признавая установленной ванну в совершении правонарушения ст. 12.23 ч.4 КоА РФ, суд считает возможным обсудить вопрос о снижении размера административного штрафа.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Пунктом 3.3. названной нормы установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, принимая во внимание, что школа-интернат является государственным образовательным учреждением, не имеет собственного источника дохода, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о возможном назначении юридическому лицу административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст.12.23 ч.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление от 12.04.2018 года подлежит изменению путем назначения ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.12.23 ч.4 КоАП РФ, административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора Байкальского МУГАДН ФСНСТ от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.23 ч.4 КоАП РФ, в отношении ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» изменить в части назначенного наказания: снизить размер назначенного ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» наказания в виде административного штрафа до 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Байкальского МУГАДН ФСНСТ от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.23 ч.4 КоАП РФ, в отношении ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат», оставить без изменения, жалобу представителя ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
...
Судья И.Ю.Богданова