УИД 19RS0001-02-2024-001627-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-2296/2024
г. Абакан 20 мая 2024 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Нагловской В.А.,
с участием прокурора г. Абакана Загрядского О.В., помощника прокурора г. Абакана Ридзель М.В., материального истца Соколова В.А., представителя ответчика Шестопаловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Абакана, действующего в интересах Соколова В.А., к Администрации г. Абакана об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Абакана в интересах Соколова В.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Абакана об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, возложении обязанности, мотивируя требования тем, что Прокуратурой г. Абакана проведена проверка по обращению Соколова В.А. о нарушении его жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что на основании решения Абаканского городского суда от 27.08.2009 Соколов В.А., а также его старшая сестра ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и двое его младших братьев ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., приобрели статус сирот, в связи с лишением родительских прав их матери. На основании постановления мэра г. Абакана от 12.03.2009 № с 11.03.2009 над несовершеннолетним Соколовым В.А., его двумя братьями и сестрой назначено опекунство с проживанием по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, а также сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, нанимателем которого по договору социального найма от 26.08.2008 является сестра материального истца – ФИО6 В период опеки Соколов В.А. проживал с опекуном в <адрес>. После окончания общеобразовательной школы в 2013 г. Соколов В.А. поступил в <данные изъяты>, где обучался в период со 02.09.2013 по 23.11.2015. В 2015 году Соколов В.А. переехал проживать в г. Абакан. В период с 29.11.2019 по 26.11.2020 он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, и на момент возвращения с военной службы Соколову В.А. уже исполнилось 23 года, в связи с чем при устном обращении в Администрацию г. Абакана ему было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилого помещения. По аналогичным основаниям письмом Главы г. Абакана от 10.05.2023 ему отказано в признании факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>. Вместе с тем, ранее, учитывая, что общая жилая площадь квартиры, закреплённой за несовершеннолетними Соколовыми, по адресу: <адрес>, составляет всего 25.10 кв.м., постановлением Главы г. Абакана от 08.06.2020 младший брат материального истца – ФИО8 признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По постановлению Главы г. Абакана от 05.09.2022 признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и второй младший брат материального истца – ФИО7 Следовательно, органу исполнительной власти при рассмотрении заявления Соколова В.А. было известно, что площадь жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними Соколовыми, ниже учетной нормы, утвержденной решением Абаканского городского Совета депутатов от 15.02.2005 № 126 в размере 20 кв.м. Как установлено в ходе проверки, причинами несвоевременной постановки Соколова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении явилось ненадлежащее исполнение обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекуном, органами опеки и попечительства, а также отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Невыполнение органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий, необходимо расценить как обстоятельства, по которым Соколов В.А. не смог своевременно реализовать право на получение жилого помещения. При этом достижение Соколовым В.А. 23-летнего возраста само по себе основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований прокурор г. Абакана просит установить факт невозможности проживания Соколова В.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, обязать Администрацию г. Абакана включить Соколова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв.м.
В судебном заседании прокурор г. Абакана Загрядский О.В., помощник прокурора г. Абакана Ридзель М.В., материальный истец Соколов В.А. уточненные исковые требования поддержали, приводя в обоснование доводы, изложенные в иске, дополнительно пояснили, что такая ситуация с Соколовым В.А. сложилась из-за непринятия органами опеки и органами местного самоуправления должных мер по постановке материального истца на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом его младшие братья были включены в соответствующую очередь. Соколов В.А. в силу своего возраста сначала не знал и не понимал, что ему нужно обратиться с заявлением о постановке его на учет, а потом его забрали в армию, где он и достиг возраста 23 лет. По возвращении из армии он узнал от братьев, что ему нужно обратиться с заявлением о включении его в очередь на получение жилого помещения, в связи с чем сразу обратился с таким заявлением в Администрацию г. Абакана, однако ему было отказано, так как он уже достиг возраста 23 лет. Вины Соколова В.А. в том, что его опекун не реализовал его право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, нет. При этом органы опеки не проследили за этим, не разъяснили Соколову В.А. его права, а Администрация г. Абакана не проконтролировала соблюдение жилищных прав ребенка-сироты Соколова В.А. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Абакана Шестопалова И.А. в судебном заседании не признала исковые требования, указывая о том, что включение лица в список детей-сирот для получения жилого помещения носит заявительный характер. Подача такого заявления ограничена по времени – с 14 до 23 лет. Соколов В.А. в 2015 году переехал в г. Абакан, на тот момент ему уже было 18 лет, в армии ему исполнилось 23 года, следовательно, с 18 до 22 лет он самостоятельно мог обратиться с заявлением в Администрацию г. Абакана о включении его в список, однако этого им сделано не было. Кроме того, он прописан в качестве члена семьи в жилом помещении по адресу: <адрес>, а граждане, которые имеют в собственности, либо на основании договора социального найма пользуются жилым помещением, могут быть включены в список лишь в том случае, если будет установлен факт невозможности их проживания в этом жилом помещении. Требование об обязании предоставить материальному истцу жилое помещение преждевременно, поскольку ему уже отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, так как он обратился с таким заявлением по достижении 23-летнего возраста, а без установления этого факта невозможно включить гражданина в список. По мнению представителя ответчика, суд не является органом, который может устанавливать факт невозможности проживания лица в ранее занимаемом им помещении. В данном случае выбран неверный способ защиты прав материального истца. Администрация г. Абакана является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку надлежащим ответчиком является Отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации Бейского района, так как Соколов В.А. находился под опекой и проживал в Бейском районе, где Отдел опеки и попечительства и должен был включить его в список детей-сирот в возрасте с 14 до 18 лет. Однако, отдел опеки Бейского района не проконтролировал исполнение опекуном Соколова В.А. обязанностей по защите прав ребенка-сироты. У Администрации г. Абакана отсутствуют полномочия контролировать органы в других районах. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц Отдела опеки и попечительства ГУО Администрации г. Абакана, Отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Бейского района Республики Хакасия в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Принимавшая участие в предыдущем судебном заседании представитель Отдела опеки и попечительства ГУО Администрации г. Абакана Топоева К.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, дополнительно пояснила, что Соколов В.А. остался без попечения родителей в 2009 году и был передан под опеку в Бейский район, в связи с чем его личное дело было передано в Отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации Бейского района.
В письменном отзыве на иск начальник Управления образования Администрации Бейского района Республики Хакасия Беглянова И.П. указала, что Соколов В.А. находился под опекой у ФИО14 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, постановлением мэра г. Абакана от 12.03.2009 за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, нанимателем которого является ФИО6 (сестра Соколова В.А.) на основании договора социального найма.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено в судебном заседании 22.01.2024 Соколов В.А. обратился к прокурору г. Абакана с заявлением, в котором просил обратиться в суд в его интересах к Администрации г. Абакана о предоставлении ему жилого помещения.
Таким образом, прокурор г. Абакана правомерно выступает в защиту прав лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, чьё право на жилье не было своевременно реализовано.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на жилище.
Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Однако Конституция Российской Федерации не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Абзацем 4 ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Соколов В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Абакане Республики Хакасии, с 08.08.2006 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>).
Вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда от 27.08.2009 ФИО6 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Соколова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Указанным решением в силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установлено, что отец ФИО6, Соколова В.А., ФИО7, ФИО8 – ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мэра г. Абакана от 12.03.2009 № с 11.03.2009 ФИО14 назначена опекуном над несовершеннолетними ФИО6, Соколовым В.А., ФИО7, ФИО8; место жительства несовершеннолетних определено по адресу: <адрес>; за несовершеннолетними сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждают тот факт, что ФИО6, Соколов В.А., ФИО7, ФИО8 обладают правовым статусом лиц, оставшихся без попечения родителей.
При этом по договору социального найма жилого помещения от 26.08.2008 № ФИО6 передано в пользование жилое помещение площадью 25,1 кв.м. по адресу: <адрес>; ФИО8 и ФИО7 включены Администрацией г. Абакана в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых наступило право на обеспечение жилым помещением, но не реализовано на 01.02.2024, под номерами № и №, соответственно; Соколов В.А. в данный список не включен, что подтверждается письмом отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г. Абакана № 72 от 08.02.2024, согласно которому Соколов В.А. в данном списке не состоял и не состоит, с заявлением о включении его в такой список в Администрацию г. Абакана не обращался.
По договору социального найма № от 26.08.2008 жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено не только ФИО6, но и членам ее семи, согласно приложению к данному договору, это ее братья Соколов В.А., ФИО7, ФИО8
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» (далее – Закон № 107-ЗРХ) предусматривает, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с п. 1 ст. 1 настоящего законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
24.04.2023 Соколов В.А. обратился в Администрацию г. Абакана с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. В чем ему решением комиссии по рассмотрению вопросов об установлении фактов невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещения от 05.05.2023 отказано в связи с достижением заявителем возраста 23 лет, о чем Соколов В.А. уведомлен письмом главы г. Абакана о 10.05.2023 № 1903.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывает, что достижение Соколовым В.А. 23-летнего возраста само по себе не является основанием для отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку причинами непостановки Соколова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении явилось ненадлежащее исполнение обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекуном, органами опеки и попечительства, по чьей вине он не смог своевременно реализовать свое право на получение жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 107-ЗРХ граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее – уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список), который ведётся по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Как указано в п. 2 ст. 2 Закона № 107-ЗРХ, в течение трех месяцев со дня достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), их законные представители представляют в уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия, на территории которого находится место жительства лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, заявление о включении в список в письменной форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с приложением документов, установленных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Как установлено в судебном заседании, Соколов В.А. находился под опекой у ФИО14 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и проживал в указанный период в <адрес>; в 2013 году окончил МБОУ «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ ему выдан аттестат об основном общем образовании серии <данные изъяты> №8; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материальный истец обучался в ГБОУ <данные изъяты>, что подтверждается справкой № 177 от 19.02.2024; в 2015 году переехал жить в г. Абакан; с 26.11.2019 по 26.11.2020 проходил военную службу, что подтверждается соответствующими записями в его военном билете серии <данные изъяты> №.
Со слов истца, по возвращении из армии, узнав, что его братья включены в список на получение жилого помещения, он в устном порядке обратился в Администрацию г. Абакана с просьбой включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в чем ему также в устном порядке было отказано по причине достижения им 23-летнего возраста.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи с чем, необходимо выяснение причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Как установлено судом, причинами непостановки Соколова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении явилось ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекуном, а также органами опеки и попечительства.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.
Так в п. 2.1. ст. 2 Закона № 107-ЗРХ закреплено, что органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Вместе с тем судом установлено, что до достижения совершеннолетнего возраста Соколов В.А. не был постановлен в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства не предприняли никаких мер по постановке материального истца на данный учет. Более того, Соколову В.А. никто не разъяснил его право на самостоятельное обращение с соответствующим заявлением по достижении им возраста 18 лет.
Данные обстоятельства суд расценивает, как уважительные причины, по которым Соколов В.А. не был своевременно включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени Соколов В.А. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по РХ от 21.02.2024 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах Соколова В.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п. 1 решения Абаканского городского Совета депутатов от 15.02.2005 № 126 «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Абакане» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 20 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека.
Как усматривается из лицевых счетов, с августа 2006 года по настоящее время в квартире общей площадью 25,10 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, зарегистрированы в качестве нанимателя ФИО6, в качестве членов семьи – Соколов В.А., ФИО7, ФИО8
Таким образом, размер общей площади, приходящейся на материального истца в указанной квартире, составляет менее размера учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Абакане, (25,10 кв.м. / 4 = 6,28 кв.м., что значительно меньше 20 кв.м.).
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора об установлении факта невозможности проживания Соколова В.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а также о возложении на Администрацию г. Абакана обязанности включить Соколова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Статья 4 Закона № 107-ЗРХ определяет порядок предоставления жилых помещений из специализированного жилого фонда.
Так жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (пункт 1).
Согласно п. 4 ст. 4 указанного Закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» (далее – Закон № 85-ЗРХ от 05.12.2005) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования (за исключением федеральных государственных образовательных организаций), до окончания обучения в указанных образовательных организациях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 85-ЗРХ от 05.12.2005 на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее – государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.
Пункт 3 ст. 3 Закона № 85-ЗРХ от 05.12.2005 определяет, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отметил, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Как установлено судом, статус сироты истец получил в г. Абакане, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой и проживал в <данные изъяты>, в 2015 году переехал жить в г. Абакан, при этом по месту жительства в Бейском районе на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также поставлен не был.
Поскольку истец до 1 января 2013 г. не реализовал право на обеспечение жилым помещением, то на него распространяется действие статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с изменениями, внесенными от 29.02.2012.
Согласно названной норме Соколов В.А. имеет право на дополнительные гарантии на жилое помещение, в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится органом местного самоуправления, в данном случае Администрацией г. Абакана, у Администрации г. Абакана возникла обязанность по предоставлению Соколову В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы на одного человека – 20 кв.м.
При этом суд отмечает, что ни ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится федеральным законодательством в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очерёдности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению и требование прокурора г. Абакана об обязании Администрации г. Абакана предоставить Соколову В.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Абакана, действующего в интересах Соколова В.А., удовлетворить.
Установить факт невозможности проживания Соколова В.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию города Абакана включить Соколова В.А. (паспорт серии <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию города Абакана предоставить Соколову В.А. (паспорт серии <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 (двадцати) кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд РХ.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2024 г.