УИД 25ОS0000-01-2021-001003-62
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации21 января 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» Применко А.В.,
представителя заинтересованного лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае – Герасимова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованные лица – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» (далее – ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в обоснование которого указало, что ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 67 708 кв.м, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский. п. Воевода, в районе б. Воевода. Примерно в 300 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Воевода, 24, кадастровая стоимость которого определена на основании постановления министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п), и по состоянию на 1 января 2020 года составляет ....
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного земельного участка согласно Отчёту об оценке № 92-21 рыночной стоимости земельного участка от 27 сентября 2021 года, составленному оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., по состоянию на 1 января 2020 года составляет ....
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере ... значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчёте № 92-21 от 27 сентября 2021 года, что нарушает права административного истца, как арендатора земельного участка, поскольку влечёт увеличение арендной платы.
Просит суд: пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка площадью 67 708 кв.м, с кадастровым номером № и установить ее равной его рыночной стоимости в размере ....
Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованного привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
Представители административных ответчиков, представитель заинтересованного лица администрации города Владивостока в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором министерство имущественных и земельных отношений Приморского края указало, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утверждённым постановлением Администрации Приморского края от 7 октября 2019 года № 646-па, учитывая распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15 февраля 2019 года № 42-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края» министерство имущественных и земельных отношений утвердило прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края, согласно Отчёту краевого государственного бюджетного учреждения «Центр кадастровой оценки Приморского края» № 1/2020 от 2 сентября 2020 года, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года, согласно приложению к постановлению министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п. Постановление от 15 октября 2020 года № 87-п в настоящее время действует и не обжаловано в установленном законом порядке, в связи с чем считают, что права административного истца не нарушены. Административный истец, обратившись в суд, воспользовался правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица и представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором администрация города Владивостока указала, что считает Отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № не соответствующим требованиям действующего законодательства. Полагают, что Отчёт не отражает действительную рыночную стоимость земельного участка, поскольку применяя сравнительный подход оценки, оценщик некорректно подобрал объекты-аналоги, различающиеся по виду права, виду разрешённого использования. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» - Применко А.В. административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении, не согласилась с доводами заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае Герасимов Д.Г., в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в представленных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано, что земельный участок с кадастровым номером № передан ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» в пользование на основании договора аренды, заключённого с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае. Арендная плата за пользование земельным участком рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка, при заключении договора аренды земельного участка ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» согласилось с расчётом арендной платы. Полагают, что поскольку земельный участок с кадастровым номером № является собственностью Российской Федерации, административный истец не имел полномочий на заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости указанного земельного участка. Считают, что при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка административным истцом нарушен досудебный порядок урегулирования спора. Просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца Применко А.В., представителя заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае Герасимова Д.Г., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно материалам административного дела, 9 июня 2021 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Приморского края («Арендодатель») и ООО «ДАЛЬСТОМ-МАРИН» («Арендатор») заключен договор № 5-26/834 аренды земельного участка, согласно которому в соответствии подпунктом 29.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 67 708 кв. м, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, г. Владивосток, о. Русский, п. Воевода, в районе б. Воевода, примерно в 300 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Воевода. 24, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования «объекты, необходимые для безопасного подхода судов и предназначенные для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов» РНФИ № (далее - Участок), в целях осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком от 11 декабря 2015 года № 087-3/11-А (осуществления аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1.1).
Срок аренды Участка устанавливается с 1 июня 2021 годадо 6 июня 2031 года (пункт 2.1).
Условия настоящего Договора распространяются на отношения, возникшие с 01 июня 2021 года (пункт 2.2).
Согласно пункту 3.2 размер арендной платы за Участок составляет ... в месяц. Расчёт арендной платы определен в приложении № 3 к Договору, которое является его неотъемлемой частью.
Арендная плата по Договору определяется расчётным способом в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.4).
Арендная плата изменяется в связи с изменением кадастровой стоимости Участка. При этом арендная плата подлежит перерасчёту по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (пункт 3.6).
Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации (пункт 8.4).
Приложением № 3 к данному Договору является расчёт арендной платы за земельный участок, согласно которому одной из составляющих расчёта размера арендной платы является кадастровая стоимость земельного участка.
Данный договор 18 июня 2021 года прошёл государственную регистрацию, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись номер №-25/056/2021-1.
Поскольку размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, затронуты права и законные интересы административного истца как арендатора спорного земельного участка.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года. Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 октября 2020 года и с 22 ноября 2020 года вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 24 сентября 2021 года № КУВИ-002/2021-127870059 в отношении земельного участка с кадастровым номером № постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п утверждена кадастровая стоимость в размере ... по состоянию на 1 января 2020 года, сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 января 2021 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так, в обоснование заявленных требований административным истцом представлен Отчёт об оценке № 92-21 рыночной стоимости земельного участка от 27 сентября 2021 года, составленный оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 67 708 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения промышленных объектов; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский. п. Воевода, в районе б. Воевода. Примерно в 300 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос.Воевода, 24, по состоянию на 1 января 2020 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт об оценке № 92-21 рыночной стоимости земельного участка, составленный 27 сентября 2021 года оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., приходит к выводу о том, что содержащиеся в Отчёте сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости земельного участка произведена оценщиком, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; ответственность оценщика на период проведения оценки была застрахована, срок действия квалификационного аттестата в области оценочной деятельности не истек. Указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки; представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, виде разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость; проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
Доказательств несоответствия Отчёта № 92-21 от 27 сентября 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка ими не заявлялось.
В связи с изложенным, довод заинтересованного лица администрации города Владивостока о том, что представленный административным истцом Отчёт об оценке не отражает действительную рыночную стоимость земельного участка, суд расценивает как несостоятельный.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п в настоящее время действует и не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН», как арендатором земельного участка, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Также является несостоятельным довод заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о несоблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку к рассматриваемым отношениям по установлению кадастровой стоимости земельного участка применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, в соответствии с которыми для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2020 года.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка суд признает дату обращения ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – 13 октября 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованные лица – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 67 708 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения промышленных объектов; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский. п. Воевода, в районе б. Воевода. Примерно в 300 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Воевода, 24, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2020 года.
Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 13 октября 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова