Судья Бондарев В.В. Дело № 2-2909/2020 г.
33-2007 /2021 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 апреля 2021 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Харитоненко Н.О., Ивановой О.В.
при ведении протокола помощником судьи Киячко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «КВАЦ-групп» на решение Московского районного суда г. Калининграда от 26 ноября 2020 года по делу по иску Власовой Е.В. к ООО «КВАЦ-групп» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, морального вреда.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., представителя ООО «КВАРЦ Групп» Епифанцевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Власовой Е.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Власова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что с 23 мая 2018 по 15 июня 2020 состояла с ООО «КВАРЦ групп» в трудовых отношениях по должности ведущего специалиста по охране труда, промышленной безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Управлении по строительству Приморской ТЭС. Ее рабочее место находилось в сельской местности в поселке Взморье Светловского городского округа Калининградской области.
В соответствии с действующим трудовым законодательством она, как работающая в сельской местности, имеет право на сокращенную рабочую неделю – не более 36 часов при выплате заработной платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Просила взыскать с ООО «КВАРЦ групп» в ее пользу задолженность по заработной плате за отработанные сверх нормы часы в размере 79 533, 62 рублей, проценты за задержку выплаты денежных средств в сумме 5 988, 70 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 26 ноября 2020 года исковые требования Власовой Е.В. удовлетворены частично; в ее пользу с ООО «КВАРЦ групп» взыскана задолженность по заработной плате за период с сентября 2019 по май 2020 в размере 74 522,36 рублей, компенсация за задержку денежных выплат в сумме 5 246,69 рублей, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО «КВАРЦ групп» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, полагая, что суд неправильно применив нормы материального права, пришел к ошибочному выводу о том, что место работы истца – пос. Взморье отнесено к сельской местности.
Указывает, что понятие «сельский населенный пункт» и «сельская местность» не являются тождественными, а отнесение населенного пункта с к сельской местности должно определяется его отнесением к сельскому поселению в соответствии с административно-территориальным устройством РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Материалами дела установлено, что с 23 мая 2018 Власова Е.В. состояла в трудовых отношениях с ООО «КВАРЦ групп». По условиям трудового договора она была принята на работу в Калининградский филиал ООО «КВАРЦ групп» на должность ведущего специалиста по охране труда, промышленной безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, структурное подразделение-Управление по строительству Приморской ТЭС в аппарат начальника управления. Местом работы определен пос. Взморье муниципального образования «Светловский городской округ», Калининградской области. Работнику была установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями, с окладом 43 696 руб.
Дополнительным соглашением № к трудовому договору от 01.07.2018 работнику установлена 36-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями с 01.07.2018г.
Дополнительным соглашением № от 01.10.2019 к трудовому договору работнику установлена 40-часовая рабочая неделя с 01.10.2019г.
Приказом № от 08.06.2020 Власова Е.В. уволена по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ по собственному желанию. С нею произведен расчет при увольнении. После прекращения трудовых отношений Власова Е.В. направила претензию от 28.07.2020 о выплате задолженности по заработной плате за отработанные сверх нормы часы по причине перевода с 36 часовой на 40 часовую рабочую неделю. Данная претензия была оставлена работодателем без удовлетворения.
Принимая по делу решение и удовлетворяя частично заявленный иск, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и руководствуясь положениями ст. 164, ТК РФ, п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», ст. 263.1 ТК РФ, действующей с 23.12.2019 г., правильно исходил из того, что истец, как работающая в сельской местности и имеющая право на сокращенную продолжительность рабочего времени (36 часовую рабочую неделю) фактически работала при нормальной продолжительности рабочей недели (40 часов) и в этой связи имеет право на оплату сверхурочной работы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных судом доказательств, подтверждены материалами дела, основаны на законе и ему не противоречат.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно приведены в решении и возражений со стороны апелляционной инстанции не вызывают.
Доводам стороны ответчика, на которые он вновь ссылается в апелляционной жалобе, о том, что пос. Взморье не является сельской местностью, а следовательно установленные трудовым законодательством гарантии работникам в виде установления сокращенной продолжительности рабочего времени на истца не распространяются, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и они обосновано признаны несостоятельными.
Действительно, понятие «сельская местность», трудовым законодательством не определено.
Понятие сельской местности дается в разделе «Общие положения» «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации», утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р, где указано, что под сельской местностью понимается совокупность сельских населенных пунктов.
При этом Государственный Комитет РСФСР по экономике по поручению Совета Министров РСФСР по экономике своим письмом от 12.12.1990 № 19-117 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1.11.1990 № 298/3-1 разъяснил, что к сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, кроме городов республиканского (РСФСР и АССР, краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочих, курортных и дачных поселков, в соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР»
Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р) сельские населенные пункты - это поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ.
Словосочетание «сельское поселение», «городской округ» применяется в нормативных актах Российской Федерации в отношении муниципальных образований.
В статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дается понятие сельского поселения как одно или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городской округ - как один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.
Таким образом, сельское поселение и городской округ относятся к муниципальным образованиям.
В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2019 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Комплексное развитие сельских территорий». Дается понятие «сельские территории», под которыми понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с Законом Калининградской области от 11.10.2004 г. № 423 «О наделении муниципального образования «Светловский городской округ» статусом городского округа» в состав территории Светловского городского округа входят населенные пункты: город Светлый, поселки Боброво, Веселовка, Взморье, Волочаевское, Ижевское, Кремнево, Люблино, Песчанное, Черепаново, Шиповка.
Согласно ст.6 Закона Калининградской области от 10.06. 2010 № 463 « Об административно-территориальном устройстве Калининградской области»
1. Административно-территориальное устройство Калининградской области представляет собой систему объектов административно-территориального деления Калининградской области.
2. Все объекты административно-территориального деления Калининградской области подразделяются на группы. Группы располагаются по трем уровням классификации:
1) первый уровень классификации включает Калининградскую область;
2) второй уровень классификации включает административные районы, города областного значения и поселки городского типа областного значения;
3) третий уровень включает внутригородские административные районы городов областного значения.
3. Отдельную группу объектов административно-территориального деления Калининградской области составляют населенные пункты.
К городским населенным пунктам относятся:
1) города;
2) поселки городского типа;
3) рабочие, курортные и дачные поселки.
К сельским населенным пунктам (поселкам) относятся все остальные населенные пункты.
В соответствии с распоряжением Правительства Калининградской области от 05.02.2020 № 12-рп «Об определении перечня сельских населенных пунктов Калининградской области и перечня сельских агломераций Калининградской области» поселок Взморье, входящий в состав муниципального образование «Светловский городской округ» относится к сельскому населенному пункту (п.14 приложение №1).
С учетом приведенных нормативных положений, с очевидностью следует, сделать вывод о том, что поселок Взморье Светловского городского округа, не являясь городом, поселком городского типа, рабочим, курортным и дачным поселком, отнесен к сельским населенным пунктам и подпадает под понятие «сельская местность».
Из ответа главы администрации муниципального образования «Светловский городской округ» от 19.12.2019 следует, что положения Федерального закона от 12.11.2019 № 372-ФЗ» О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности» распространяются на поселки, входящие в состав муниципального образования «Светловский городской округ».
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, верно истолковал и применил нормы материального права и пришел к обоснованному вводу о том, что на истца распространяются приведенные выше гарантии.
Расчет оплаты сверхурочной работы произведен судом в соответствии с требованиями ст. 152 ТК РФ, компенсация за задержку указанных выплат определена в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ, апелляционной инстанции такой расчет проверен и признан правильным.
Доводов о несогласии с расчетом, а равно и определенным судом размером компенсации морального вреда апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: