Дело № 2-275/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Глазов 18 января 2017 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.,
при секретаре Тулуповой Т.В.,
с участием представителя истца – помощника Глазовского межрайонного прокурора Князева А.В.,
представителя ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» Пономаревой Е.А., действующей на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по установке пандуса,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по установке пандуса.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, по результатам которой установлено, что в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» не созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательную организацию, так как входная группа здания образовательной организации по <адрес> не оборудована пандусом. Отсутствие пандуса в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» препятствует детям-инвалидам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, беспрепятственно посещать здание Муниципального общеобразовательного учреждения «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» в целях получения образования. Согласно информации Управления образования Администрации МО «Глазовский район» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры на территории МО «Глазовский район» только одна образовательная организация оборудована пандусом - МОУ «Октябрьская СОШ». Глазовской межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес Главы Администрации МО «Глазовский район». Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ в бюджете муниципального образования «Глазовский район» за счет средств местного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены расходы по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах Глазовского района. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора с данным исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и в первую очередь лиц с ограниченными возможностями, передвигающихся при помощи специальных средств.
На основании изложенного, просит обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пандус на входной группе здания, расположенное по <адрес>, для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание образовательной организации.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, уточнил, что, просит обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пандус на входной группе здания, расположенного по <адрес>, для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здании образовательной организации.
Представитель ответчика Пономарева Е.А. в судебном заседании исковые требования, с учетом измененного прокурором срока до ДД.ММ.ГГГГ признала.
Представитель третьего лица Администрации МО «Глазовский район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица. В порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Администрации МО «Глазовский район».
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, находит исковые требования Глазовского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Частью 1 ст. 43 Конституции РФ регламентируется право каждого на образование.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с положениями ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу ст. 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п.п. 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 (далее - СП 59.13330.2012) в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
В п. 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» указано, что санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации. Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня. Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4, 1.16, 1.21 Устава МОУ «Качкашурская СОШ» учреждение по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением. Применительно к сфере своей деятельности учреждение является муниципальным общеобразовательным учреждением. Учредителем учреждения является муниципальное образование «Глазовский район». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация муниципального образования «Глазовский район». Деятельность учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственности за: невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательной деятельности; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно информации Управления образования Администрации МО «Глазовский район» от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Глазовский район» только МОУ «Октябрьская СОШ» оборудована пандусом.
В судебном заседании установлено, что в МОУ «Качкашурская СОШ» не созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательную организацию, так как входная группа здания образовательной организации <адрес> не оборудована пандусом. Данное обстоятельство не оспаривается и ответчиком.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно оборудование входной группы общеобразовательного учреждения пандусом, должна быть возложена на ответчика - МОУ «Качкашурская СОШ».
Таким образом, суд находит исковые требования Глазовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по установке пандуса обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку законодательством не определен срок по установке пандусов, суд в целях обеспечения интересов граждан признает срок, к которому стороны пришли по обоюдному согласию, для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ, разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Глазовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Качкашурская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пандус на входной группе здания, расположенного по <адрес> для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание образовательной организации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.
Судья: З.М.Бекмансурова