Дело № 2а-2055/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рј Рµ РЅ Рµ Рј Р Рѕ СЃ СЃ Рё Р№ СЃ Рє Рѕ Р№ Р¤ Рµ Рґ Рµ СЂ Р° С† Рё Рё
11 июня 2020 года г. Челябинск
Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Челябинска РІ составе председательствующего Лычагина РЎ.Р’., рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска Рє Высоцкой Рў.Рђ. Рѕ восстановлении СЃСЂРѕРєР°, Рѕ взыскании штрафа РїРѕ налогу РЅР° имущество, недоимки РїРѕ уплате налога Рё пени РїРѕ страховым взносам,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рнспекция Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска (далее РїРѕ тексту РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Высоцкой Рў.Рђ. Рѕ восстановлении пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР° обращения СЃ административным исковым заявлением, Рѕ взыскании штрафа РїРѕ налогу РЅР° имущество РІ размере 1 000 СЂСѓР±., недоимки РїРѕ уплате налога РїРѕ страховым взносам РЅР° РћРњРЎ РІ фиксированном размере РІ бюджет ФФ РћРњРЎ Р·Р° периоды, начиная СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 3 990 СЂСѓР±. 75 РєРѕРї., пени РІ размере 348 СЂСѓР±. 13 РєРѕРї., недоимки РїРѕ уплате налога РїРѕ страховым взносам РЅР° РћРџРЎ РІ фиксированном размере РІ бюджет РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка Рё задолженность РїРѕ соответствующему платежу, РІ том числе РїРѕ отмененному) Р·Р° периоды, начиная СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 20 345 СЂСѓР±., пени РІ размере 1 774 СЂСѓР±. 76 РєРѕРї., РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 27 458 СЂСѓР±. 64 РєРѕРї.
В обоснование требований административный истец указал, что Высоцкая Т.А. являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Административный ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, своевременно страховые взносы не уплатила.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Высоцкой Т.А. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за ДД.ММ.ГГГГ.
РџРѕ результатам рассмотрения материалов проверок, согласно СЃС‚. 101 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации заместителем руководителя Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска были приняты решения в„–, в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Рѕ привлечении Рє налоговой ответственности Высоцкой Рў.Рђ. Р·Р° совершение налогового правонарушения, предусмотренного Рї.1 СЃС‚. 119 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ РІРёРґРµ штрафа РІ общей СЃСѓРјРјРµ 500 СЂСѓР±., РІ отношении каждого решения, РІ общей СЃСѓРјРјРµ 1 000 СЂСѓР±.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей, Высоцкая Т.А. привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Данные решения ответчиком не обжалованы.
Дело на основании пункта 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производствабез проведения устного разбирательства.
Административному ответчику Высоцкой Т.А. судом по адресу, указанному в административном исковом заявлении и совпадающему с местом регистрации: <адрес>, направлялась копия определения от ДД.ММ.ГГГГ о принятии заявления к производству и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и копия административного искового заявления, однако конверт с указанными документами вернулся в суд за истечением срока хранения (л.д.47).
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Рсследовав Рё оценив представленные доказательства, СЃСѓРґРѕРј установлено, что РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Высоцкая Рў.Рђ. являлась индивидуальным предпринимателем Рё соответственно плательщиком страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, Рѕ чем свидетельствует представленная СЃСѓРґСѓ Выписка РёР· Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (Р».Рґ. 35-37).
Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В п. 2 ст. 4 названного Закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В силу ст. 16 Закона о страховых взносах расчет сумм страховых взносов производится указанными плательщиками самостоятельно, и они уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи, согласно которой в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
На основании ч. 1 ст. 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляется пени (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 18 ФЗ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Кроме того, судом установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ Высоцкой Т.А. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за ДД.ММ.ГГГГ.
Решением налогового органа № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с непредставлением в установленный срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ (3-НДФЛ), на основании п.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации Высоцкая Т.А. привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д. 23-26).
Решением налогового органа № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с непредставлением в установленный срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ (3-НДФЛ), на основании п.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации Высоцкая Т.А. привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д. 27-30).
Данные решения ответчиком не обжалованы, сведений в подтверждение обратного, в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ответчиком не представлены.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации), к которым согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации относится и налог на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации доходами от источников в Российской Федерации являются доходы, полученные налогоплательщиками от источников Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 1 С‡. 1 СЃС‚. 227 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации исчисление Рё уплату налога РІ соответствии СЃ настоящей статьей РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ физические лица, зарегистрированные РІ установленном действующим законодательством РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - РїРѕ суммам РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных РѕС‚ осуществления такой деятельности;
В соответствии с ч. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 227, 227.1 и п. 1 ст. 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 119 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации непредставление РІ установленный законодательством Рѕ налогах Рё сборах СЃСЂРѕРє налоговой декларации (расчета РїРѕ страховым взносам) РІ налоговый орган РїРѕ месту учета влечет взыскание штрафа РІ размере 5 процентов РЅРµ уплаченной РІ установленный законодательством Рѕ налогах Рё сборах СЃСЂРѕРє СЃСѓРјРјС‹ налога (страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ), подлежащей уплате (доплате) РЅР° основании этой декларации (расчета РїРѕ страховым взносам), Р·Р° каждый полный или неполный месяц СЃРѕ РґРЅСЏ, установленного для ее представления, РЅРѕ РЅРµ более 30 процентов указанной СЃСѓРјРјС‹ Рё РЅРµ менее 1 000 СЂСѓР±.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пункт 2 ст. 70 НК РФ устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.
В адрес Высоцкой Т.А. направлены:
- требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по уплате налога по страховым взносам в размере 23 153 руб. 33 коп., пени в размере 1 065 руб. 40 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12);
- требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере 500 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14);
- требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере 500 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16);
- требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по уплате налога по страховым взносам в размере 24 335 руб. 75 коп., пени в размере 117 руб. 62 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18);
- требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по уплате налога по страховым взносам в размере 66 892 руб. 24 коп., пени в размере 37 270 руб. 64 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20);
- требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 621 руб. 46 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22).
Однако в добровольном порядке требования ответчиком не были удовлетворены.
Судом установлено, что требование отправлено налогоплательщику своевременно заказной корреспонденцией.
В силу п. 1 ст. 48 Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п.2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, (п. 2 ст. 48 Налоговым кодексом Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налоговым кодексом Российской Федерации).
Таким образом, в ст. 48 Налоговым кодексом Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 Налоговым кодексом Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
РР· материалов дела следует, что требование в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± уплате недоимки РїРѕ уплате налога РїРѕ страховым взносам Рё пени административным ответчиком РІ установленный требованием СЃСЂРѕРє (СЃ момента превышения СЃСѓРјРјС‹ 3 000 СЂСѓР±.) РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ исполнено РЅРµ было, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска ДД.РњРњ.ГГГГ обратилось Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„– 9 Ленинского района Рі. Челябинска СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании СЃ Высоцкой Рў.Рђ. недоимки РїРѕ налогу (Р».Рґ.9). Мировым судьей ДД.РњРњ.ГГГГ отказано РІ принятии заявления РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР° (Р».Рґ.8).
ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд г. Челябинска поступило административное исковое заявление о взыскании пени, образовавшейся в связи с несвоевременным погашением задолженности по уплате страховых взносов, штрафа с Высоцкой Т.А. (л.д.3).
В требовании об уплате пени, направленном Высоцкой Т.А. № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по уплате налога по страховым взносам и пени срок его исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. К мировому судье с заявлением о взыскании задолженности истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, в Ленинский районный суд г.Челябинска ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока установленного законодательством.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по уплате налога, пени по страховым взносам, штрафа с Высоцкой Т.А.
Вместе СЃ тем, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль Р·Р° СЃР±РѕСЂРѕРј страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ Рё своевременностью РёС… взимания.
Установление в законе сроки для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
В ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Рзложенное выше свидетельствует Рѕ том, что административным истцом пропущен СЃСЂРѕРє обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным РёСЃРєРѕРј.
Оснований для восстановления РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР° СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлено, поскольку уважительных причин РёС… РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° стороной административного истца РЅРµ приведено.
Доказательств того, что истец не имел возможности своевременно обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Высоцкой Т.А. в нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суд не представлено.
Поскольку принудительное взыскание страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ Р·Р° пределами СЃСЂРѕРєРѕРІ, установленных Налоговым кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации осуществляться РЅРµ может (Определение Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 22 марта 2012 РіРѕРґР° в„– 479-Рћ-Рћ), то СЃСѓРґ считает необходимым отказать РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска РІ удовлетворении административных исковых требований Рє Высоцкой Рў.Рђ. Рѕ взыскании штрафа РїРѕ налогу РЅР° имущество, недоимки РїРѕ уплате налога Рё пени РїРѕ страховым взносам.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств направления требований об уплате налога ответчику.
РџСЂРё таких обстоятельствах СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РІ удовлетворении исковых требований Рнспекция РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска Рє Высоцкой Рў.Рђ. Рѕ восстановлении пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР° обращения СЃ административным исковым заявлением, Рѕ взыскании штрафа РїРѕ налогу РЅР° имущество РІ размере 1 000 СЂСѓР±., недоимки РїРѕ уплате налога РїРѕ страховым взносам РЅР° РћРњРЎ РІ фиксированном размере РІ бюджет ФФ РћРњРЎ Р·Р° периоды, начиная СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 3 990 СЂСѓР±. 75 РєРѕРї., пени РІ размере 348 СЂСѓР±. 13 РєРѕРї., недоимки РїРѕ уплате налога РїРѕ страховым взносам РЅР° РћРџРЎ РІ фиксированном размере РІ бюджет РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка Рё задолженность РїРѕ соответствующему платежу, РІ том числе РїРѕ отмененному) Р·Р° периоды, начиная СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 20 345 СЂСѓР±., пени РІ размере 1 774 СЂСѓР±. 76 РєРѕРї., РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 27 458 СЂСѓР±. 64 РєРѕРї., необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Ленинскому району Рі. Челябинска Рє Высоцкой Рў.Рђ. Рѕ восстановлении СЃСЂРѕРєР°, Рѕ взыскании штрафа РїРѕ налогу РЅР° имущество, недоимки РїРѕ уплате налога Рё пени РїРѕ страховым взносам, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий С.В. Лычагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.