Решение по делу № 33а-4024/2018 от 17.08.2018

Судья: Щелчков А.Н.                     Дело № 33а-4024/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей                 Сентяковой Н.Н., Соловьева В.А.,

с участием помощника прокурора УР Борзенковой Т.А.,

при секретаре          Пенькиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 20 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе С.В.А. на решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2018 года, которым

отказано в удовлетворении административного искового заявления С.В.А. к Территориальной избирательной комиссии Киясовского района Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Киясовский район» Удмуртской Республики об отмене постановления Главы Администрации муниципального образования «Киясовский район» от 02 апреля 2018 года № 150 «Об избирательных участках, участках референдума».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В.; выслушав объяснения С.В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; заключение помощника прокурора УР Борзенковой Т.А. об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам

У С Т А Н О В И Л А:

18 сентября 2016 года состоялись основные выборы депутатов Совета депутатов МО «Киясовский район» шестого созыва.

Решением территориальной избирательной комиссии Киясовского района Удмуртской Республики (далее по тексту – ТИК Киясовского района, Избирательная комиссия) от 18 июня 2018 года № 61.1 на 09 сентября 2018 года назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования (далее по тексту – МО) «Киясовский район» шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу № 3.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона УР от 16 мая 2016 года № 33-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее по тексту – Закон УР № 33-РЗ) ТИК Киясовского района выполняет полномочия окружной избирательной комиссии.

Постановлением ТИК Киясовского района от 17 июля 2018 года № 63.2 С.В.А., выдвинутый путём самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Киясовский район» шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу № 3 (далее по тексту – кандидат С.В.А.).

Кандидат С.В.А. (далее по тексту – административный истец) обратился в Малопургинский районный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об обжаловании действий ТИК Киясовского района и Администрации МО «Киясовский район», связанных с образованием двух избирательных участков на территории МО «Киясовское», один из которых расположен в здании Киясовской средней общеобразовательной школы, где директор П.О.Г. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Киясовский район» шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу № 3. 31 июля 2018 года кандидат С.В.А. обратился в ТИК Киясовского района с жалобой о нецелесообразности образования данного избирательного участка, но 03 августа 2018 года постановлением ТИК Киясовского района в удовлетворении жалобы было отказано. Административный истец считает действия Избирательной комиссии незаконными, полагая, что они создают неравные возможности и условия для зарегистрированных кандидатов.

С учётом уточнённых требований административный истец просил суд: отменить постановление Администрации МО «Киясовский район» от 02 апреля 2018 года № 150 «Об избирательных участках, участках референдума» (л.д.3, 25).

Определением от 10 августа 2018 года суд привлёк к участию в деле в качестве соответчика Администрацию МО «Киясовский район» (л.д.29, 30).

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представители ТИК Киясовского района в судебном заседании требования административного истца не признали, полагая их не подлежащими удовлетворению.

Администрация МО «Киясовский район» и Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики (далее по тексту – ЦИК УР) были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания, но явку своих представителей, наделённых соответствующими полномочиями, в суд не обеспечили, представитель ЦИК УР просила рассмотреть дело без их участия (л.д.24).

В силу части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса.

Помощник прокурора Киясовского района УР дал заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе кандидат С.В.А. просит решение суда отменить. При этом ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Прокуратура Киясовского района УР представила в суд письменные возражения с просьбой об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы административного истца – без удовлетворения (л.д.59-62).

Изучив и проанализировав материалы административного дела, выслушав административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчёта не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются с учётом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учёта) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения пункта 4 настоящей статьи.

Пунктом 2.1 статьи 19 Федерального закона установлены случаи, при которых может быть уточнён перечень избирательных участков в порядке, предусмотренном для их образования, в том числе: в целях уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до полутора тысяч; а также в целях обеспечения наибольшего удобства для избирателей, участников референдума с учётом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования (подпункты «в» и «д» пункта 2.1 статьи 19 Федерального закона).

Если решение, принимаемое в целях реализации подпункта «в», «г» или «д» пункта 2.1 настоящей статьи, предусматривает увеличение числа избирательных участков, участков референдума в пределах муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, то указанное решение может быть принято исключительно по согласованию с избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и последующему согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 2.3 статьи 19 Федерального закона).

Указанные правовые положения Федерального закона корреспондируются в частях 1 и 2 статьи 12 Закона Удмуртской Республики от 16 мая 2016 года № 33-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике».

Как следует из материалов дела и установлено районным судом, в соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 2.1 статьи 19 Федерального закона Глава муниципального образования «Киясовский район» по согласования с ТИК Киясовского района принял постановление № 150 от 02 апреля 2018 года «Об избирательных участках, участках референдума», которым на территории МО «Киясовское» образованы два избирательных участка: № 23/01 с числом избирателей 1591 и местом нахождения помещения для голосования в Киясовской средней общеобразовательной школе и № 23/02 с числом избирателей 1264 и местом нахождения помещения для голосования в Межпоселенческом доме культуры (л.д.10-13).

На основании пункта 2.3 статьи 19 Федерального закона увеличение числа избирательных участков, участков референдума на один участок на территории Киясовского района в соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 2.1 статьи 19 Федерального закона, согласовано постановлением ЦИК УР от 25 апреля 2018 года № 20.4-6 «О согласовании увеличения числа избирательных участков, участков референдума на территориях Балезинского и Киясовского районов в Удмуртской Республике» (л.д.39, 40).

Руководствуясь пунктом 2.1 статьи 19 Федерального закона, ЦИК Российской Федерации согласилась с увеличением на один числа избирательных участков, участков референдума на территории Киясовского района Удмуртской Республики на основании подпункта «д» пункта 2.1 статьи 19 Федерального закона (постановление ЦИК Российской Федерации от 03 мая 2018 года «О согласовании увеличения числа избирательных участков, участков референдума на территории Удмуртской Республики», л.д.41).

Таким образом, судебная коллегия признаёт, что установленный законом порядок уточнения перечня избирательных участков на территории Киясовского района Удмуртской Республики полностью соблюдён.

03 августа 2018 года ТИК Киясовского района рассмотрела жалобу кандидата С.В.А. о нецелесообразности образования двух избирательных участков на территории МО «Киясовское», в результате чего обоснованно было принято постановление за № 67.1, согласно которому изложенные в жалобе С.В.А. факты не нашли подтверждения; нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах не установлено (л.д.6, 7).

Поскольку избирательные права административного истца кандидата С.В.А. как оспариваемым решением ТИК Киясовского района № 67.1 от 03 августа 2018 года, так и постановлением Главы МО «Киясовский район» № 150 от 02 апреля 2018 года не нарушены, то суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

При этом судебная коллегия констатирует, что статьёй 20 Устава МО «Киясовский район», утверждённого решением Киясовского районного Совета депутатов от 17 июня 2005 года № 214 (в редакции от 25 декабря 2017 года) определена структура органов местного самоуправления муниципального района, в которую вошли: Глава муниципального образования «Киясовский район», исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрация МО «Киясовский район» и представительный орган муниципального образования – Совет депутатов муниципального образования «Киясовский район».

Как следует из материалов дела, административный истец оспаривает постановление № 150 от 02 апреля 2018 года, которое в силу статьи 19 Федерального закона принято Главой МО «Киясовский район». Следовательно, своё требование к Администрации МО «Киясовский район» административный истец заявил как к ненадлежащему административному ответчику, и в случае возражения С.В.А. на замену последнего надлежащим, руководствуясь требованиями статьи 43 КАС РФ, районный суд мог привлечь Главу МО «Киясовский район» к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Между тем, учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе то, что оспариваемое постановление № 150 от 02 апреля 2018 года полностью соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права административного истца, судебная коллегия признаёт, что вопрос о правах и обязанностях Главы МО «Киясовский район» судом не разрешён, поэтому нет установленных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы, в том числе о нарушении принципа равенства кандидатов, установленного статьёй 39 Федерального закона, основаны на предположениях, не опровергают вышеуказанных выводов и не являются основанием для отмены решения суда.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению административного спора, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья Кричкер Е.В.

Судьи Сентякова Н.Н.

Соловьев В.А.

33а-4024/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Семенов В.А.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Киясовского района УР
Администрация МО "Киясовский район"
Другие
Центральная избирательная комиссия УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Кричкер Елена Викторовна
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
20.08.2018Судебное заседание
28.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2018Передано в экспедицию
20.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее