Судья Панина Е.Ю. Дело *** (2-4781/22)
УИД 22RS0***-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2023 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Сафроновой М.В., Параскун Т.И., Назаровой Л.В., Колесниченко Е.И., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Васильчука Д. А., Филаткова И. М., Кузнецова Д. С., Козловского В. В., Мельникова Е. В. на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Васильчука Д. А., Филаткова И. М., Кузнецова Д. С., Козловского В. В., Мельникова Е. В. к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» о взыскании индексации заработной платы, возложении обязанности установить размер оклада оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильчук Д.А., Филатков И.М., Кузнецов Д.С., Козловский В.В., Мельников Е.В. обратились в суд с указанным иском, предъявив первоначально требования к Министерству здравоохранения Алтайского края, в последующем также к КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>».
В обоснование требований указано, что истцы состоят в трудовых отношениях с КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» в должностях водителей. За период с 2014 по 2021 им не была проиндексирована заработная плата.
Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также работников учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета, перечень выплат компенсационного, стимулирующего характера, минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых профессий рабочих и предельные размеры повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам.
В соответствии с данным Постановлением Приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края.
На основании данного Приказа приказом главного врача от ДД.ММ.ГГ ***-п утверждено Положение об оплате труда работников КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>». В соответствии с приложением *** к указанному Положению минимальный размер окладов водителей автомобиля 1 квалификационного уровня по наименованию профессий рабочих, по которым предусмотрено присвоение 4 и 5 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий установлен в размере 5 146 руб.
Согласно расчетным листкам при начислении заработной платы истцам установлен оклад в размере 5 240 руб.
Статьей 134 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, но с 2014 года индексация заработной платы работников краевых государственных учреждений не производилась.
Просят восстановить срок исковой давности, поскольку в связи с отсутствием юридического образования не могли самостоятельно узнать, что их права нарушены. В марте 2022 года юрист уведомил их о нарушенных правах, о том, что им не производится индексация заработной платы, в связи с чем они стали обращаться за помощью в различные инстанции.
По таким основаниям, с учетом уточнения исковых требований (т. 5 л.д. 70), заявлены требования:
- признать незаконными действия КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>», Министерства здравоохранения Алтайского края по не проведению индексации заработной платы истцам,
- взыскать с КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» в пользу истцов задолженность по индексации заработной платы, в пользу Филаткова И.М. за период с января 2014 года по декабрь 2021 года в размере 42 738,72 руб., в пользу Козловского В.В. за период с января 2014 года по декабрь 2021 года в размере 42 738,72 руб., в пользу Мельникова Е.В. за период с января 2014 года по декабрь 2021 года в размере 42 738,72 руб., в пользу Кузнецова Д.С. за период с февраля 2015 года по декабрь 2021 года в размере 32 441,06 руб., в пользу Васильчука Д.А. за период с декабря 2016 года по декабрь 2021 года в размере 22 500,66 руб.,
- возложить обязанность на Министерство здравоохранения Алтайского края осуществить финансирование указанных мероприятий по индексации заработной платы,
- установить оклады истцам с ДД.ММ.ГГ в размере 8 801,56 руб.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела достоверно установлено, не отрицалось ответчиками, что за период с 2014г. по ДД.ММ.ГГ истцам и другим водителям скорой медицинской помощи КГБУЗ «Скорая медицинская помощь, <адрес>» не производилась индексация окладной части заработной платы, что не соответствует требованиям ст. 134 ТК РФ.
Установив, что истцам произведено повышение окладов ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, и ДД.ММ.ГГ, суд не запросил и не исследовал документы о заработной плате истцов до спорного периода 2014 г, когда производилось и повышение оклада с учетом обязательной индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги и сохранялись положенные выплаты водителям (за качество работ, интенсивность и высокие результаты, компенсационные выплаты).
С 2014г. по 2021г. в связи с пробелами нормативно-правового регулирования в части отсутствия на уровне субъекта – Алтайского края нормативно-правового акта, предусматривающего индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, оклад водителей оставался на одном уровне, в связи с чем нарушены права истцов на положенные в полном объеме выплаты.
Полагают, что отсутствие нормативно-правовой базы не может являться поводом для неприменения положений ст. 134 ТК РФ, так как со стороны ответчиков не представлено доказательств увеличения заработной платы на коэффициент, рассчитанный в связи с ростом потребительских цен за спорный период.
Работодателем в спорный период времени не было закреплено в локальном нормативном акте как конкретно он будет осуществлять индексацию (повышать оклады, выплачивать премии либо проводить индексацию как отдельное мероприятие и т.п.). Следовательно, фактически выполняемые работодателем меры по повышению реального содержания заработной платы путем введения, изменения применяемых выплат стимулирующего характера не будет считаться индексацией заработной платы.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истцов без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>», Министерства здравоохранения Алтайского края возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что работодатель истцов относится к числу государственных учреждений, финансируемых из бюджета Алтайского края; размеры окладов истцов индексировались в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Алтайского края, а также путем увеличения фонда оплаты труда в пределах средств, предусмотренных главным распорядителям средств краевого бюджета законам Алтайского края на соответствующий финансовый год и плановый период, работодателем принимаются меры по повышению уровня реального содержания заработной платы путем введения, изменения применяемых выплат стимулирующего характера, в течение всего спорного периода произошло увеличение заработной платы истцов в связи с чем пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истцов со стороны работодателя на индексацию заработной платы.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается как основанном на правильном применении норм материального права и соответствующим обстоятельствам дела.
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с положениями ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы.
Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, индексация заработной платы, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги является одной из форм повышения уровня реального содержания заработной платы, как меры государственных гарантий по оплате труда работников.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГ ***-О-О, индексация заработной платы по своей природе представляет собой государственную гарантию по оплате работников.
В данном определении указано, что в силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.
Из правовых положений ст. 134 ТК РФ следует, что работодатели, относящиеся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанное положение вытекает из особенностей финансирования данных органов и учреждений - за счет средств соответствующего бюджета, определенного порядка выделения и расходования бюджетных средств, в том числе на цели оплаты труда работников.
В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными способами:
- в организациях, финансируемых из федерального бюджета, - устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти;
- в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов;
- в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит указаний о сроках и порядке проведения индексации заработной платы.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3, 4 статьи 129 ТК РФ).
В соответствии со статьей 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор.
Согласно ч.2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
В соответствии с абз. 3 ч.1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом истцы состоят в трудовых отношениях с КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>», работают в должностях водителей автомобилей скорой медицинской помощи.
КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» является краевым государственным бюджетным учреждением, финансируется из бюджета Алтайского края.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из средств краевого бюджета, средств обязательного медицинского страхования и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
В спорный период в КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» действовали ряд коллективных договоров.
Коллективный договор на 2012 – 2015 г.г., утв. ДД.ММ.ГГ, которым предусмотрено, что оплата труда приведена в соответствии с Трудовым кодексом РФ, постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Отраслевого положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности» и иными нормативно-правовыми актами, определена Положением об оплате труда (т.3 л.д. 38).
Положением о выплатах стимулирующего характера в указанный период предусматривались выплаты:
- за качество выполняемых работ,
- за интенсивность и высокие результаты работы,
- за особый и оперативный режим работы,
- отдельным категориям специалистов.
Выплаты осуществляются в пределах утвержденного фонда оплаты труда учреждения на соответствующий финансовый год за счет всех источников финансового обеспечения за исключением целевых средств (т.3 л.д. 64-65).
Коллективный договор на 2015 – 2018 г.г., утвержденный ДД.ММ.ГГ (т. 3 л.д. 70).
Согласно Положению об оплате труда, приложение *** к указанному коллективному договору заработная плата включает в себя оклад, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты. Размеры окладов работников, занимающих общеотраслевые должности устанавливаются на основе отнесения должностей к соответствующим квалификационным уровням ПКГ по соответствующим квалификационным уровням (п.2.2.1).
Предусмотрены выплаты стимулирующего характера:
- за стаж непрерывной работы,
- за качество выполняемых работ,
- за интенсивность и высокие результаты работы,
- премиальные выплаты по итогам работы, единовременные выплаты,
- отдельным категориям специалистов,
- иные выплаты (п. 5.2.).
Пунктом 5.3.1.1 Положения об оплате труда предусмотрены выплаты за стаж непрерывной работы:
- от 3 до 5 лет – 30 %,
- от 5 до 7 лет – 55 %,
- свыше 7 лет – 80 %.
Коллективный договор на 2018 – 2021 г.г., утвержденный ДД.ММ.ГГ (т. 3 л.д. 144).
Согласно Положению об оплате труда, приложение *** к указанному коллективному договору заработная плата включает в себя оклад, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты. Размеры окладов работников, занимающих общеотраслевые должности устанавливаются на основе отнесения должностей к соответствующим квалификационным уровням ПКГ по соответствующим квалификационным уровням (п.2.2.1).
Пунктом 2.1.7 установлены повышающие коэффициенты к окладам за стаж непрерывной работы согласно приложению ***.
Приложением *** установлены выплаты за стаж непрерывной работы:
- от 3 до 5 лет – 30 %,
- от 5 до 7 лет – 55 %,
- свыше 7 лет – 80 % (т. 3 л.д. 184).
Положением об оплате труда предусмотрены выплаты стимулирующего характера:
- за качество выполняемых работ,
- за интенсивность и высокие результаты работы,
- премиальные выплаты по итогам работы, единовременные выплаты,
- отдельным категориям специалистов,
- иные выплаты (п. 5.2.).
В последующем в коллективный договор внесены изменения (утв. ДД.ММ.ГГ), в том числе размеры повышающих коэффициентов за стаж непрерывной работы изменены (понижены), установлены, в том числе по должностям водителей выездных бригад станций скорой медицинской помощи в следующих размерах:
- от 3 до 5 лет – 15 %,
- от 5 до 7 лет – 25 %,
- свыше 7 лет – 40 % (т. 3 л.д. 203).
В течение спорного периода размеры окладов истцов установлены в соответствии приложением к Положениям об оплате труда по ПКТ «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» 2 квалификационный уровень и составляли:
ДД.ММ.ГГ – 3 905 руб.,
ДД.ММ.ГГ – 4 139 руб.,
ДД.ММ.ГГ – 4 367 руб.,
ДД.ММ.ГГ – 5 240 руб.,
ДД.ММ.ГГ – 5 856 руб.
При этом в указанный период на территории Алтайского края отраслевые системы оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов, а также работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета были установлены следующими нормативно-правовыми актами:
- постановление Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, которым в том числе установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих и предельные размеры повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам.
При этом по ПКТ «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» 2 квалификационный уровень установлен минимальный размер оклада 1 947 руб., предельный размер повышающего коэффициента 1,96;
- постановление Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, которым в том числе установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих и предельные размеры повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам.
При этом по ПКТ «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» 2 квалификационный уровень установлен минимальный размер оклада 2 178 руб., предельный размер повышающего коэффициента 1,96.
На основании указанных постановлений для работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края (ранее Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности) были разработаны примерные положения об оплате труда, в которых, в том числе, определены размеры окладов работников.
Примерные положения об оплате труда работников утверждены следующими нормативно-правовыми актами:
приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от ДД.ММ.ГГ *** «О реализации постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***» (период действия с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) – размер оклада по ПКТ «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» 2 квалификационный уровень составил 2 897 руб.;
приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края» (период действия с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) - размер оклада по ПКТ «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» 2 квалификационный уровень составил 3 240 руб.,
приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края» (период действия с ДД.ММ.ГГ по настоящее время) - размер оклада по ПКТ «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» 2 квалификационный уровень составил 3 240 руб.
При этом постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и постановлениями Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** было предусмотрено, что повышение минимальных окладов (должностных окладов) работников краевых государственных учреждений всех типов, финансируемых за счет средств краевого бюджета, в том числе руководителей учреждений (организаций), осуществляется на основании нормативных правовых актов Алтайского края.
Таким образом, в течение спорного периода индексация размеров окладов работников медицинских организаций предусматривалась нормативно-правовыми актами Алтайского края.
На основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** с ДД.ММ.ГГ оклады работников краевых государственных учреждений всех типов, в том числе работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, были увеличены на 6 %.
Соответствующее повышение произведено в КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» на основании приказа от ДД.ММ.ГГ ***-п.
При этом, поскольку размер должностного оклада водителей был установлен на указанную дату в размере 3 905 руб., при повышении на 6 % он стал составлять 4 139 руб.
Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** с ДД.ММ.ГГ оклады работников краевых государственных учреждений всех типов, в том числе работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, были увеличены на 5,5 %.
Повышение произведено на основании приказа КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» от ДД.ММ.ГГ ***-<адрес> оклада по должности истцов стал составлять 4 367 руб.
В последующем с ДД.ММ.ГГ произведено повышение оклада на 20 %, в связи с введением в действие нового Положения об оплате труда, согласно которому размер оклада по занимаемой истцами должности установлен в размере 5 240 руб.
В дальнейшем повышение окладов органами исполнительной власти Алтайского края в течение спорного периода до ДД.ММ.ГГ не производилось, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для увеличения оклада истцам у работодателя не имелось.
Распоряжением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р предусмотрено органам исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных краевых государственных учреждений, главным распорядителям средств краевого бюджета, краевым государственным учреждениям принять меры по увеличению с ДД.ММ.ГГ на 4 процента обеспечиваемой за счет средств краевого бюджета оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных). Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществлять в пределах средств, предусмотренных главным распорядителям средств краевого бюджета законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Распоряжениями Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р, от ДД.ММ.ГГ ***-р, от ДД.ММ.ГГ ***-р предусмотрено принятие соответствующих мер с ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ, соответственно.
По делу установлено, что при принятии распоряжений Правительства Алтайского края о проведении повышения оплаты труда в 2018 – 2021 г.г. соответствующие денежные средства на повышение оплаты труда работников КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» не выделялись.
Между тем, постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** до ДД.ММ.ГГ предусматривалось, что руководители медицинской организации вправе устанавливать работникам повышенные по сравнению с минимальными размерами окладов размеры окладов в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Размеры должностных окладов по должности истцов в спорный период превышали размеры должностных окладов по аналогичным должностям в других краевых государственных бюджетных учреждениях.
Кроме того, проанализировав изменения размера заработной платы истцов в спорный период, основанные на заключенных с истцами дополнительных соглашениях к трудовому договору, суд установил, что работодателем принимались меры к повышению уровня заработной платы.
Так, при изменениях в оплате труда в виде уменьшения повышающего коэффициента за стаж непрерывной работы произведено установление стимулирующей выплаты за качество выполняемой работы, производились (увеличивались) выплаты за интенсивность.
Из представленной КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» информации о размерах начисленной заработной платы, отработанном времени усматривается, что произошло увеличение заработной платы в течение спорного периода (т. 5 л.д. 106).
При таких установленных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии нарушений прав истцов со стороны работодателя на индексацию заработной платы.
Доводы апелляционной жалобы истцов об обратном, со ссылками на то, что должностные оклады должны быть проиндексированы с 2014 г. на индексы потребительских цен; отсутствие нормативно-правовой базы не может являться поводом для неприменения положений ст. 134 ТК РФ, так как со стороны ответчиков не представлено доказательств увеличения заработной платы на коэффициент, рассчитанный в связи с ростом потребительских цен за спорный период, основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку в спорном периоде увеличение окладов производилось на основании актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Согласно ст.ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), действующим на момент рассмотрения спора судом, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.
Из данных норм следует, что суд не вправе обязать органы государственной власти субъекта Российской Федерации принять либо дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, как и не вправе подменять указанные органы, осуществляющие государственные полномочия, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Постановлением правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в постановление Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения, которыми предусмотрено, что повышение уровня реального содержания заработной платы работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных) обеспечивается индексацией заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, осуществляемой органами исполнительной власти Алтайского края в размере и сроки, устанавливаемые постановлениями Правительства Алтайского края о такой индексации. Указанное постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГ.
Кроме того, на основании приказа Управления Алтайского края по труду и занятости населения от ДД.ММ.ГГ ***/Пр/35 (ред. от ДД.ММ.ГГ) "Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в примерных положениях (положениях), разрабатываемых органами исполнительной власти Алтайского края, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета", с ДД.ММ.ГГ минимальные размеры окладов общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих бюджетных учреждений были увеличены в 1,5 раза, а пунктом 2 приказа предусмотрено, что повышение минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников осуществляется при принятии Правительством Алтайского края решений об индексации (увеличении) оплаты труда.
С 01.06.2022г. должностные оклады истцов в связи с принятием указанных нормативно-правовых актов установлены в размере 5856 руб. В связи с чем правовых оснований для установления окладов истцам с ДД.ММ.ГГ в размере 8801,56 руб., как на том настаивают апеллянты, у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Васильчука Д. А., Филаткова И. М., Кузнецова Д. С., Козловского В. В., Мельникова Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 21.02.2023
Судья Панина Е.Ю. Дело *** (2-4781/22)
УИД 22RS0***-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Сафроновой М.В., Параскун Т.И., Назаровой Л.В., Колесниченко Е.И., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Васильчука Д. А., Филаткова И. М., Кузнецова Д. С., Козловского В. В., Мельникова Е. В. на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Васильчука Д. А., Филаткова И. М., Кузнецова Д. С., Козловского В. В., Мельникова Е. В. к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, <адрес>» о взыскании индексации заработной платы, возложении обязанности установить размер оклада оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Васильчука Д. А., Филаткова И. М., Кузнецова Д. С., Козловского В. В., Мельникова Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи