Дело № 5-297/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕо назначении административного наказания |
29 ноября 2018 года г. Новосибирск
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Певина Е.А., при секретаре судебного заседания Макушиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Немцева А. В., 09 <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
24.09.2018 инспектором отделения по ИАЗ отдела полиции № «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску младшим лейтенантом полиции Довгаль В.Ю. в отношении Немцева А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что 09 сентября 2018 года в период с 14.00 часов до 15.50 часов Немцев А.В. принял активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на территории Первомайского сквера <адрес>, перешедшем в несогласованное публичное мероприятие в форме шествия по маршруту: площадка фонтана в Первомайском сквере, рядом со зданием по <адрес> проспект, <адрес>, далее по скверу до <адрес>, далее по нечетной стороне <адрес>, которое не согласовано с органами местного самоуправления (мэрией <адрес>), при этом Немцев А.В. не выполнил обязанности участника во время проведения несогласованного публичного мероприятия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 6 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В действиях Немцева А.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные пунктом 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании Немцев А.В. вину в совершении административного правонарушения не признал и указал, что о проведении митинга узнал из социальных сетей, в ходе мероприятия скандировал лозунги, какие именно не помнит. Сотрудники полиции никаких требований к нему и другим участникам мероприятия не предъявляли. На <адрес> видел сотрудников ОМОН, которые перегораживали путь, для чего они это делали, ему не известно, кто-то кричал «стоять», но не сотрудники полиции.
Защитник Немцева А.В. Чернявская А.В., не отрицая участия Немцева А.В. в публичном мероприятии, проходившем 09.09.2018 г., пояснила, что данное мероприятие являлось законным, сотрудниками полиции Немцеву А.В. требования не предъявлялись.
Судья, выслушав Немцева А.В., его защитника, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. При этом к организации публичного мероприятия, в том числе относится проведения предварительной агитации (статья 4).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 № 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 3 Закона одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3).
Частью 1 статьи 7 Закона предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Как следует из материалов дела, проведение публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 часов в Первомайском сквере городе Новосибирска не было согласовано в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ организатором публичного мероприятия Жуковой Д.А. было подано в мэрию г. Новосибирска уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 14-00 часов митинга с шествием до 16 - 00 часов.
Письмом мэрии г. Новосибирска от 27.08.2018 г. в согласовании данного публичного мероприятия было отказано со ссылкой на статью 1.2 Закона Новосибирской области от 10.12.2004 г. № 238-ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области», статью 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Защитник в ходе судебного разбирательства пояснила, что считают проведение публичного мероприятия согласованным, поскольку отказ мэрии г. Новосибирска в его согласовании является незаконным.
Вместе с тем, доказательств, что отказ мэрии г. Новосибирска от 27.08.2018 г. в согласовании проведения публичного мероприятия 09.09.2018 г. был в судебном порядке признан незаконным, судье не представлено.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, оценка законности рассматриваемых действий мэрии г. Новосибирска не предусмотрена.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона.
В силу требований пункта 1 части 3 статьи 6 Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения Немцева А.В., судья приходит к выводу, что Немцев А.В. ДД.ММ.ГГГГ в период с 14.00 часов до 15.50 часов принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, перешедшем в шествие, с нарушением участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, поскольку последнее не было согласовано в установленном законом порядке.
Как следует из разъяснений применения судами действующего законодательства содержащихся в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда от 26 июня 2018 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятия" участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, …, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
При этом, следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ
Из изученных в ходе судебного разбирательства видеозаписей усматривается, что Немцев А.В. добровольно участвовал в данном публичном мероприятии, своими действиями выражал свое согласие с коллективным мнением граждан, участвующих в митинге и шествии, со звучащими из колонны лозунгами, препятствовал законным требованиям сотрудников полиции (в том числе ОМОН и Национальной гвардии РФ) по прекращению публичного мероприятия, при этом сотрудники полиции находились в форменном обмундировании со знаками отличия, и в непосредственной близости от Немцева А.В.
Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств, у Немцева А.В. имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не принимать участие в публичном мероприятии с нарушением порядка его проведения, а также имелась возможность прекратить участие в нем после соответствующего предупреждения сотрудников полиции о необходимости прекращения противоправных действий.
Обстоятельств, вынуждающих Немцева А.В. нарушить порядок проведения публичного мероприятия, которые бы не зависели от его воли, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Вина Немцева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно невыполнение им, как участником публичного мероприятия, законных требований сотрудников полиции о прекращении несогласованного публичного мероприятия, т.е. связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подтверждена совокупностью письменных доказательств, исследованных в судебном заседании.
Несогласие Немцева А.В. с вменяемым административным правонарушением не опровергает доказательств его вины в совершении данного административного правонарушения, данные доводы судьей расцениваются как способ защиты и уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, данные о личности Немцева А.В., отсутствие по делу обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительных обстоятельств для применения ч. 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьи и снижения размера штрафа ниже низшего предела с учетом обстоятельств данного дела суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 630099, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░. 78, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2002 ░░░░ 17 ░░░░░░ 1997 ░░░░, ░░░░░ 01 ░░░░ 2002 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 31 ░░░░░░░ 2002 ░░░░
░░░ 5406012253
░░░ 540601001
░░░░ 1025402494468
░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░)
░░░░ ░░░░░░░░░░: 4010181090000001001 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 045004001, ░░░ 18811690040046000140 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░». ░░░░░: 50701000.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░░ ░░░░░░░░░ 60 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░