РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2018 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г.о. Самары в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.
при секретаре Шуманеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-719/18 по административному исковому заявлению Кожина В.И. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка и обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Кожин В.И. обратился в суд к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара с административным иском, в котором просит суд признать незаконным Приказ № 168 от 25.01.2018 г. Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, площадью 503 кв.м., с кадастровым № и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить административному истцу в собственность бесплатно вышеуказанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от <дата>, удостоверенного государственным нотариусом Куйбышевской районной Государственной нотариальной конторы гор. Куйбышева ФИО1, зарегистрированного в реестре за №. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 503 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый отдельностоящим жилым домом коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком. Земельный участок с кадастровым № сформирован на основании Распоряжения № 365 от 01.03.2017 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>. При обращении 28 мая 2017г. к Главе Администрации г.о. Самара с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность бесплатно, приказом № 168 от 25.01.2018 г. Департамента управления имуществом г.о. Самара ему было отказано со ссылкой на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, то есть по п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ. Ссылаясь на то, что право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> возникло в 1975 году, т.е. до вступления в действие ЗК РФ, в связи с чем истец имеет право на приобретение бесплатно в собственность земельного участка, а также полагая, что Приказ Департамента нарушает его права, просил суд административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца Кожина В.И. - Синицына В.Н., действующая на основании доверенности, заявленные административные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила суд признать незаконным Приказ № 168 от 25.01.2018 г. Департамента управления имуществом г.о. Самара и обязать ответчика предоставить Кожину В.И. в собственности бесплатно без проведения торгов спорный земельный участок по <адрес>.
Представители административных ответчиков – Администрации г.о. Самара, Департамента управления имущества г.о. Самары, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены им требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Право граждан иметь в собственности земельные участки было установлено Законом РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 "О собственности в РСФСР", согласно которому, объектами права собственности могут быть земельные участки. Так, земля и другие природные объекты, как объект гражданских прав, до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 "О собственности в СССР" (до 01.07.1990 г.), находились в государственной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 и подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от <дата> Кожин В.И. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что также подтверждается сведениями инвентарного дела на объект (л.д.15).
Установлено, что данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 503 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый отдельностоящим жилым домом коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
Земельный участок с кадастровым № сформирован на основании Распоряжения № 365 от 01.03.2017 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 26.04.2018 года границы испрашиваемого земельного участка совпадают с границами земельного участка уточненной площадью 503 кв.м по адресу: <адрес>.
Испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных берегов, что подтверждается сведениями Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 26.04.2018 года.
По сведениям ИСОГД г.о. Самара земельный участок площадью 503,00 кв.м. по адресу: <адрес> расположен в зоне Ж-1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами, имеет охранную зону водопровода, газопровода и ЛЭП, не принадлежит к территории общего пользования.
По архивной информации Управления Росреестра по Самарской области сведений о предоставлении кому – либо, в том числе, Кожину В.И., за период с 1992-1998 г.г. земельного участка по адресу: <адрес>, не имеется.
Приказом № 168 от 25.01.2018 г. Департамента управления имуществом г.о. Самара Кожину В.И. было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, площадью 503 кв.м., с кадастровым №, со ссылкой на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, то есть по основанию п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.
Департаментом указано, что конфигурация и линейные размеры жилого дома на испрашиваемом земельном участке не соответствуют сведениям, указанным в предоставленном техническом паспорте на индивидуальный жилой дом и право собственности на фактически расположенный жилой дом заявителем не зарегистрировано в Управлении Росреестра по Самарской области.
Как следует из материалов дела, на основании вышеуказанного договора от 17.06.1975 года у Кожина В.И. возникло право собственности на жилой дом жилой площадью 25,4 кв.м., полезной площадью 35,6 кв.м. по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке мерою 418,3 кв.м.
Согласно материалам инвентарного дела и данным технической инвентаризации по состоянию на 22.02.2008 года на испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строительства – жилой дом (лит. ВВ1В2в) общей площадью 56,5 кв.м., жилой площадью 39,3 кв.м., кроме того, веранда (лит.в). На указанном земельном участке расположены служебные постройки и сооружения: душ (лит.д1), погреб (лит.п), сарай (лит.С,С2), гараж (лит.Г), туалет деревянный (лит.д), забор деревянный (лит.з1). Служебные постройки и сооружения как отдельные (самостоятельные) объекты не рассматривались и для регистрации не предъявлялись. Таким образом, правовая регистрация указанных служебных построек и сооружений до 05.08.1998 года МП БТИ г. Самара не проводилась. Пользователи служебных построек и сооружения, расположенных на земельном участке, не определены.
Жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет площадью 56,5 кв.м., с кадастровым номером №, 1957 года постройки.
Проанализировав представленные доказательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, а также принимая во внимание схематический (генеральный план) испрашиваемого земельного участка с расположенным на нем жилым домом, установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес> осуществлена реконструкция, ввиду чего площадь и конфигурация жилого дома, после возникновения на него прав истца, изменилась.
При этом право собственности Кожина В.И. на фактически существующий жилой дом (большую его площадь) не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (ст. 222 п. 1,п. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположено здание - жилой дом, являющийся самовольной постройкой, право на который не зарегистрировано в установленном законом порядке, с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, не являющееся собственником указанного здания.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления административному истцу в собственность без проведения торгов спорного земельного участка по адресу: <адрес>, в связи с чем полагает оспариваемый Приказ № 168 от 25.01.2018 г. Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, площадью 503 кв.м., с кадастровым № Кожину В.И. правомерным, законным и обоснованным.
Оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Кожина В.И. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка и обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2018 г.
Судья Н.Н. Кузина