89RS0012-01-2022-000476-77
№ 88-14203/2023
Мотивированное определение изготовлено 24.08.2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 23.08.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Марченко А.А.,
судей Храмцовой О.Н., Лезиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-318/2022 по иску Ямало-Ненецкому природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» об исполнении требований законодательства о промышленной безопасности производственных объектов,
по кассационной жалобе акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Тепловой М.Н., полагавшую судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании действий АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации склада емкостью 2000 куб.м, состоящего из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб.м каждый, группы резервуаров, состоящих из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объёмом 50 куб.м каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м каждый, расположенных в с. Находка Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в <данные изъяты> без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов незаконными и возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности зарегистрировать склад емкостью 2000 куб.м в государственном реестре опасных производственных объектов.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Тазовском районе были выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, природопользовании и промышленной безопасности при эксплуатации объектов, предназначенных для хранения горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), расположенных на территории Тазовского района. В с. Находка Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа располагается склад топлива ёмкостью 2000 куб.м, эксплуатируемый филиалом АО «Ямалкоммунэнерго». В нарушение требований закона склад топлива эксплуатируется филиалом в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, может создать опасность для жизни и здоровья людей. Так, 24.02.2022 при перекачке дизельного топлива в указанном складе топлива ёмкостью 2000 куб.м в с. Находка произошел прорыв топливопровода и разлив 12,86 кг дизельного топлива.
Решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2023, исковое заявление прокурора удовлетворено. Признаны незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м, состоящего из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб.м каждый, группы стальных резервуаров, состоящей из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 50 куб.м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м, расположенных в с. Находка, Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в <данные изъяты> без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. На АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность зарегистрировать склад топлива в государственном реестре опасных производственных объектов.
В кассационной жалобе заявитель АО «Ямалкоммунэнерго» просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу Северо-Уральское управление Ростехнадзора указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону. Приложение № 1 к опасным производственным объектам относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются горючие вещества (жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), в указанных в Приложении № 2 количествах опасных веществ.
Согласно пункту 1 и таблицы № 2 Приложения № 2 данного закона к опасным производственным объектам III класса опасности относятся объекты, на которых количество горючих жидкостей, находящихся на товарно-сырьевых складах и базах, составляет объем более 1000 тонн, но менее 50 000 тонн.
В соответствии с примечанием 3 к приложению 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» на владельца опасного объекта возложена обязанность на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
Судами установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго» арендует по договору аренды муниципального имущества от 22.01.2021 № 07/1, заключенного с Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (арендодатель), сроком на 5 лет (с 22.01.2021 по 21.01.2026) муниципальное имущество – объект незавершенного строительства: склад топлива емкостью 2000 куб.м, общей площадью 3600 кв.м, степень готовности объекта 85% по адресу: ЯНАО, Тазовский район, с. Находка, на 343 метра северо-западнее гостиницы в <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>. По условиям договора арендатор обязан эксплуатировать объект в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных и производственных объектов».
В ходе проверки, проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой, установлено, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, природопользования и промышленной безопасности при эксплуатации объектов, предназначенных для хранения ГСМ, расположенных на территории Тазовского района (с. Находка), филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Тазовском районе эксплуатирует резервуарный парк, состоящий из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб.м, каждый, 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м, 2 горизонтальных стальных резервуаров объемом 50 куб.м каждый и 2 горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м каждый, в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Так 24.02.2022 при перекачке дизельного топлива на указанном складе ГСМ с. Находка произошел порыв топливопровода. Согласно акту расследования причин инцидента в результате порыва произошел разлив 12,86 кг дизельного топлива. Технической причиной указанного факта явился перекос вертикальных металлических опор.
30.05.2022 Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора АО «Ямалкоммунэнерго» вынесено представление об устранении нарушений закона, которое обществом не исполнено.
Удовлетворяя требования прокурора о признании действий АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации склада топлива без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов незаконными и о возложении на ответчика обязанности осуществить данную регистрацию, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 6, 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статей 4, 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», исходил из того, что ответчиком осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта с нарушением требований законодательства о промышленной безопасности и в отсутствие договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, а также может создавать опасность для жизни и здоровья людей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный объект не завершен строительством, общий объем резервуаров, переданных обществу, составляет 1500 куб.м (в состав склада ГСМ в с. Находка не входит вертикальный стальной резервуар объемом 200 куб.м и два горизонтальных стальных резервуара объемом 50 куб.м и два горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб.м, расположенные на расстоянии более 500 метров от склада), о проведении работ по консервации части резервуаров и эксплуатации обществом общего объема резервуаров в с. Находка объемом 1 100 куб.м (количество горючей жидкости в которых составляет 946 тонн), соответственно, о невозможности отнесения эксплуатируемого склада ГСМ в с. Находка к категории опасных производственных объектов III класса опасности (предназначенного для хранения жидкости в объеме менее 1 000 тонн), подлежат отклонению. Оценка доказательств отнесена законом к компетенции суда первой и апелляционной инстанции (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем именно суд определяет относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Существенных нарушений требований процессуального закона о порядке получения, исследования и оценки доказательств судами не допущено.
Мотивы, по которым нижестоящие суды отклонили аналогичные возражения ответчика и пришли к выводу о том, что резервуары представляют собой единый объект, технически соединены между собой, расположены на расстоянии менее 500 метров друг от друга и предназначены для хранения горючих жидкостей остаточной вместимостью более 1 000 тонн, подробно указаны в обжалуемых судебных актов. Установив наличие во владении ответчика спорных резервуаров, остаточная вместимость которых превышает 1 000 тонн (с учетом объемов резервуаров и плотности топлива, консервации части резервуаров), нижестоящие суды указали, что спорный объект соответствует критериям опасного производственного объекта III класса опасности, возложив на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность по регистрации склада топлива в государственном реестре опасных производственных объектов.
Несогласие с оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи