Дело № 2-2127/2024 УИД 53RS0022-01-2024-000158-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2024 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.В.,
при секретаре Богдановой А.И.,
с участием представителя истца Сокорова Ю.В., представителя ответчика СНКО «Региональный фонд» Журавский В.Н., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области Бубело И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова А.Н. к СНКО «Региональный фонд», Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области об обязании перенести сроки проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома и проведении капитального ремонта,
у с т а н о в и л:
Филиппова А.Н. обратилась в суд с иском к СНКО «Региональный фонд», Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области об обязании перенести сроки проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома и проведении капитального ремонта, указав, что является собственником жилого помещения – <адрес> многоквартирном <адрес> Собственниками данного многоквартирного дома принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счету регионального оператора СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Новгородской области». Указанный выше многоквартирный дом участвует в «Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014-2043 годы». Согласно указанной программе ремонт крыши в многоквартирном <адрес> запланирован на 2026-2028 гг. Однако крыша находится в ненадлежащем состоянии и отложение ремонта на столь длительный срок может иметь неблагоприятные последствия. Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Новгородской области Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области по обращению истца принято решение об отказе в переносе сроков проведения капитального ремонта крыши с периода 2026-2028 гг. на период с 2020 по 2022 г отказано ввиду отсутствия финансовой возможности. Вместе с тем, согласно Акту проверки органом государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость проведения капитального ремонта крыши. Собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о переносе сроков по капитальному ремонту крыши на 2020-2022 гг. На основании указанных документов собственники многоквартирного дома при содействии управляющей организации ООО «Городок» вновь обратились в Администрацию Старорусского муниципального района с заявлением о переносе сроков проведения капитального ремонта крыши. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что по результатам заседания Комиссии вновь принято решение об отказе в переносе сроков проведения капитального ремонта крыши ввиду отсутствия финансовой возможности. Истец считает данные решения Комиссии незаконными, нарушающими права собственников, поскольку недостаточность средств капитального ремонта не является основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области.
Истец Филиппова А.Н., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Городок», Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель истца Сокорова Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков СНКО «Региональный фонд» Журавский В.Н., Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области Бубело И.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Письменными материалами дела установлено, что истец является долевым собственником (2/3 доли в праве) жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Положениями ст. 46 ЖК РФ предусмотрено, что решения о видах капитального ремонта, порядке его финансирования (в том числе по составу затрат на проектные изыскания, строительно-монтажные работы), о переоборудовании имущества, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, принимаются на общем собрании собственников помещений большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ утверждает региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которая включает, в частности:
перечень всех многоквартирных домов на территории субъекта РФ за рядом исключений (например, домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, расположенных на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися);
перечень работ и услуг по капремонту общего имущества таких домов;
плановый период проведения ремонта двух и более внутридомовых инженерных систем, определяемой правовым актом субъекта РФ), который может быть определен указанием на календарный год либо на период, не превышающий трех календарных лет;
очередность проведения капитального ремонта (ст. 168 ЖК РФ).
Согласно ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области « Правительство Новгородской области постановлением от 03 февраля 2014 года № 46 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014-2055 годы.
Механизм переноса работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на сроки более ранние, чем они предусмотрены региональной программой, определен Постановлением Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области» (далее по тексту также Порядок).
Согласно п. 1.3 Порядка в целях установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, постановлением Правительства Новгородской области создается комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, и утверждается ее состав.
Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, представитель министерства входит в состав комиссии наряду с представителями инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, а также по согласованию представители органов местного самоуправления, регионального оператора, представители общественных организаций.
В соответствии с Порядком комиссия по итогам рассмотрения представленных СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» документов вправе принять решение о переносе сроков ремонта общего имущества в многоквартирном доме и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества, на более ранний период по сравнению со сроками, указанными в региональной программе, с учетом совокупной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества, в расчете на один квадратный метр помещений в таком доме, рассчитанной в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ, сведений о техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества, если в соответствии с заключением специализированной организации имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности в течение ближайших 5 лет с учетом возможности (невозможности) финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Фонд капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с решением собственников формируется на счете регионального оператора.
Региональной программой предусмотрены следующие виды работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>: ремонт системы электроснабжения – в 2023-2025 гг., ремонт крыши – 2026-2028 гг., ремонт системы водоотведения – 2026-2028 гг., ремонт системы водоснабжения – 2029-2031 гг., ремонт системы газоснабжения – 2032-2034 гг., ремонт системы теплоснабжения – 2035-2037 гг.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Постановлением Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области».
Решением комиссии определено отсутствие финансовой возможности для переноса срока ремонта крыши <адрес> в г. Старая Русса с периода 2026-2028 на период 2020-2022 гг. поскольку стоимость работ по капитальному ремонту крыши из расчета по предельной стоимости проведения работ на тот момент составляла 1 680 860 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по указанному многоквартирному дому начислено взносов на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества на сумму 385 182 рубля 20 копеек, оплачено – 321 903 рубля 87 копеек.
Сообщая о принятом решении СНКО «Региональный фонд» обратил внимание истца на то, что в соответствии со ст. 173 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на формирование фонда на специальном счете.
Также письменными материалами дела установлено, что решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом № собственниками принято решение о переносе сроков по капитальному ремонту крыши, установленного Региональной программой капитального ремонта с периода 2026-2028 гг., на более ранний период 2020-2022 гг.
Вместе с тем, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации для собственников помещений многоквартирных домов предусмотрена возможность проведения капитального ремонта в более ранний период, чем это установлено региональной программой капитального ремонта.
Так, согласно положениям части 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Также письменными материалами дела установлено, что в 2021 году по результатам заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области вновь отказано в переносе срока проведения капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома с 2026-2028 гг. на период 2020-2022 гг. (протокол заседания комиссии от 12 марта 2021 года.
На момент принятия вышеуказанного решения комиссией стоимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома составляла 2 589 000 рублей 92 копейки, в то время как собственниками было собрано взносов на капитальный ремонт 402 746 рублей 37 копеек.
В ходе рассмотрения дела стороной ответчика представлены сведения о размере средств на капитальный ремонт в размере 716 256 рублей 31 копейки.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по принятию решения о переносе сроков проведения капитального ремонта крыши многоквартирного <адрес> с периода 2026-2028 гг. на период 2023-2024 гг., и обязанности по проведению капитального ремонта.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Филиппова А.Н. к СНКО «Региональный фонд», Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области об обязании перенести сроки проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома и проведении капитального ремонта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Е.В. Павлова
Мотивированное решение составлено 29 октября 2024 года