Дело № 2-1907/2024
24RS0024-01-2024-002495-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.М.,
при секретаре Шохиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка», Управлению образования администрации г.Канска об обязании провести комплексное обследование технического состояния здания,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту здания, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства, гарантирующего создание безопасных и комфортных условий при получении образования детьми в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка», в результате которой установлено, что здание дошкольной организации введено в эксплуатацию в декабре 1975 года, при этом комплексное обследование здания специализированной организацией не проводилось. Как следует из актов общего осмотра здания, требуются ремонт отмостки и цоколя по периметру здания, полная замена лестницы, установка водоотводящей системы. Несмотря на требования закона, эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) специализированной организацией не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания студентов и работников учреждения. Непроведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения. По результатам проведенной проверки 03.06.2024 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства, гарантирующего создание надлежащих условий для обучения, до настоящего времени требования прокурора не исполнены. В связи с изложенным, истец просит возложить на ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка», обязанность провести комплексное обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: г.Канск, ул.Калинина, д.37 в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда и возложить на Управление образования администрации г.Канска произвести финансирование работ по комплексному обследованию технического состояния вышеуказанного здания.
Определением суда от 01.07.2024г. по данному делу в качестве третьего лица привлечено Муниципальное образование г. Канск в лице КУМИ г. Канска.
В судебном заседании представитель истца помощник Канского межрайпрокурора Здоровова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Возражала против продления срока исполнения решения, поскольку характер выявленных дефектов свидетельствует о необходимости проведения работ для определения работоспособности здания и отсутствия угрозы для воспитанников и работников детского сада.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» заведующая Кушнерова Н.Л. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, просила установить срок для выполнения решения суда более двух месяцев в связи с отсутствием финансирования на эти цели, денежные средства будут выделены в 2025 году.
Представитель ответчика Управления образования администрации г.Канска участие в судебном заседании не принимал, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Муниципальное образование г. Канск в лице КУМИ г. Канска, администрации г.Канска в судебное заседание не явились о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в материалы дела представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно иска не представлены.
Суд, заслушав помощника Канской межрайонной прокуратуры, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью люд имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивалась эвакуация людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями (ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
Для реализации данного права в соответствии со статьями 28, 41 Закона об образовании, образовательные организации обязаны создавать комфортные и безопасные условия для обучения, воспитания учащихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Образовательный процесс в ДОУ №10 осуществляется в помещениях здания по адресу: Красноярский край, г.Канск. ул. Калинина, д.37 (1975 год постройки).
Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства, гарантирующего создание безопасных и комфортных условий при получении образования детьми в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка», в результате которой установлено, что здание дошкольной организации введено в эксплуатацию в декабре 1975 года, при этом комплексное обследование здания специализированной организацией не проводилось. Как следует из актов общего осмотра здания, требуются ремонт отмостки и цоколя по периметру здания, полная замена лестницы, установка водоотводящей системы. Несмотря на требования закона, эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) специализированной организацией не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания студентов и работников учреждения. Непроведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения.
По результатам проведенной проверки 03.06.2024 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства, гарантирующего создание надлежащих условий для обучения.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» в адрес Управления образования г.Канска направлено письмо от 18.06.2024 №16 с требованием о выделении денежных средств на проведение комплексного обследования здания специализированной организацией. В ответ на данное письмо Управление образования администрации г.Канска сообщает, что бюджет на 2024г. утвержден решением Канского городского Совета депутатов от 19.12.2023 №28-275. Заявленные расходы в сумме 197,2 тыс. рублей будут учтены при формировании бюджета на 2025 год.
До настоящего времени предписание не выполнено, с учетом существующей угрозы жизни и здоровью для обучения, воспитания и работников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка», принимаемые образовательной организацией меры явно недостаточны, что свидетельствует о неисполнении возложенных обязанностей по обеспечению безопасного образования, что недопустимо.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, что указанный срок исполнения решения суда – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 ГПК РФ. Предоставление более длительного срока исполнения решения отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, в первую очередь право детей на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка», Управлению образования администрации г.Канска об обязании провести комплексное обследование технического состояния здания – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» (ОГРН 1022401361014) провести комплексное обследование технического состояния здания, расположенное по адресу: г.Канск, ул. Калинина, д.37 в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Управление образования администрации г.Канска (ОГРН 1022401362785) произвести финансирование работ по комплексному обследованию технического состояния вышеуказанного здания, расположенное по адресу: г.Канск, ул. Калинина, д.37.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий М.М. Смирнова
Решение в окончательной форме принято 05 августа 2024 года.