Дело № 2-276/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2024 года город Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Полежаевой Д.Е., рассмотрев с участием представителя истца адвоката Царькова Д.А.? представителей ответчиков Ногорняк А.А., Токарь Е.В., в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елисеенко ИО1 к администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района, отделу финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности,
установил:
Истец Елисеенко Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района, отделу финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения о признании незаконными распоряжений Администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае от 15.09.2023 г. № 48 «Об отмене распоряжений администрации Пионерского сельского поселения и распоряжения Отдела финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет Елисееннко ИО1» и возложении на Администрацию Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в <адрес> и Отдел финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет Елисеенко ИО1 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ и до вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в сентябре 2023 г. ее посредством электронной почты ответчики уведомили о том, что на заседании комиссии «Об исчислении стажа муниципальной службы и включении (зачету) иных периодов трудовой деятельности для назначения пенсии за выслугу лет принято решение об отмене истцу выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет как лицу, ранее замещавшему должность муниципальной службы в Пионерском сельском поселении, так как ее стаж муниципальной службы составил 12 лет 4 месяца 2 дня, тогда как по действующему законодательству право на муниципальную пенсию возникает при наличии стажа муниципальной службы 12 лет 6 месяцев. В связи с чем оспариваемыми распоряжениями были отменены решения о назначении и выплате истцу муниципальной пенсии. С данными распоряжениями истец не согласна, поскольку в силу ч. 1 ст. 23 Закона Камчатского края № 58 в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включается не только периоды замещения должностей муниципальной службы (п. 1), как только учтено Комиссией, но и периоды замещения иных должностей в соответствии с федеральными законами (5). В силу же императивных положений федерального законодательства стаж работы в должности бухгалтера органа местного самоуправления включается в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет (ст. 19 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 13, пп. «к» п. 14 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утв. Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141).
В судебном заседании истец не участвовала, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании заявленные истцом требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков с требованиями истца не согласились по основаниям, изложенным в отзывах (т. 1 л.д. 57-62, т. 2 л.д. 81-85).
Выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Елисеенко Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на старшей муниципальной должности категории «В» главного специалиста отдела экономики, финансов и бухгалтерского учета, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на главной группе должностей муниципальной службы начальника отдела финансов, имущественных, земельных отношений (т. 2 л.д. 98-107).
Протоколом № заседания комиссии по установлению стажа замещения муниципальных должностей муниципальной службы, дающего право работнику на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет Администрации Пионерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Елисеенко Н.А. составляет 10 лет 3 месяца 6 дней (т. 1 л.д. 72-74).
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию с выходом на пенсию по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (т. 1 л.д. 90).
ДД.ММ.ГГГГ Елисеенко Н.А. обратилась в администрацию Пионерского сельского поселения с заявлением о включении в стаж муниципальной службы, дающей право для назначения пенсии за выслугу лет, периодов трудовой деятельности, опыт и знание, полученные в результате осуществления которых были необходимы истцу при исполнении должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы (т. 1 л.д. 75-77).
Согласно протокола № заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы и включению (зачету) иных периодов трудовой деятельности для назначения пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы Камчатского края и должности муниципальной службы Пионерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ у Елисеенко Н.А. общий стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления с учетом включенного составляет 25 лет 01 мес. 25 дней (т. 1 л.д. 78-79).
Распоряжением администрации Пионерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ итоги комиссии по исчислению стажа муниципальной службы и включению (зачету) иных периодов трудовой деятельности для назначения пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы Камчатского края и должности муниципальной службы Пионерского сельского поселения Елисеенко Н.А. переданы отделу финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения. Общий стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления с учетом включенного составляет 25 лет 01 мес. 25 дней (т. 1 л.д. 82-83).
Распоряжением отдела Финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены итоги комиссии по исчислению стажа муниципальной службы и включению (зачету) иных периодов трудовой деятельности для назначения пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы Камчатского края и должности муниципальной службы Пионерского сельского поселения Елисеенко Н.А. (т. 1 л.д. 84-85).
ДД.ММ.ГГГГ Елисеенко Н.А. обратилась в Администрацию Пионерского сельского поселения с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) (т. 1 л.д. 86-87)
Согласно справке о периодах муниципальной работы (службы), учитываемых при исчислении стажа муниципальной работы (службы) и дающих право на ежемесячную пенсию за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ № стаж муниципальной работы (службы) истца составил 25 лет 07 мес. (т. 1 л.д. 97).
Распоряжением администрации Пионерского сельского поселения №-к от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет лицу, замещающему должность муниципальной службы в Пионерском сельском поселении Елисеенко Н.А.» истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет, как лицу замещавшему должность муниципальной службы в Пионерском сельском поселении с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно (т. 1 л.д. 98).
Распоряжением Администрации Пионерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Елисеенко Н.А. установлена ежемесячная доплата к пенсии (т. 1 л.д. 101).
Протоколом заседания комиссии «Об исчислении стажа муниципальной службы и включению (зачету) иных периодов трудовой деятельности для назначения пенсии за выслугу лет» от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано отменить выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы в Пионерском сельском поселении Елисеенко Н.А. в связи с тем, что на дату освобождения от должности муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ ее стаж составил 12 лет 4 месяца 2 дня вместо 12 лет 6 мес. (т. 1 л.д. 108-112).
На основании данного протокола Распоряжением Администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжений администрации Пионерского сельского поселения Елисеенко Н.А.» отменены распоряжения администрации Пионерского сельского поселения №-к от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет лицу, замещающему должность муниципальной службы в Пионерском сельском поселении Елисеенко Н.А.», № от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 113-114).
Распоряжением отдела финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения №-п от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Отдела финансов Пионерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет Елисеенко ИО1» (т. 2 л.д. 97).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 42 Федерального закона № 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Из содержания указанной нормы следует, что законодатель рассматривает муниципальную службу как профессиональную деятельность лишь на некоторых должностях в органах местного самоуправления. Муниципальным служащим является лицо, замещающее должность в органе местного самоуправления, участвующее на профессиональной основе в реализации функции местного самоуправления путем прямого или опосредованного исполнения полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», критерием, позволяющим относить тех или иных лиц к муниципальным служащим, является замещение должности муниципальной службы.
Статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено понятие должности муниципальной службы. В силу положений названной нормы, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В силу статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Согласно статье 10 названного Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Статьей 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "к" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются должности руководителей, специалистов и служащих, замещаемые на постоянной основе в органах местного самоуправления с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы были закреплены в подпункте "з" пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 1413, подпункте "к" пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532.
Кроме того, согласно пункту 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141, пункту 15 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 1413, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Впервые Реестр должностей муниципальной службы в Камчатском крае введен Законом Камчатского края № 58 от 4 мая 2008 года «О муниципальной службе в Камчатском крае»
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона Камчатского края № 58 в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения иных должностей в соответствии с федеральными законами.
На момент принятия решения о назначении муниципальной пенсии в Пионерском сельском поселении действовало Положение «О порядке выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Пионерском сельском поселении, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Пионерском сельском поселении « № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 121-146).
При назначении Елисеенко Н.А. муниципальной пенсии в ее стаж муниципальной службы был включен стаж работы в Новоавачинской администрации, Новоавачинском сельском поселении на должностях главного бухгалтера, главного специалиста в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно протокола заседания комиссии по установлению стажа замещения муниципальных должностей муниципальной службы, дающего право работнику на получение ежемесячной надбавки зам выслугу лет Администрации Пионерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ всего 10 лет 3 месяца 6 дней (т. 1 л.д. 10).
Юридическое значение для данного спора имеет установление таких обстоятельств, как относились ли замещаемые истицей в спорный период должности к должностям руководителей, специалистов и служащих в органе местного самоуправления (пп. "к" п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141). О том, что должность главного бухгалтера и главного специалиста относились к должностям специалистов в органе местного самоуправления подтверждены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, в суде установлено, что истец до введения в действие закона Камчатского края № 58 занимала должности муниципальной службы и данный стаж правомерно был включен в стаж для назначения муниципальной пенсии (т. 1 л.д. 64).
Доводы представителей ответчика о неправомерности включения данного стажа в общий стаж для начисления истцу муниципальной пенсии основан на не верном толковании норм действующего законодательства, поскольку данный стаж не относится к стажу, предусмотренному ч. 5 ст. 23 Закона Камчатского края № 58. В силу данной нормы закона в стаж муниципальной службы истца включены иные периоды муниципальной службы, но не более 5 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 78-79, 80, 81).
Включая спорные периоды в стаж муниципальной службы, комиссия по исчислению стажа муниципальной службы и включению (зачету) иных периодов трудовой деятельности для назначения пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы Камчатского края и должности муниципальной службы Пионерского сельского поселения в 2018 г. правомерно руководствовалась ст. 23 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае», устанавливающей, что в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, которыми предусмотрены специалисты и служащие органов местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ до введения в действие реестров государственных должностей государственной службы Российской Федерации (с ДД.ММ.ГГГГ) и субъектов (с ДД.ММ.ГГГГ), то есть в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях органов местного самоуправления до введения реестра муниципальных служащих в Камчатском крае (ДД.ММ.ГГГГ).
В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" называет пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условиями предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.
Таким образом, при решении вопроса о включении в стаж муниципальной службы истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из того, что в замещаемые истцом в спорный период должности относились к должностям руководителей, специалистов и служащих в органе местного самоуправления (подпункт "к" пункта 14 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с чем у истца имеется стаж необходимый для назначения муниципальной пенсии, то оспариваемые истцом распоряжения являются не законными, а требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать не законными распоряжение Администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжений администрации Пионерского сельского поселения и распоряжения Отдела финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет Елисеенко ИО1».
Обязать Администрацию Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае и Отдел финансов и имущественных отношений Пионерского сельского поселения в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет Елисеенко ИО1 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ и до вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 26.01.2024 г.
Судья С.Н.Анофрикова