ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-16788/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово «21» сентября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.,
судей Папушиной Н.Ю., Ковалевской В.В.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 04RS0018-01-2023-000163-26 по иску прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки по кассационной жалобе Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю., объяснения прокурора Маслаковой О.Г.,
установила:
Прокурор Баргузинского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее – Агентство) о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование требований истцом указано, что органами прокуратуры проведена проверка природоохранного законодательства, по результатам которой в границах МО ГП «п. Усть-Баргузин» выявлена несанкционированная свалка, размещенная без учета требований в области охраны окружающей среды.
Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № от 06 ноября 2020 г., указанная свалка находится на землях лесного фонда в квартале 29 Максимихинском участковом лесничестве Усть-Баргузинского лесничества. Собственник указанных отходов не установлен.
В Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Агентство, которое наделено полномочиями, в то числе, по использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству.
На основании изложенного процессуальный истец просил суд обязать Агентство в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки путем освобождения земельного (лесного) участка в Максимихинском участковом лесничестве Усть-Баргузинского лесничества квартал 29, часть выделов 3, 5, 7, 12 от отходов производства и потребления.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 марта 2023 г. исковые требования удовлетворены. На Агентство возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки путем освобождения земельного (лесного) участка в Максимихинском участковом лесничестве Усть-Баргузинского лесничества квартал 29, часть выделов 3, 5, 7, 12 от отходов производства и потребления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Агентством изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Так, по материалам лесоустройства 1981 г., 1991 г. и 2006г., а также по данным Бурятского филиала ФГБУ «Рослеинфорг» земельный участок с кадастровым номером № квартал <адрес> части выделов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> изъят из ГОСЛЕСФОНДА площадью 4,0 га Распоряжением № 56-р для размещения полигона твердых бытовых отходов от 25 января 1980 г. Советом Министров Бурятской АССР и огорожен изгородью по периметру Администрацией МО «Баргузинский район». Несанкционированная свалка находится рядом с ограждением на землях лесного фонда квартала <адрес> части выделов <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>. Кроме того, по действующим материалам лесоустройства 2006 г. (планшет №) и (Космоснимок программа АИС ИЗК) данный земельный участок площадью 4,0 га выведен из земель лесного фонда и отображен белым пятном и огорожен, с назначением вида деятельности для полигона твердых коммунальных отходов с кадастровым номером №, находится в квартале <адрес> части выделов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и через данный земельный участок проходит лесная дорога (красным пунктиром в материалах лесоустройства) и закреплен за Администрацией МО «Баргузинский район» Республики Бурятия, что ошибочно не было принято судами во внимание. Заявитель также полагает, что Агентство не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок должно нести Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель процессуального истца – прокурор Маслакова О.Г. против удовлетворения кассационной жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что за границами земельного участка с кадастровым номером № с юго-западной, южной и юго-восточной сторон на землях государственного лесного фонда размещены твердые коммунальные отходы площадью 13200 кв.м.
По заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № от 06 ноября 2020 г., на землях лесного фонда в квартале <адрес> находится свалка, состоящая из отходов из жилищ, бумаги, картона, стекла, полиэтилена, пластмасс, коробок, одежды, бытовых товаров, пищевых отходов, металла, дерева, резины, обуви, строительного мусора. Отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 3 м, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. Границы несанкционированной свалки в целом проходят вдоль лесных насаждений и располагаются на очищенной от деревьев поляне. Сквозь несанкционированной свалки проходит грунтовая дорога. Ограждения отсутствуют, средства для ограничения мусора не установлены, шлагбаума или иных средств ограничения заезда не свалку нет. Признаков проведения работ по уходу за свалкой не выявлено.
Согласно акту рейдового осмотра (обследования) территории лесного участка от 13 июля 2020 г. №, в ходе проведения осмотра территории лесного фонда <адрес> установлено, что указанная несанкционированная свалка расположена в квартале <адрес>, в части выделов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Кроме того, ранее Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории проводилась проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что вышеуказанная свалка расположена на землях лесного фонда в квартале <адрес>, в выделах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
03 июля 2020 г. в адрес Агентства направлена информация о необходимости ликвидировать несанкционированную свалку.
По результатам рассмотрения информации, Агентством проведено обследование данной свалки, установлены фотоловушки в целях пресечения деятельности по захламлению территории лесного фонда, однако меры по ликвидации несанкционированной свалки не приняты.
В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй части 2).
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование передано Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. № 13 «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства» (далее – Положение № 13) установлено, что в Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Агентство.
Анализируя возражения ответчика, суды обоснованного исходили из того, в качестве лица, обязанного ликвидировать несанкционированную свалку, выявленную на землях лесного фонда, выступает именно Агентство, являющееся исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (пункт 1.1 Положения № 13).
Кроме того, вопреки утверждениям Агентства о том, что земельный участок с кадастровым номером № квартал <адрес> части выделов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> изъят и предназначен для размещения свалки, суды отметили, что в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 2016 г. № 540, утратившей силу с 01 января 2020 г., и действующей территориальной схемой в области обращения с отходами, утв. Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР, вышеуказанного земельного (лесного) участка для размещения твердых коммунальных отходов, не предусмотрено. Как следствие, в настоящее время земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.
Согласно статье 60.1 ЛК РФ, защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
Осуществление переданных федерацией полномочий в Республике Бурятия осуществляет Агентство, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21 декабря 2006 г. № 661.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.4, 3.1.1., 3.1.3 Положения № 13, Агентство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» установлен запрет засорения леса отходами производства и потребления.
В пункте 45 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2047 установлено, что очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.
Совокупность приведенных норм в их системном толковании предполагает, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности и не переданном по договору аренды, подлежит ликвидации органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству. При этом отсутствие в Правилах санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает обязанность по проведению санитарно-защитных мероприятий, которые должны проводиться уполномоченным органом, и не возлагает такие обязанности на орган, осуществляющий контроль за оборотом отходов производства и потребления.
В силу чего выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи