Судья Кужугет Р.Ш. Дело № 2-1905/2020 (№ 33-336/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 26 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Кочергиной Е.Ю., Ойдуп У.М.,
при секретаре Доржан Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению Бады-Саган Ч.А. к Мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании права собственности на самовольную постройку, по апелляционной жалобе истца Бады-Саган Ч.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Бады-Саган Ч.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Мэрии г. Кызыла о признании права собственности на самовольную постройку, указав в обоснование, что она в 2010 году построила жилой дом по адресу: **, на земельном участке площадью **., которая является самовольной. Полагала, что сначала построит дом на земельном участке, но получить правоустанавливающие документы на земельный участок и жилой дом не смогла. С 2012 года неоднократно обращалась в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла. В 2018 году дали ответ, что земельный участок расположен в зоне Р-2, основной вид разрешенного строительства: отдых. С таким ответом не согласна, поскольку за период ее строительства ни один чиновник ей не говорил, что дом она построила в зоне отдыха. В декабре 2019 года в Министерстве земельных и имущественных отношений ей предложили обратиться с иском в суд о признании права собственности на жилой дом. По заключению строительно-технической и оценочной экспертизы от 25 декабря 2019 года: здание (жилой дом) в целом соответствует строительным нормам и правилам, является объектом капитального строительства, имеет прочную связь с землей. У обследованного здания в наличии имеются коммуникации, специально подведенные к зданию, а именно - электрические сети. Повреждений несущих и ограждающих конструкций, снижающих их несущую способность и угрожающих жизни и здоровью людей - не обнаружено. Дом жилой и жить в нем можно, построен с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил, угроз жизни и здоровью не создают ни себе, ни соседям, чьи-либо законные интересы не нарушают. Рыночная стоимость дома составила 712 000 руб. Просила признать за ней право собственности на жилой дом по адресу: **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2020 года в удовлетворении искового заявления Бады-Саган Ч.А. к Мэрии г. Кызыла о признании права собственности на самовольную постройку отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Бады-Саган Ч.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указала на то, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Изначально участок земли, который продали ей, относился к землям для строительства индивидуального жилищного строительства, был уже отгорожен деревянным забором еще в 2000 годах. В 2009 году, при покупке ей показали многочисленные таблицы, планы, копии которых указывали именно на назначение и зону земли - для индивидуального жилищного строительства. Этим земельным участком она пользовалась постоянно, непрерывно, открыто более 10 лет и ни одной претензии не было по поводу зоны участка. Считает, что отзыв на иск представителя ответчика Ондар Ш.О. полностью противоречит фактическим обстоятельствам дела в той зоне земли. Эта зона - спальный микрорайон, а не зона парков, скверов, городских садов (Р-2), на которой запрещено строительство объектов капитального строительства. Земельный участок числится за Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва как не разграниченный земельный участок, но в то же время он предназначен для организации отдыха и досуга населения города Кызыла. К кому относится земельный участок, непонятно. Чтобы узаконить свои самовольные постройки, построенные ею на приобретенном еще в 2009 году земельном участке, она неоднократно обращалась в Министерство земельных имущественных отношений Республики Тыва, затем по их совету обратилась и в Мэрию г. Кызыла.
21 апреля 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
В силу статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 указанного Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Как следует из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на запрос судебной коллегии земельный участок, расположенный по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, мкр. Спутник, ул. 7-я Линия, д.22 в, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 19 января 2011 года №274 ВХ-1 «О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.Кызыла с 2011 года осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений следует, что сведения об объекте недвижимости, а именно земельном участке по адресу: **, отсутствуют.
Судом первой инстанции приведенные выше обстоятельства учтены не были, в связи с чем, необоснованно разрешил исковые требования без привлечения к участию в деле в качестве ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, тогда как принятое судебное постановление может повлиять на его права и обязанности.
К участию в деле в качестве ответчика было привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Бады-Сагаан Ч.А. - Монгуш Ч.С. поддержала доводы искового заявления, просила удовлетворить исковые требования.
Истец Бады-Сагаан Ч.А., представители ответчиков Мэрии г.Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело без их участия согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, однако на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться правообладатель земельного участка. Ответчиком по такому иску является застройщик. В этом случае застройщик имеет право требовать от правообладателя возмещения расходов на постройку.
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).
Признание права собственности на самовольную постройку не свидетельствует о невозможности оспаривания заинтересованным лицом в последующем права собственности на это имущество по иным основаниям.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1).
Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (пункт 6).
В силу пункта 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4).
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения (пункт 7).
По смыслу приведенной нормы, основной вид разрешенного использования земельного участка правообладателем выбирается самостоятельно, произвольное изменение вида разрешенного использования и ограничение тем самым прав собственника не допускаются.
Предоставленное правообладателю земельного участка право оспаривать административные акты не означает, что если правообладатель не воспользовался таким правом и не оспорил административные акты в отдельном производстве, то он лишается права на защиту своих интересов в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из обжалуемых судебных постановлений следует, что единственным основанием для отказа в иске о признании права на самовольные постройки послужили выводы судов о несоответствии зданий виду разрешенного использования, предусмотренного градостроительным планом земельного участка, в связи с чем остальные доводы и обстоятельства не рассматривались, а в проведении экспертизы отказано.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, разъяснено, что одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Из материалов дела следует, что в 2010 году истцом без правоустанавливающих документов на земельный участок и без разрешения на строительство самовольно возведен жилой дом по адресу: **.
Согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла от 23 октября 2018 года на запрос следует, что земельный участок по адресу: **, расположен в зоне парков, скверов, городских садов (Р-2), предназначеной для организации отдыха и досуга населения, с размещением необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Основные виды разрешенного использования: Отдых (рекреация) (5.0).
Согласно заключению эксперта по строительно-технической и оценочной экспертизе объекта недвижимости от 25 декабря 2019 года № **, объект, расположенный по адресу: **, представляет собой объемную строительную систему и имеет надземную и подземную части, в том числе фундаменты, а также включает в себя помещения различного назначения. К объекту исследования подведены сети инженерно-технического обеспечения (электроснабжения, внутреннего водоотведения, холодного водоснабжения, отопления). Объект не относится к категории временных построек, киосков, навесов и других подобных. Здание, расположенное по адресу: **, не противоречит требованиям строительных норм и правил. Объект на момент производства исследования удовлетворяет требованиям действующих градостроительных, строительных, противопожарных, экологических норм и правил, а также санитарно-гигиеническим требованиям, не нарушая чьих-либо интересов и не создавая угрозу жизни и здоровью граждан. Рыночная стоимость жилого дома составила 712 000 руб.
Согласно акту осмотра здания, составленному специалистами Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла от 18 февраля 2020 года, в результате осмотра выявлено, что на земельном участке по адресу: **, построен **-этажый деревянный дом с гаражом. Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла разрешения на строительство на вышеуказанный объект недвижимости не выдавалось. Земельный участок огорожен. Земельный участок и жилой дом не состоят на учете Росреестра и не имеют кадастровых номеров, заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости, предоставить решение об отводе земельного участка, выдать справку об отнесении земельного участка к определенной зоне по Правилам землепользования и застройки не представляется возможным.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 19 февраля 2020 года № ** следует, что сведения о земельном участке по адресу: ** отсутствуют.
Из ответа Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла от 28 сентября 2020 года на запрос суда следует, что земельный участок по адресу: **, расположен в зоне парков, скверов, городских садов (Р-2). Зона благоустроенных озелененных территорий с сохранением природных ландшафтов на всей территории города предназначена для организации отдыха и досуга населения, с размещением необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Основные виды разрешенного использования: Отдых (рекреация) (5.0). Условно разрешенные виды использования: Спорт (5.1), деятельность по особой охране и изучению природы (9.0), охрана природных территорий (9.1). Вспомогательные виды разрешенного использования не установлены.
Разрешая спор, судебная коллегия исходит из того, что истцом не представлены сведения о ее обращении в уполномоченные органы на выдачу разрешения на изменение вида использования земельного участка для цели строительства жилого дома, несоответствия самовольно возведенного истцом жилого строения целевому назначению земельного участка, и требование истца о признании права собственности на самовольную постройку не подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правилам землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющим вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Решением Хурала представителей города Кызыла от 27 ноября 2012 года № 432 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», включающие карты градостроительного зонирования территории городского округа город Кызыл, зон с особыми условиями использования территорий, зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно ст. 80 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», зона парков, скверов, городских садов (Р-2) зона благоустроенных озелененных территорий с сохранением природных ландшафтов на всей территории города, предназначенная для организации отдыха и досуга населения, с размещением необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Основные виды разрешенного использования: отдых (рекреация) (5.0). Условно разрешенные виды использования: спорт (5.1); деятельность по особой охране и изучению природы (9.0); охрана природных территорий (9.1).Вспомогательные виды разрешенного использования: не установлены.
Таким образом, основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, расположенного в зоне благоустроенных озелененных территорий с сохранением природных ландшафтов на всей территории города, предназначенная для организации отдыха и досуга населения, с размещением необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур (Р-2), не допускают использование его для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая, что спорный жилой дом возведен вопреки правилам градостроительного зонирования, в территориальной зоне парков, скверов, городских садов (Р-2), не допускающей использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, самовольная постройка не соответствует градостроительному регламенту и признание права собственности на такой объект нарушает права и охраняемые законом публичные интересы, поскольку не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», то требование истца к мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании права собственности на самовольную постройку не подлежит удовлетворению. Мэрия г.Кызыла также является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Истец нарушила указанные положения закона, поскольку жилой дом возведен ею без получения соответствующего разрешения, на земельном участке, не предоставленном в установленном законом порядке, и не принадлежащем последней ни на каком праве, захваченном ею в самовольном порядке, земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, владение, управление и предоставление которых осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
При таких условиях оснований для удовлетворения искового заявления у судебной коллегии не имеется.
Обязанность доказать отсутствие нарушений и наличие оснований для сохранения самовольной постройки в соответствии с положениями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лежала на истце, допустившим эти нарушения.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Норма аналогичного содержания приведена в пункте 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года), вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном статьями 37,39,40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда. Рассмотрение указанных вопросов судом в ходе производства по делу, связанному с легализацией самовольного строения, без установления фактов, свидетельствующих об обращении заинтересованного лица за соответствующим разрешением в административном порядке, недопустимо.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления выдает разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
В тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую. Судебная коллегия пришла к выводу, что спорный объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом возведен на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, в компетентный орган истец не обращалась с заявлением об изменении вида разрешенного использования.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене и принятию нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2020 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении искового заявления Бады-Саган Ч.А. к Мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании права собственности на самовольную постройку отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трёх месяцев через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи