УИД 74RS0006-01-2022-009272-87
Дело № 2-554/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 января 2023 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Пшеничной Т.С.,
с участием помощника прокурора Кондратьевой О.В.,
при секретаре Флоринцеве М.А., ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гутовой Н.В. к Челябинской городской думе, Контрольно-счётной палате города Челябинска, Комитету Финансов г. Челябинска о признании незаконным решения Челябинской городской думы, возложении обязанности восстановить в должности, взыскании ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гутова Н.В. обратилась в суд с иском к ответчикам, с учётом уточнения, о признании незаконным решение Челябинской городской Думы № от 25 октября 2022 года, его отмене, восстановлении истца в должности председателя Контрольно-счётной палаты города Челябинска; взыскании ущерба в 26 октября 2022 года по 01 ноября 2022 года в размере 45742 рублей 75 копеек и до момента восстановления в должности, компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
В обоснование требований указала, что 27 октября 2020 года она решением № Челябинской городской Думы назначена на должность председателя Контрольно-счётной палаты сроком на пять лет и работала в этой должности с 31 октября 2020 года. 25 октября 2022 года решением Челябинской городской Думы № освобождена досрочно от замещаемой муниципальной должности председателя Контрольно-счётной палаты города Челябинска, на основании пункта 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 февраля 2021 года ФЗ-6 «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (далее Закон 6-ФЗ). Решение Думы № принятого на основании представления прокурора города Челябинска от 07 октября 2022 года № №. В представлении прокурора указано, что ФИО является племянницей Гутовой П.В. Указанное свидетельствует о наличии личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ФИО и Гутовой И.В. должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), что может приводить к конфликту интересов. Также говорится о том, что уведомления лиц, замещающих муниципальные должности в КСП, о возникновении конфликта интересов в Челябинскую городскую Думу не поступали. При этом указано, что распоряжением от 12 августа 2022 года № ФИО уволена по соглашению сторон. Информацию, изложенную в представлении прокурора, необходимо было рассмотреть Комиссией Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городе Челябинске и внутригородских районах (далее Комиссия). Представление прокурора Думой рассмотрено формально, необходимая проверка Комиссией Думы не назначалась и не проводилась, факт личной заинтересованности и возможного конфликта интересов обоснованно никем не установлен и не доказан. Освобождение от замещаемой должности в период нахождения в отпуске нарушает конституционное право на защиту, так как отсутствовала возможность предоставить все необходимые документы и информацию, подтверждающие отсутствие конфликта интересов. На момент вынесения представления, Пыхтина Т.А. уже не работала в КСП около двух месяцев.
В судебном заседании истец Гутова Н.В., её представитель настаивали на удовлетворении требований в полном объёме по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представители ответчиков Челябинской городской Думы – Ган О.С., Кайзер Т.Р., действующие на основании доверенности, Контрольно-счётной палаты г. Челябинска – Кузнецова И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований в полном объёме.
Представитель Комитета Финансов г. Челябинска в судебном заседании участия не принял, извещён надлежащим образом, представил отзыв.
Кроме того, сведения о дате, времени и месте судебного разбирательства доведены до всеобщего сведения путём размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.kalin.chel.sudrf.ru.
Суд в силу ч. 2.1 ст. 113, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ приведены термины и понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона. Лицом, замещающим муниципальную должность, является председатель контрольно-счётного органа муниципального образования;
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 названного Закона лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 статьи 40 названного Закона).
Таким образом, в силу вышеприведенных норм правового регулирования полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции.
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Гутова Н.В. на основании решения Челябинской городской думы № от 27 октября 2020 года назначена на должность председателя Контрольно-счётной палаты города Челябинска с 31 октября 2020 года сроком на 5 лет.
Согласно статье 39 «Устава г.Челябинска», принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 года №9/2 (ред. от 26 мая 2020 года) контрольно-счетная палата города Челябинска входит в структуру органов местного самоуправления города Челябинска и является контрольно-счетным органом города Челябинска, является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Челябинской городской Думой, подотчетна Челябинской городской Думе, обладает правами юридического лица. Структура, штатная численность Контрольно-счетной палаты города Челябинска, порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты города Челябинска утверждаются решением Челябинской городской Думы.
Председатель Контрольно-счётной палаты города Челябинска является должностным лицом местного самоуправления города Челябинска.
09 сентября 2022 года прокуратура г.Челябинска обратилась к председателю Контрольно-счетной палаты Гутовой Н.В. ввиду проведения проверки законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, предоставить документы, с указанием даты проведения 13 сентября 2022 года.
На основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты г.Челябинска ФИО1 от 07 февраля 2020 года утвержден Порядок соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Согласно данного порядка лицо, замещающее муниципальную должность обязано в соответствии с законодательством РФ о противодействии и коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим муниципальную должность, и (или) состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами, гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее муниципальную должность, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Сообщение направляется в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Предоставляемых лицами, замещающих муниципальные должности в г.Челябинске и внутригородских районах в виду уведомления.
Из личного дела ФИОплемянницы Гутовой Н.В.) следует, что образование высшее, окончила ФГОУ ВПО «Челябинский государственный агроинженерный университет» специальность «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции», квалификация инженер, с июня 2020 года по июнь 2021 года она была трудоустроена старшим экономистом отела Управления муниципальных закупок Администрации г.Челябинска.
На вышеуказанную должность, не отнесенную к должностям муниципальной службы ФИО принята на основании приказа начальника управления муниципальных закупок Администрации г.Челябинска Гутовой Н.В.№ от 11 июня 2020 года.
В данном приказе указано на то, что «установить и выплачивать финансово-хозяйственному отделу (ФИО2.) ФИО оплату труда, которая выплачивается с учетом доплаты районного (уральского) коэффициента в размере 15% и состоит из выплат» (т.1 л.д.194).
29 октября 2020 года Гутова Н.В. уволена с должности начальника Управления муниципальных закупок Администрации г.Челябинска в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника на основании распоряжения главы города Челябинска.
В соответствии со служебной запиской главного бухгалтера – начальника отдела Контрольно-счётной палаты г.Челябинска ФИО2 от 25 июня 2021 года о рассмотрении кандидатуры на должность главного специалиста в финансовый отдел, последняя просит внести председателю предложение по кандидатуре ФИО на должность главного специалиста в непосредственное подчинение начальника отдела – главного бухгалтера в целях исполнения следующих обязанностей: осуществлять сбор и направление информации согласно моим поручениям, заполнять формы отчетности, знакомить работников с локальными актами под роспись, технически сопровождать деятельность комиссий КСП, участвовать в разработке локальных актов по охране труда и технике безопасности, оформлять запросы в различные государственные и муниципальные органы, учреждения, а также выполнять в пределах полномочий иные поручения начальника отдела - главного бухгалтера.
На основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты г.Челябинска Гутовой Н.В. № ФИО назначена на должность муниципальной службы главного специалиста с 01 июля 2021 года без испытательного срока.
Кроме того, из распоряжений Гутовой Н.В. председателя контрольно-счетной палаты г.Челябинска № от 29 ноября 2021 года, № от 10 июня 2022 года следует, что начальнику отдела –главному бухгалтеру ФИО2 даны распоряжения о перерасчете и выплате Гутовой Н.В. денежного вознаграждения (т.1 л.д.238,239).
Из плана работы контрольно-счетной палаты г.Челябинска на 1 квартал 2022 года, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска 23 марта 2022 года №42 следует, что за мероприятие «Составление и предоставление в установленные сроки бюджетной и иной отчетности», «Контроль за соблюдением законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции сотрудниками КСП», «Организация и проведение мероприятий по повышению квалификаций и компетенций сотрудников», «Подготовка и утверждение организационно-распорядительных и технических документов по защите персональных данных», «Подготовка и проведение конкурса на включение в кадровый резерв КСП» и ответственным указана ФИО
Из плана работы контрольно-счетной палаты г.Челябинска на 2 квартал 2022 года, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска 10 июня 2022 года № следует, что за мероприятие «Организация и проведение мероприятий по повышению квалификаций и компетенций сотрудников», Подготовка и утверждение организационно-распорядительных и технических документов по защите персональных данных», «Проведение обучения и оценка знаний сотрудников КСП по охране труда, противопожарной безопасности» ответственным указана ФИО.
В соответствии с распоряжением, исполняющим обязанности председателя контрольно-счетной палаты № от 12 августа 2022 года действие трудового договора с ФИО прекращено, она уволена с 15 августа 2022 года по соглашению сторон.
07 октября 2022 года председателю Челябинской городской думы вынесено представление Прокуратуры г.Челябинска об устранении нарушений законодательства о противодействии и коррупции, в котором указано, что прокуратурой города по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Контрольно-счетной палате города Челябинска. Установлено, что решением Челябинской городской Думы от 27 октября 2020 года № на должность председателя Контрольно-счетной палаты города Челябинска назначена Гутова Н.В., которая ранее состояла в должности начальника Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска.
Изучением личного дела, сформированного в период прохождения муниципальной службы Гутовой Н.В., установлено, что в анкете, заполненной собственноручно при трудоустройстве в Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска, Гутовой Н.В. в качестве близких родственников указан брат - ФИО3, (дата) года рождения. В ходе проверки установлено, что распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты города Челябинска от 01 июля 2021 года № на должность муниципальной службы главного специалиста Контрольно-счетной палаты города Челябинска назначена ФИО, распоряжением от 12 августа 2022 года №№ уволена по соглашению сторон. Проверкой личного дела ФИО установлено, что в анкете бывшего муниципального служащего в качестве близкого родственника указан отец -ФИО3, (дата) года рождения. Таким образом, ФИО является племянницей Гутовой Н.В. Указанное свидетельствует о наличии личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ФИОА. и Гутовой Н.В. должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), что может приводить к конфликту интересов.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в 2020-2022 годах уведомления лиц, замещающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате города Челябинска, о возникновении конфликта интерес в Челябинскую городскую Думу не поступали. У председателя Контрольно-счетной палаты города Челябинска Гутовой Н.В. имелась прямая обязанность по уведомлению Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городе Челябинске и внутригородских районах о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принятию мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Пунктом 2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» на прокуроров возложена обязанность систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Частью 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
17 октября 2022 года в адрес и.о. председателя Контрольно-счётной палаты г.Челябинска, а также председателя Контрольно-счётной палаты г.Челябинска направлены уведомления о возможности дать пояснения по факту неисполнения Гутовой Н.В. обязанности, установленной ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ, на заседании Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городе Челябинске и внутригородских районах 18 октября 2022 года в 10 часов 00 минут. В случае необходимости рассмотреть возможность отзыва из отпуска председателя Контрольно-счётной палаты г.Челябинска.
Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городе Челябинске и внутригородских районах (далее - Комиссия), на заседании, состоявшемся 18 октября 2022 года, исследовала следующие материалы: представление прокурора города Челябинска от 07 октября 2022 года № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (вх. от 12 октября 2022 года №)); письменные пояснения по ситуации председателя Контрольно-счётной палаты города Челябинска Гутовой Н.В.; копии документов, представленные в Челябинскую городскую Думу в качестве приложений к предложению о кандидатуре на должность председателя Контрольно-счётной палаты города Челябинска; информацию, полученную из открытых источников.
На основании исследованных материалов Комиссия приняла решение рекомендовать Челябинской городской Думе исполнить представление прокурора города Челябинска в части привлечения Гутовой П.Н. к ответственности, установленной п. 8) ч. 5 ст.8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
При этом из письма, адресованного председателю Контрольно-счётной палаты г.Челябинска Гутовой Н.В. от 18 октября 2022 года от председателя Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городе Челябинске и внутригородских районах ФИО4 следует, что председателю Контрольно-счётной палаты г.Челябинска Гутовой Н.В. направлена копия представления прокурора г.Челябинска от 07 октября 2022 года № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Аналогичное письмо было направлено и в адрес И.о. председателя Контрольно-счётной палаты г.Челябинска. Данные письма получено Контрольно-счётной палатой г.Челябинска 18 октября 2022 года, о чем свидетельствуют входящие печати.
Уведомление о рассмотрение представления прокурора города Челябинска от 07 октября 2022 года № (вх. от 12.10.2022 № №)) с участием представителя прокуратуры города Челябинска на заседании Челябинской городской Думы, 25 октября 2022 года в 11 часов получено Контрольно-счётной палатой 20 октября 2022 года в 17 часов 05 минут.
24 октября 2022 года председателем Контрольно-счётной палаты г.Челябинска Гутовой Н.В. председателю Челябинской городской Думы направлено письмо о снятии вышеуказанного вопроса с повестки.
В ответ на письмо от 24 октября 2022 года председателю Контрольно-счётной палаты г.Челябинска Гутовой Н.В. сообщено, что Президиум Челябинской городской Думы рассмотрел представление прокурора города Челябинска от 07 октября 2022 года № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции; доводы и доказательства, изложенные в обращении Гутовой Н.В.; решение Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городе Челябинске и внутригородских районах от 18 октября 2022 года №; заключение Правового управления Челябинской городской Думы от 17 октября 2022 года №; решение постоянной комиссии Челябинской городской Думы по местному самоуправлению и межмуниципальному сотрудничеству от 19 октября 2022 года № и иные материалы.
По результатам рассмотрения Президиум принял решение внести в проект повестки тридцать третьего заседания Челябинской городской Думы вопрос «О досрочном освобождении от замещаемой муниципальной должности председателя Контрольно- счетной палаты города Челябинска Н.В. Гутовой на основании представления прокурора города Челябинска от 07 октября 2022 года № № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», уведомив заседание Челябинской городской Думы состоится 25 октября 2022 года в 11 часов- по адресу (адрес)
На основании решения Челябинской городской думы № от 25 октября 2022 года Гутова Н.В. освобождена досрочно от замещаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты г.Челябинска на основании п.8 ч.5 ст.8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» 25октября 2022 года.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно пункту 3 части 3 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ закреплена обязанность лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ).
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (часть 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ).
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов определен в статье 11 Федерального закона N 273-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N 273 непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273 лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Из статьи 28 Решения Челябинской городской думы от 20 января 2015 года №5/1 «Об утверждении Регламента Челябинской городской Думы» следует, что регистрацию актов прокурорского реагирования (протестов, представлений, требований, предостережений) осуществляет Управление документационного и материально-технического обеспечения городской Думы. Первичное рассмотрение актов прокурорского реагирования осуществляет Председатель городской Думы. В соответствии с резолюцией Председателя городской Думы акты прокурорского реагирования направляются начальнику Экспертно-аналитического управления городской Думы, в Правовое управление городской Думы, профильные комиссии (комитеты) городской Думы. Профильный отдел городской Думы осуществляет подготовку запроса за подписью Председателя городской Думы, который направляется руководителю структурного подразделения органа местного самоуправления (далее - структурное подразделение), к компетенции которого отнесено регулирование соответствующей сферы правоотношений. К запросу должна быть приложена копия акта прокурорского реагирования. Структурное подразделение в срок, указанный в запросе, рассматривает его и направляет в городскую Думу ответ по существу затронутых в акте прокурорского реагирования вопросов. В случае, если структурное подразделение, на рассмотрение которому был направлен акт прокурорского реагирования, считает, что указанный акт подлежит полному (частичному) удовлетворению, одновременно с направлением в городскую Думу ответа структурное подразделение вносит в городскую Думу в установленном настоящим Регламентом порядке разработанный им проект решения о внесении соответствующих изменений в решение, на которое принесен акт прокурорского реагирования, либо проект о признании утратившим силу опротестованного решения. В случае, если структурное подразделение, на рассмотрение которому был направлен акт прокурорского реагирования, считает, что указанный акт подлежит отклонению, одновременно с направлением в городскую Думу ответа, содержащего мотивированное обоснование необходимости отклонения акта прокурорского реагирования, структурное подразделение вносит в городскую Думу в установленном настоящим Регламентом порядке разработанный им проект решения об отклонении акта прокурорского реагирования. Правовое управление городской Думы дает правовую оценку акта прокурорского реагирования, доводов, содержащихся в ответе, представленном структурным подразделением. По результатам правовой оценки Правовое управление городской Думы готовит правовое заключение и передает его в профильную комиссию (комитет) городской Думы для рассмотрения. Правовое управление городской Думы осуществляет подготовку письменной информации за подписью Председателя Челябинской городской Думы в прокуратуру города Челябинска с указанием дня заседания городской Думы, на котором будет рассмотрен акт прокурорского реагирования. Проекты решений городской Думы о рассмотрении актов прокурорского реагирования вносятся в качестве внеплановых вопросов в повестку очередного заседания городской Думы. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования городская Дума принимает одно из следующих решений городской Думы: 1) удовлетворить акт прокурорского реагирования полностью или частично; 2) отклонить акт прокурорского реагирования. Правовое управление городской Думы осуществляет подготовку письма за подписью Председателя городской Думы в прокуратуру города Челябинска, содержащего информацию о мерах, принятых по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования.
В силу Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура наделена полномочиями на осуществление проверок исполнения законодательства РФ.
Представление прокуратуры внесено в Челябинскую городскую Думу по результатам такой проверки.
Основанием досрочного освобождения от должности председателя истца является решение Челябинской городской Думы от 25.10.2022 № № «О досрочном освобождении от замещаемой муниципальной должности председателя Контрольно-счетной палаты города Челябинска Н.В. Гутовой на основании представления прокурора города Челябинска от 07.10.2022 № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».
Представление прокуратуры рассмотрено Челябинской городской Думой в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с Регламентом Челябинской городской Думы запрос, копия представления прокуратуры, информация о даче пояснений по акту реагирования были направлены в адрес КСП за подписью заместителя председателя Думы, председателя Думы.
Возможность реализации права на защиту истцу также была предоставлена (приглашение на заседание Комиссии, личное участие в постоянной комиссии по местному самоуправлению и заседании Думы по рассматриваемого вопросу, письменные пояснения, возможность привлечения защитника).
Досрочное освобождение от замещаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты г.Челябинска выступает мерой ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность председателя Контрольно-счетной палаты г.Челябинска населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и председателя Контрольно-счетной палаты г.Челябинска в системе местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 3, статьи 12, части 1 статьи 130 Конституция Российской Федерации закрепляет самостоятельность местного самоуправления и его органов: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Таким образом, с учётом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Челябинской городской Думы № от 25 октября 2022 года является законным, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов Гутовой Н.В.
Представление от 07 октября 2022 года вынесено после проведения проверки в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции.
Во исполнение представления прокурора Челябинской городской Думой предприняты конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений закона, но и причин, условий, им способствующих.
Как следует из позиции Гутовой Н.В., ею не оспаривается факт непредставления уведомления о возникновении конфликта интересов в Челябинскую городскую думу до момента выявления данного нарушения прокурорской проверкой.
Поскольку решение Челябинской городской Думы № от 25 октября 2022 года является законным, суд не усматривает основания для восстановления Гутовой Н.В. в должности председателя Контрольно-счётной палата г.Челябинска, взыскании в её пользу ущерба и компенсации морального вреда.
Доводы, изложенные в иске о нарушении её трудовых прав основаны на неверном толковании истцом норм материального права.
Председатель Контрольно-счётной палаты г.Челябинска имеет публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделённому этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Целям уважения и охраны достоинства личности во взаимоотношениях с муниципальной властью, а также предупреждения необоснованного применения досрочного освобождения от замещаемой муниципальной должности как меры, объективно приводящей к нарушению нормального функционирования местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, служит статья 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая закрепляет право на обжалование в суд любых решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, конкретизирующее конституционное право на судебную защиту местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении исковых требований Гутовой Н.В. к Челябинской городской думе, Контрольно-счётной палате города Челябинска, Комитету Финансов г. Челябинска о признании незаконным решения Челябинской городской думы, возложении обязанности восстановить в должности, взыскании ущерба, компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий: Т.С. Пшеничная
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2023 года
Судья Т.С. Пшеничная