№ 2-775/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«18» февраля 2019 года года Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд года Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Шелковской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об отмене решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
ФИОГОДА обратился в ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о об отмене решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и взыскании задолженности, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ему по линии МО РФ с 01 июля 1994 года назначена пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Истец указывает, что с ноября 2017 года выплата пенсии истцу прекращена без обоснования причины и выдачи каких-либо решений о приостановке выплаты пенсии.
На неоднократные требования истца о восстановлении пенсионных прав в адрес истца поступают ответы об отказе со ссылкой на то, что истец не имеет постоянного места жительства на территории РФ.
По мнению истца, прекращением выплаты ему пенсии должностными лицами ответчика нарушены его конституционные права на получение заработанной им пенсии, в связи с чем истец просил обязать ответчика отменить решение о прекращении выплаты пенсии с 01 ноября 2017 года, обязать возобновить выплату пенсии и взыскать задолженность.
В судебное заседание истец не явился, со слов доверителя, о времени и месте рассмотрении дела истец извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании исковые требования доверителя поддержала и просила их удовлетворить, пояснила суду, что истец является гражданином РФ, постоянно проживает на территории РФ, что подтверждается медицинской документацией опросом соседей. Вид на жительство оформлен для вступления в наследство после смерти матери.
Представитель ответчик по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске истцу отказать, пояснив суду, что ответчик прав истца не нарушал. Выплата пенсии истцу военным комиссариатом приостановлена в связи с тем, что обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства последнего в Российской Федерации. После подтверждения истцом факта постоянного проживания на территории РФ выплата пенсии будет возобновлена.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец, гражданин РФ, проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ.
С 01 июля 1994 года истцу назначена пенсия по линии МО РФ за выслугу лет в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, которая выплачивалась через ВК РО.
При обращении в военный комиссариат с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет истцом был предоставлен необходимый пакет документов, подтверждающий факт постоянного проживания на территории РФ.
С 1 ноября 2017 года выплата пенсии истцу на территории Российской Федерации прекращена. Основанием для прекращения выплаты пенсии истцу послужило наличие у него постоянной регистрации по месту жительства на территории республики Беларусь с 19 мая 2009 года по адресу: <...> <...>, <...> <...>. Сведение о документе – вид на жительство иностранного гражданина, выданного Кричевский РОВД Могилевской области 18 февраля 2016 года.
До настоящего времени выплата пенсии не возобновлена, несмотря на неоднократные обращения истца.
Обосновывая свои требования о проживании его на территории РФ, истец ссылался на медицинскую документацию, договор найма, справку с места жительства и ряд других документов, приобщенных к материалам дела.
Разрешая заявленные истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года. N 4468-I.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в том числе, в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 года) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами ", а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания".
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 2 июня 2011 года N 11-П; определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 5 июня 2012 года N 1059-О, от 17 июня 2013 года N 996-О).
Как установлено судом и подтверждается копией справки АСБ Могилевской области, истец постоянно зарегистрирован по месту жительства на территории республики Беларусь с 19 мая 2009 года по адресу: <...>. Сведение о документе – вид на жительство иностранного гражданина, выданного Кричевский РОВД Могилевской области 18 февраля 2016 года.
Вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также их права на свободный выезд и въезд. Вид на жительство является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Таким образом, установленные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что истец постоянно на территории РФ не проживает, преимущественно проживает в Республике Беларусь по указанному выше адресу, где у него имеется вид на жительство.
Доводы стороны истца о том, что истец является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории РФ, следовательно, вид на жительство в Республике Беларусь не лишает его права на ее дальнейшее получение, а равно не является основанием для прекращения ее начисления и выплаты, сделан без учета приведенных выше положений международных правовых актов, а также Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.
Приостановление на территории Российской Федерации выплаты пенсии истцу в связи с необходимостью установления его места жительства не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.
Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Так Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
С учетом того, что военным комиссариатом Ростовской области обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных истцом в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и ввиду того, что установление факта постоянного проживания истца на территории другого государства влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации, доводы истца об отсутствии у военного комиссариата Ростовской области законных оснований для принятия решения о приостановлении выплаты пенсии, следовательно, и о наличии оснований для возобновления ее выплаты (с учетом того, что обстоятельства, повлекшие приостановление пенсии истцу, не устранены) являются неправомерными.
В связи с установленными выше обстоятельствами и приведенными выше нормами материального права у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
С учетом изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об отмене решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и взыскании задолженности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года.
Судья: