Гражданское дело № 2-107\2023
25RS0014-01-2023-000119-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Анучино 16 июня 2023 года
Анучинский районный суд Приморского края в составе: судьи А.В. Дмитриенко А.В., при секретаре судебного заседания Крившенко В.Д., с участием:
представителя истца по доверенности в лице юрисконсульта 2 группы Арсеньевского отделения филиала ПАО ДЭК Дальнеэнергосбыт Шляховского С.Л.,
ответчика Полеевой Т.Г., представителя Полеева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению ПАО Дальневосточная энергетическая компания в лице Арсеньевского отделения филиала ПАО ДЭК Дальэнергосбыт к Полеевой Татьяне Григорьевне о взыскании суммы задолженности за потребленную электроэнергию, судебные расходы, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к Полеевой Т.Г. с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, 20.07.2022 года ПАО ДЭК обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и взыскании с ответчика Полеевой Т.Г. задолженности за потребленную энергию за период февраль 2022- июнь 2022 год.
22.09.2022 года вынесено определение об отмене судебного приказа, задолженность за потребленную электроэнергию не погашена.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года граждане несут обязательства, по оплате потребленной электроэнергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
За период февраль 2022 года – июнь 2022 года задолженность ответчика составила 184449,46 рублей, пеня 0,01 рубль.
Истец просит взыскать с ответчика сумму долга в размере 184449,46 руб., пени 0,01 руб., судебные расходы в размере 4889,00 руб.
В судебном заседании истцом дополнены исковые требования, довод о том что составленные сетевой организацией акты о допуске в эксплуатацию интеллектуальных приборов учета электроэнергии нарушают порядок введения в эксплуатацию интеллектуальных приборов учета не обоснован и противоречит действующему законодательству. При анализе динамики потребления электрической энергии на объектах по адресу <адрес> в период с марта 2021 года по февраль 2022 года сетевой организацией и ПАО ДРСК было установлено значительное расхождение в объеме кВт*ч, переданных потребителем самостоятельно и зафиксированных прибором учета, установленным АО ДРСК. Прибор учета потребителя отражает лишь часть потребленной электрической энергии.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» обеспечение и установку приборов учета осуществляет именно сетевая организация (п. 12 статьи 13).
Раздел VII Правил № 354 регламентируют установку приборов учета используемых гражданами необходимо руководствоваться основными положениями № 422, приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих АО ДРСК и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя.
Установленные на опоре воздушной линии ВЛ-0,4 кВт приборы учета обеспечивает более точное определение объемов электрической энергии.
Указывает на законность действий сетевых организаций, по установке прибора учета при наличии информации об искаженных данных об объемах потребления электроэнергии на объекте абонента.
Просит исковые требования удовлетворить.
Ответчик Полеева Т.Г. с исковыми требованиями не согласна представив суду возражения, из которых следует, датой заключения договора электроснабжения № 354F358 является 25 мая 2018 года. Согласно условиям договора электроснабжения № 354F358, ресурсоснабжающая организация обязуется определять объем предоставленной коммунальной услуги на основании показаний индивидуального прибора учета электроэнергии. Сведения о наличии и типе установленных в жилом помещении потребителя приборов учета указаны в приложении № 2 «Сведения о жилом доме» к настоящему договору. В данном приложении указан индивидуальный прибор учета электрической энергии «Меркурий 231 АТ 01 I». В соответствие с п. 4.2 договора электроснабжения, размер платы за коммунальную услугу рассчитывается, исходя из объема потребленной электрической энергии (мощности), определенного на основании показаний прибора учета, указанного в Приложении № 2 «Сведения о жилом доме» к настоящему договору. Согласно условиям договора п. 3.1.1 потребитель обязуется своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу.
Плата за коммунальную услугу вносится потребителем ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Передача показаний индивидуального прибора учета и оплата за фактически потребленную электрическую энергию, производилась своевременно и в полном объеме.
На июнь 2022 года, обязанностей возложенных на абонента, задолженности перед ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Арсеньевского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт», не имеется.
С 03.2021 года ПАО ДЭК пытаются навязать ответчику счетчики, установленные на основании Федерального Закона № 522 РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности в РФ)», но в данном законе условиями для замены счетчика является: отсутствие, выход из строя, истечение срока эксплуатации или истечение интервала между поверками приборов учета электрической энергии.
На момент установки прибора учета электроэнергии, предназначенного для удаленного сбора, передачи и обработки показаний (типа энергомера СЕ 308), у ответчика имелся прибор учета «Меркурий 231 АТ 01 I», который был установлен потребителем и введен в эксплуатацию представителями ПАО ДЭК в установленном порядке. Из строя данный прибор учета не выходил, срок эксплуатации не истекал. Согласно паспорту, к счетчику «Меркурий 231 АТ 01 I», данный прибор учета изготовлен в 2017 году. Срок между поверками составляет 16 лет. Соответственно следующая поверка должна состояться в 2033 году. Из сказанного выше следует, что условий для замены действующего прибора учета, не имелось.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено взимание денежных средств на основании приборов учета, установленных в нарушение ФЗ № 522 РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности в РФ)» или иных Федеральных законов Российской Федерации.
Из возражений ответчика на дополнения к исковым требованиям следует, согласно условиям договора электроснабжения № 354F358 стороны при исполнении настоящего договора обязуются руководствоваться настоящим договором, действующим законодательством РФ, решениями уполномоченных органов в области регулирования тарифов. По всем вопросам неурегулированным настоящим договором стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
В случае принятия нормативно - правовых актов, регулирующих вопросы в сфере электроэнергетики, предоставления коммунальных услуг гражданам, в том числе, устанавливающих иной, по сравнению с настоящим договором, порядок организации отношений сторон с субъектами электроэнергетики, стороны применяют указанные нормативно - правовые акты в целях исполнения настоящего договора, с даты их вступления в законную силу без внесения соответствующих изменений в настоящий договор. Настоящий договор вступает в силу и является обязательным для сторон со дня подписания сторонами.
18.03.2021 года, подрядной организацией ООО «Апогей», был установлен прибор учета электроэнергии типа энергомера СЕ 308. Данные действия Ресурсоснабжающая организация обосновала Федеральным законом № 522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный Федеральный закон предусматривает установку прибора учета электроэнергии типа энергомера СЕ 308 сетевой организацией, в случае отсутствия, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику). На момент установки счетчика типа энергомера СЕ 308 у потребителя имелся установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии. Согласно условиям договора, на основании показаний прибора учета, установленного в жилом помещении потребителя, а так же сведения о котором указаны в приложении №2 «Сведения о жилом доме» к договору, Ресурсоснабжающая организация обязалась определять объем предоставляемой коммунальной услуги.
С момента установки прибора учета типа энергомера СЕ 308, потребитель заявлял о несогласии с данными действиями, путем направления письменного возражения в адрес Ресурсоснабжающей организации и компании АО «ДРСК», а так же прокуратуру, жилищную инспекцию и антимонопольную службу. С первого дня установки приборов учета типа энергомера СЕ 308, сетевая организация (гарантирующий поставщик), основанием для установки приборов учета, всегда указывала Федеральный закон № 532. ни разу не сославшись на расхождение или неточность передаваемых данных.
В соответствии с п. 139 Основных положений № 442, если у гарантирующего поставщика или сетевой организации имеются основания подозревать в некорректности передаваемых данных или вмешательстве в работу прибора учета, то они вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств. Уведомлений подобного характера в адрес ответчика, не поступало и доказательств, считать иначе, в материалах дела не имеется.
По поводу предоставленных показаний электроэнергии, истец претензий не предъявлял. Правом провести проверку, в соответствии с условиями договора электроснабжения, а также раздела VII постановления правительства РФ от 06.05.2011 № 354, на корректность передаваемых потребителем данных приборов учета установленных внутри жилого помещения истец не воспользовался, хотя потребитель неоднократно указывал на данное право сетевой организации (гарантирующего поставщика) в своих претензиях.
Предполагает, что прибор учета электрической энергии, установленный 18.03.2021 года подрядной организацией ООО «Апогей», был установлен с уже имеющимися на нем показаниями потребленной электрической энергией. Гарантирующий поставщик вправе осуществлять раз в три месяца проверку достоверности передаваемых данных. Первая проверка показаний прибора учета электрической энергии, типа энергомера СЕ 308 была проведена 15.02.2022 года, что подтверждается извещением от ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Арсеньевского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» от 08.02.2022 года. То есть с момента установки и до момента внеплановой проверки прошло 10 месяцев. За это время и до момента установки прибора учета, типа энергомера СЕ 308, претензий от гарантирующего поставщика о недостоверности передаваемых данных не поступало, хотя в исковом заявлении именно этот факт указывается, как основание для установки прибора учета типа энергомера СЕ 308.
Договором электроснабжения предусмотрено право гарантирующего поставщика требовать допуска, в заранее согласованное с потребителем время, в занимаемый потребителем жилой дом (домовладение) представителей Ресурсоснабжающей организации, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, состояния прибора учета, а так же при выявлении несанкционированного подключения или неучтенного потребления электрической энергии составлять соответствующие акты. Действий по выявлению несанкционированного подключения или неучтенного потребления электрической энергии, со стороны Ресурсоснабжающей организации не предпринималось, актов поданному поводу не составлялось.
Ссылается на п.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой обеспечением и установкой приборов учета осуществляет именно сетевая организация. Данные действия сетевая организация обязана была осуществить до 1 июля 2013 года, в том случае, если собственники жилых домов не обеспечили оснащение таких домов приборами учета (то есть отсутствие индивидуального прибора учета), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. Указанная выше норма действует в случае отсутствия у потребителя прибора учета. На объекте, по адресу <адрес>. прибор учета электроэнергии «Меркурий 231 АТ 01 I» был установлен и введен в эксплуатацию 25.05.2018 года по письменному предписанию сетевой организации, при подаче заявки на предоставление коммунальной услуги (электроснабжение).
На момент установки прибора учета внутри жилого помещения потребителя, сетевая организация, не изъявила желания воспользоваться своими обязанностями согласно п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которую ссылается в дополнениях к исковым требованиям.
Доводы истца относительно установки приборов учета на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих АО «ДРСК». В соответствии с Основными положениями № 442, не имеют оснований.
Согласно раздела X п. 136 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих АО «ДРСК». При отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электроэнергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не предусмотрено приобретение, установка, замена и допуск в эксплуатацию приборов учета на границе балансовой принадлежности электросетей, принадлежащих АО «ДРСК» если у потребителя установлен и введен в эксплуатацию, не истек интервал между поверками, не вышел из строя прибор учета электроэнергии, установленный в жилом помещении Потребителя. Таким образом, прибор учета типа энергомера СЕ 308. установленный на опоре воздушной линии ВЛ-0.4 кВт., нарушает порядок действий и не имеет оснований указанных в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № -142. Касательно анализа динамики потребления электрической энергии. Что послужило причиной проведения данной процедуры в отношении ответчика и почему это заняло такой длительный период, а именно с марта 2021 года по февраль 2022 года (почти год), не указано.
Ссылка на судебную практику, согласно которой, суды приходят к выводу о законности действий сетевых организаций по установке приборов учета, наличии у него такого права при наличии информации об искаженных данных об объемах потребления электрической энергии на объекте абонента, но в данном случае, прибор учета был установлен на основании Федерального закона № 522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный факт подтверждается уведомлением от сетевой организации от 18.03.2021 г. Подтверждений об искажении передаваемых данных, об объемах потребления электрической энергии, что послужило бы основанием для установки прибора учета сетевой организацией, не поступало.
На момент установки приборов учета электрической энергии 18.03.2021 года типа энергомера СЕ 308, потребитель не знал о намерении сетевой организации произвести установку данного прибора учета. В этот же день, компанией ДРСК, в адрес ответчика, было направленно заказное письмо с предложением присутствовать при установке и введении в эксплуатацию прибора учета, типа энергомера СЕ 308. 24.03.2021 года, но на момент получения потребителем данного предложения 20.03.2021 года прибор учета типа энергомера СЕ 308, уже был установлен. Данный факт подтверждает уведомление от сетевой организации от 18.03.2021 года, ответчик заявил устное возражение против совершения данных действий. Возражения были проигнорированы. После чего было подано заявление в прокуратуру Анучинского района.
На протяжении всего периода с марта 2021 года по февраль 2022 года, ответчик возражал против действий сетевой организации по установке прибора учета, так как АО «ДРСК» не смогли внятно пояснить причину своих действий. Сетевая организация, а так же ПАО «ДЭК», не прекратили предоставление коммунальной услуги, хотя потребитель отказывался принимать и вводить в эксплуатацию, установленный подрядной организацией ООО «Апогей», прибор учета типа энергомера СЕ 308.
Кроме того, раздел VII Правил № 354. п.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, а так же Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 не предусматривается установка, замена и ввод в эксплуатацию иного прибора учета, если у потребителя уже имеется установленный, введенный в эксплуатацию, без истечения срока между поверками и исправный (фактов указывающих обратное, не имеется), прибор учета.
Относительно норм закона, на которые ссылается истец, то везде установку (замену) приборов учета обязана осуществлять сетевая организация (гарантирующий поставщик). В данном случае установку прибора учета типа энергомера СЕ 308. на границе балансовой принадлежности электрических сетей, производила подрядная организация ООО «Апогей». Таким образом, приборы учета, установленные с нарушением норм, на которые ссылается истец, не имеют юридической силы и не могут быть приняты в одностороннем порядке для расчета платы за электроэнергию.
В соответствии с условиями договора ответчик добросовестно выполнял свои обязанности, своевременно передавала показания приборов учета. Плату за потребленную электрическую энергию вносил вовремя и в полном объеме. Противоправных действий нарушающих условия договора и норм законов Российской Федерации, а так же правил по предоставлению коммунальной услуги, не нарушал.
В судебном заседании представитель истца на доводах искового заявления и дополнениях к исковому заявлению настаивает. Дополнив, прибор учёта заменён в рамках программы сетевой организации. На момент заключения договора был Меркурий 231. Но в рамках программы сетевая организация ДРСК поменяла прибор учёта. Есть и снятый, есть установленный прибор учёта. Об установке нового прибора ответчик знала, имеется акт, от подписи которого ответчик отказалась. Сетевая организация всегда борется с потерями электрической энергии в своих сетях. Это её деньги и нужно работать. Есть специальные программы, на это выделяются денежные средства, и сетевая организация с помощью специалистов и приборов видит на каком-либо участке потерю. Что такое потери – это когда электроэнергия либо сети плохие, либо хищение электрической энергии.
Не просто так было заменён прибор учёта сетевой организаций. Были выявлены на этом участке потери, сетевая организация приняла решение поменять прибор учёта. В рамках инвестиционной программы поставили умный счётчик. И действительно оказалась разница, которая в денежной сумме вышла на 184000 рублей.
Оплата потребляемой электрической энергии на основании приборов учета, прибор учета установлен сетевой организацией в соответствии № 354 постановлению правительства, сетевая организация ежемесячно передает отснятые показания прибора учета в энергоснабжающую организацию. Прибор учета сетевой организацией был установлен в рамках специальной программе по установке умных приборов учета. Прибор учета был установлен 18.03.2021 года, есть исключенный из расчётов прибор учета, который был установлен в помещении ответчика, а новый прибор учета был установлен на опоре в районе объекта, был установлен в рамках государственной программы по установке умных приборов учета, имеется соответствующий акт, имеется паспорт на прибор учета. Показания прибора учета сетевая организация ежемесячно передавала в адрес ПАО ДЭК, на основании которых был произведен расчет потребленной электрической энергии ответчика. В результате чего образовалась неоплата в сумме заявленных исковых требований, как указано в исковом заявлении ПАО ДЭК решал вопрос в претензионном порядке, вопрос не был решен, что явилось основанием предъявления настоящего иска в суд.
Деятельность организации в первую очередь направлена бороться с потерями электрической энергии. Сетевая организация видела, что на этом участке имеются потери. И была заинтересована установить прибор учёта именно в отношении этой точки поставки. Чтобы конкретно определить объем, который поставляется по данному адресу. И не ошиблась. Расхождение в виде киловатт часов, в рублях.
При анализе динамики потребления электрической энергии на объекте по адресу <адрес>, с марта 2021 года по февраль 2022 г. сетевой организацией и ПАО ДЭК установлено значительное расхождение в объеме киловатт часов, переданных потребителем самостоятельно по прибору учета, который исключен из расчетов, и зафиксированных прибором учета, установленного АО ДРСК. Прибор учета потребителя отражает лишь часть потребляемой электрической энергии. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261- ФЗ «Об энергосбережении, эффективности и о внесении изменений в законодательные акты РФ» данный прибор учета был установлен в рамках этого закона и в рамках государственной программы. Действующим законодательством не предусмотрена установка приборов учёта электрической энергии в присутствии и с согласия потребителя. Так как это прибор учёта по сути дела устанавливается на опоре. Установленные на опоре воздушные линии ИВЛ-04 прибор учета обеспечивает более точные определения объемов электрической энергии, которая поступает на точку поставки.
Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку оплата электрической энергии должна производиться на основании фактических показаний прибора учета.
С возражениями ответчика Полеевой Т.Г. не согласны, возражения необоснованные и противоречат действующему законодательству. Прибор учета установлен в соответствии с действующим законодательством и установка этих интеллектуальных приборов учета, которые установлен на опоре, установлен в соответствии с действующим законодательством. Установку не обязательно согласовывать с клиентом, если он этого не желает. Сетевая организация ежемесячно передает в ПАО ДЭК показания приборов учета, те показания, которые клиент передает по исключенному прибору учета, не берутся во внимание.
Уведомление клиента о том, что показания берутся с умного прибора, думает, что сетевая организация уведомила клиента.
Ответчик Полеева Т.Г. с исковыми требованиями и дополнениями не согласна, поддержала возражения, дополнив между ею и ПАО ДЭК заключен договор, ею своевременно подавались данные и добросовестно оплачивала, данный договор действителен. Не принимала умный счетчик, потому что установлен работоспособный счетчик, у него не закончился срок поверки. Долг, который требуют выплатить ПАО ДЭК, возник из показаний прибора учета установленного по адресу <адрес>. Указанный адрес отношения к ее адресу не имеет. Новый счетчик стоит на опоре. Изначально, когда устанавливали счётчик, не поставили ее в известность, не согласовали с ней установку. Просто приехали, дома никого не было, начали устанавливать счётчик. 18 марта 2021г. установили счётчик, когда мы к ним приехали узнавать основания установки счетчика, тут же послал письмо, которое получила 20 апреля, где было указано на предложение присутствовать при установке и вводе в эксплуатацию этого прибора.
Представитель ответчика Полеев Е.А. поддержал возражения ответчика, дополнив, в судебном заседании не было доказано, какие именно показания имеются на установленном компанией ДРСК счетчике, на основании чего выставили сумму долга, прошу суд отказать истцу в удовлетворении их исковых требований.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, дополнения, возражения суд приходит к следующему.
Обязанность собственника жилого помещения с момента возникновения у него права собственности на такое помещение своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, установлены ч. 3 ст. 30 и п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ. Исходя из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за коммунальные услуги входит плата за электрическую энергию. Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений приведенных требований законов, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
По смыслу п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги, в том числе в жилых домах (домовладениях).
На основании пп. «г», «и» п. 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов часть 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон статьи 541, 544 Гражданского кодекса РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Полеева Т.Г. является получателем услуги электроснабжения принадлежащего ей на праве собственности (пользовании) жилого дома <адрес>, договор электроснабжения № 354 F 358 от 24.05.2018 года.
Согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета (измерительного комплекса) электрической энергии от 09.04.2018 года в 10 часов 29 минут населенный пункт Анучино акт составил представитель Анучинской РЭС электромонтер ФИО6 в присутствии потребителя Полеевой Т.Г. наименование объекта <адрес> дом проверка внеплановая на основании заявки потребителя, тип прибора учета «Меркурий 231 АТ 01 I» заводской номер прибора учета 32902212 имеются подписи. Представлен гарантийный талон счетчика электрической энергии статистический дата изготовления 20.11.2017 года
Обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в ведении абонента энергетических сетей и исправности, используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, возложена на абонента, что закреплено в статьях 539 и 543 Гражданского кодекса РФ.
Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии и последствия безучетного потребления электроэнергии установлены также Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442.
В соответствии с п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов, в том числе периодичности поверки статья 9 Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Из определения понятия «безучетное потребление», содержащегося в пункте 2 Правил № 442, следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обусловливает совершением абонентом различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения абонентом, тогда как другие действия (бездействие) для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Выявление фактов безучетного потребления электроэнергии относится к компетенции сетевой организации. Сетевая организация вправе проводить проверки приборов учета и оформлять по их результатам соответствующие акты пункты 122, 167, 173 Основных положений № 442.
В этой связи законодательством предусмотрены определенные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов. Так, согласно абзацу второму п. 172 Основных положений № 442 проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета установленным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Факт выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии фиксируется в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом сетевой организацией пункт 192 Основных положений № 442, который должен соответствовать требованиям, установленным в пункте 193 Основных положений № 442. Результатом такой проверки является составление акта проверки п. 176 Основных положений № 442, а в случае безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении п. 193 Основных положений № 442.
В соответствии п. 176 Основных положений, результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке.
Как следует из п. п. 192 и 193 Основных положений, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При этом сетевая компания должна обеспечить участие потребителя (представителя) в проверке и при составлении актов. Принимая во внимание, что проверка прибора учета завершается составлением сетевой организацией итогового документа о её проведении, все действия проверяющего лица в отношении прибора учета до составления соответствующего акта являются продолжением проверки.
Из системного толкования раздела X Основных положений № 442 (п.п. 172, 192, 193) следует, что акт о безучетном потреблении электрической энергии составляется непосредственно по месту нахождения энергопринимающих устройств при проведении проверки потребителя, а в случае отсутствия потребителя - в срок, необходимый для его извещения о составлении акта.
Таким образом, акт о неучтенном потреблении призван объективно зафиксировать факт проведения проверки и ее результаты.
Основанием взыскания стоимости безучтено потребленной энергии являются акт осмотра прибора учета и акт о неучтенном потреблении, составленные поставщиком электроэнергии.
Чтобы акт о неучтенном потреблении был надлежащим доказательством в суде, контролеры должны при его составлении детализировать выявленные нарушения, перечислить неправомерные действия потребителя, которые привели к хищению электроэнергии, произвести фотофиксацию нарушений.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
В этой связи законодательством предусмотрены определенные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов.
Истцом в обоснование требований представлен только акт допуска в эксплуатацию прибора учета (измерительного комплекса) электрической энергии от 18.03.2021 года установленный счетчик СЕ308 С36,746OPR1 QYDUVFZ BPL03 SPDS на опору ВЛ-0,4 кВ а счетчик, исключенный из расчета Меркурий 231 АТ-01 жилой дом, в акте имеются отражения о пригодности установленного счетчика, но не отражены причины и основания, исключения или непригодности счетчика Меркурий, в акте имеются две подписи представителя АО ДРСК и представителя ООО Апогей.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле
Истцом не представлено надлежащих доказательств совершения ответчиком действий, направленных на вмешательство в работу прибора учета или выразившихся в несоблюдении ответчиком установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, совершения ответчиком иных действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии, также свидетельствующих о безучетном потреблении электрической энергии.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав обстоятельства, учитывая отсутствие доказательств проведения проверки, выявления факта безучетного потребления, отсутствие акта о неучтенном потреблении и обстоятельства его составления, суд приходит к выводу о том, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ПАО Дальневосточная энергетическая компания в лице Арсеньевского отделения филиала ПАО ДЭК Дальэнергосбыт к Полеевой Татьяне Григорьевне о взыскании суммы задолженности за потребленную электроэнергию, о взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Анучинский районный суд Приморского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированно решение изготовлено 29.06.2023 года
Судья Дмитриенко А.В.