Решение по делу № 2-506/2022 от 22.08.2022

72RS0015-01-2022-000630-75

Дело № 2-506/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Нижняя Тавда                                                                     20 октября 2022 года

Нижнетавдинский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи - Кохановской И.И.,

при секретаре – Волковой И.С.,

с участием прокурора Нижнетавдинского района Тюменской области Субботина И.Ю., представителя ответчика администрации Нижнетавдинского района Тюменской области Тимакова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнетавдинского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнетавдинского муниципального района о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнетавдинского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Нижнетавдинского муниципального района и с учетом уточнений просил возложить обязанность до 30 июня 2022 года осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами.

Требование мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком земельного законодательства, а также законодательства при распоряжении муниципальным имуществом и полномочий в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в ходе которой установлено, что на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области расположено 34 кладбища, не поставленных на государственный кадастровый учет. В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при отсутствии права собственности на земельные участки, распоряжение этим имуществом является неправомерным. В связи с чем, просил обязать ответчика в срок до 31 декабря 2022 года осуществить государственную регистрацию права на следующие кладбища: 0,51 км. на северо-восток от границы д.Новоуфимка; примыкающее к южной границе д.Ахманы; 68 км. на юг от границы д.Красный Яр; 1,5 км. на северо-восток от границы с.Тандашково; 500 м. на восток от д.Малый Хутор; примыкающее к юго-западной границы д.Малый Хутор; 8,7 км. на юго-запад от д.Белая Дуброва; 0,63 км. на северо-восток от границы д.Ипкуль; 0,65 км. на северо-восток от границы д.Мияги; 1 км. на восток от границы п.Кунчур; 0,33 км. на юг от границы д.Крысова; 1,1 км. на север от границы с.Черноярка; 1,5 км. на юг от д.Морозовка; 7,1 км. на северо-восток от с.Мияссы; 2,7 км. на юг от д.Морозовка; 3,7 км. на северо-восток от с.Мияссы; 200 м. на северо-восток от с.Мияссы; 5 км. на юго-запад от с.Новоникольское; 2,5 км. на северо-запад от с.Новоникольское; 5,7 км. на северо-восток от с.Новоникольское; 9 км. на северо-запад от п.Ахманский; 5,3 км. на восток от п.Картымский; 0,5 км. на северо-запад от границы п.Лесозаводский; 1,5 км. на юго-восток от границы п.Чугунаево; 0,17 км. на восток от границы д.Большая Заморозовка; 60 м. на север от границы д.Юрты-Иска; 5 км. на восток п.Тукман; 1,96 км. на запад от границы д.Юрты-Иска (Малые Юрты); д.Катыр; д.Левино; 0,27 км. на север от границы д.Ивашкина; 0,75 км. на запад от границы д.Маслянка; 0,27 км. на север от границы д.Малая Заморозовка; д.Болтан.

В судебном заседании прокурор Нижнетавдинского района Субботин И.Ю. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - представитель администрации Нижнетавдинского муниципального района Тимаков С.В. иск признал, суду пояснил, что администрацией района заключен договор на выполнение работ по подготовке документации, а именно: проведение топографической съемки на местности, подготовка проектной документации лесного участка под объект - кладбище, согласование проектной документации с Департаментом лесного комплекса Тюменской области, подготовка межевых планов с последующей постановкой на кадастровый учет, также заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому, общий срок выполнения работы исполнителем устанавливается до 25 декабря 2022 года. После утверждения проектной документации лесного участка Департаментом лесного комплекса Тюменской области документы будут направлены в Росреестр для постановки на кадастровый учет контуров земельных участков находящихся в лесном фонде. После чего готовится пакет документов для перевода категории земель согласно плану мероприятий. После того когда все контуры земельных участков будут переведены в соответствующую категорию их необходимо объединить, после чего будет оформлено право собственности на земельные участки находящиеся под объектами - кладбища. Кроме того, кладбище расположенное: 0,17 км на восток от границы д. Большая Заморозовка с кадастровым номером , расположено в границах памятника природы региональною значения «Заморозовский», Администрацией района направлено письмо в Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области для согласования на перевод категории земель и оформления в собственность земельною участка иод кладбищем, на что был получен ответ о невозможности согласования предоставления земельного участка в собственность района согласно п. 3.1 Положения о памятнике природы регионального значения «Заморозовский». Учитывая указанные обстоятельства, просил установить срок для оформления кладбищ до 30 декабря 2023 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся в том числе земельные участки.

В силу ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Согласно ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления.

При этом ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрена процедура предоставления такого участка, которая включает в себя: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п. 1 ч. 1); подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (п. 2 ч. 1); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (п. 3 ч. 1); обеспечение выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 4 ч. 1); осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (п. 5 ч. 1); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (п. 6 ч. 1); принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (п. 7 ч. 1).

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно п.п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Санитарные правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию Территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Нижнетавдинского района находится 33 кладбища, предназначенные для захоронения, из них 19 земельных участков под расположенных на землях лесного фонда и не переведенных в иную категорию. 34 кладбища не поставлены на государственный кадастровый учет, право муниципальной собственности не зарегистрировано.

Принимая во внимание, что, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, непринятие администрацией Нижнетавдинского муниципального района мер по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с сооруженными на них общественными местами погребения, нарушает права неопределенного круга лиц на организацию и благоустройство территории кладбищ, учитывая, что осуществление захоронений умерших на обезличенной территории приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических правил в местах захоронения и, как следствие, прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на него, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований.

Более того, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанные земельные участки с сооруженными на них кладбищами препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, создает трудности в содержании, обслуживании кладбищ.

Определяя процессуальный срок исполнения данной обязанности в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание характер требований, направленных на обеспечение прав граждан на благоприятную природную среду.

Проведение указанных мероприятий, входящих в перечень, предусмотренный ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, потребует выделения бюджетных средств, которые носят целевой характер, а выполнение кадастровых работ, межевания - заключение муниципальных контрактов с соответствующими подрядными организациями. Такие контракты могут быть заключены в сроки и порядке, определенные с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этих условиях, соблюдая требования разумности, определяя баланс прав, обязанностей и законных интересов сторон, суд находит, что указанный в уточненных исковых требованиях прокурором срок - 30 июня 2023 года, является разумным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Нижнетавдинского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнетавдинского муниципального района о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок – удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнетавдинского муниципального района в срок до 31 июня 2023 года осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами, расположенные по адресам:

- 0,51 км. на северо-восток от границы д. Новоуфимка;

- примыкающее к южной границе д. Ахманы;

- 68 км на юг от границы д. Красный Яр;

- 1,5 км на северо-восток от границы с. Тандашково;

- 500 м на восток от д. Малый Хутор;

- примыкающее к юго-западной границы д. Малый Хутор;

- 8,7 км на юго-запад от д. Белая Дуброва;

- 0,63 км на северо-восток от границы д. Ипкуль;

- 0,65 км на северо-восток от границы д. Мияги;

- 1 км на восток от границы п. Кунчур;

- 0,33 км на юг от границы д. Крысова;

- 1,1 км на север от границы с. Черноярка;

- 1,5 км на юг от д. Морозовка;

- 7,1 км на северо-восток от с. Мияссы;

- 2,7 км на юг от д. Морозовка;

- 3,7 км на северо-восток от с. Мияссы;

- 200 м на северо-восток от с. Мияссы;

- 5 км на юго-запад от с. Новоникольское;

- 2,5 км на северо-запад от с. Новоникольское;

- 5,7 км на северо-восток от с. Новоникольское;

- 9 км на северо-запад от п. Ахманский;

- 5,3 км на восток от п. Картымский;

- 0,5 км на северо-запад от границы п. Лесозаводский;

- 1,5 км на юго-восток от границы п. Чугунаево;

- 0,17 км на восток от границы д. Большая Заморозовка;

- 60 м на север от границы д. Юрты-Иска;

- 5 км на восток п. Тукман;

- 1,96 км на запад от границы д. Юрты-Иска (Малые Юрты);

- д. Катыр; д. Левино;

- 0,27 км на север от границы д. Ивашкина;

- 0,75 км на запад от границы д.Маслянка;

- 0,27 км на север от границы д. Малая Заморозовка;

-д. Болтан.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Нижнетавдинский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение суда составлено 26 октября 2022 года.

Председательствующий                                                         И.И. Кохановская

2-506/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нижнетавдинского района
Ответчики
Администрация Нижнетавдинского района
Суд
Нижнетавдинский районный суд Тюменской области
Судья
Кохановская Ирина Ивановна
Дело на странице суда
nizhnetavdinsky.tum.sudrf.ru
22.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2022Передача материалов судье
29.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2022Подготовка дела (собеседование)
29.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее