Решение по делу № 2а-8351/2020 от 23.11.2020

УИД 11RS0001-01-2020-015386-43 Дело № 2а-8351/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Дробот Д.Э.,

с участием представителя административного ответчика Военного Комиссариата Республики Коми Филимоновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торлопова ФИО1 к военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, Военному Комиссариату Республики Коми, призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Торлопов Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным и отмене решения о признании годным к военной службе и призыве на военную службу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что решением призывной комиссии Торлопов Г.В. признан годным к военной службе и призван на военную службу, о чем получил повестку о явке для отправки к месту прохождения военной службы. Административный истец с указанным решением не согласен, поскольку результаты медицинского освидетельствования, само медицинское освидетельствование являются незаконными.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены призывная комиссия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар»), Военный комиссариат Республики Коми.

Представитель Военного комиссариата Республики Коми Филимонова Л.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Торлопов Г.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар», военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заедании не направили.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» и военного комиссариата г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми.

Выслушав представителя Военного комиссариата Республики Коми, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что административный истец был поставлен и состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми с 30.01.2017.

В призывной период 2020 года в ходе медицинского освидетельствования, по результатам объективного и специальных исследований, изучив анамнез Торлопова Г.В. с учетом жалоб административного истца, врачебная комиссия, в состав которой входили врачи-специалисты: хирург, терапевт, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, невролог, нарколог, выставила заявителю диагноз: здоров и с применением Расписания болезней и таблиц, являющихся приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, определена категория годности к военной службе «А-1 годен к военной службе».

Решением от 28.10.2020 № 20 призывной комиссии в МО ГО «Сыктывкар», созданной Распоряжением Главы Республики Коми от от 28.09.2020 № 225-р, принятым по результатам медицинского освидетельствования, определившего категорию годности А-1 (годен к военной службе), Торлопов Г.В. призван на военную службу.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В силу положений ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ, граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

При этом согласно ч. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

На основании п. 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.

Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (п. 6 Положения).

В силу п. 15 Положения освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.Персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Указанным решением также назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет (п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи итоговое заключение о годности гражданина к военной службе может быть дано только на основании его обследования врачами - специалистами медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения с учетом результатов флюорографических и лабораторных исследований.

Это требование направлено на обеспечение как прав граждан, подлежащих призыву, так и интересов военной службы, поскольку его выполнение снижает риск призыва на военную службу лиц с расстройствами здоровья, которые могут проявляться непосредственно перед призывом.

Медицинское освидетельствование граждан при призыве на военную службу не относятся к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291. Категория годности граждан к военной службе по призыву определяется врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию, который назначается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара, кроме того, действующее законодательство не содержит императивного указания на необходимость лицензирования деятельности врачей - специалистов по медицинскому освидетельствованию граждан при их призыве на военную службу.

В соответствии с п.п. 1-3 раздела 1 Положения о военно - врачебной экспертизе, не предусмотрено прохождение гражданами подлежащими призыву на военную службу, военно - врачебной экспертизы с вынесением экспертного заключения которое является самостоятельным актом, порождающим юридические последствия. В отношении призывников проводится медицинское освидетельствование врачами - специалистами государственных или муниципальных лечебных учреждений, которые выделяются руководителями медицинских организаций по заявке военного комиссара, имеющие все необходимые права на осуществление медицинской деятельности.

В свою очередь, согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, то есть сама призывная комиссия не уполномочена определять призывнику категорию годности. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Согласно п. 9 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава Российской Федерации № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.

Военно-врачебная комиссия изучает представленные призывником документы, опрашивает его на предмет жалоб на состояние здоровья, сопоставляет представленные медицинские документы с Расписанием болезней, и на их основании принимает решение о категории годности, либо направлении в медицинское учреждение для прохождения обследования, по результатам которого выносит решение.

Таким образом, призывная комиссия не осуществляет медицинскую деятельность, а лишь организует прохождение медицинского освидетельствования гражданами, подлежащими призыву на военную службу, с дальнейшим вынесением одного из решений, указанных в ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2, 3 Положения от 11.11.2006 № 663 призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов в муниципальных образованиях. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Призывная комиссия это временный, коллегиальный орган и не имеет статуса юридического лица.

В Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи, содержание и обеспечение, а так же порядок их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований. При этом установлено, что Военные комиссариаты являются территориальными ррганами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, печать установленного образца.

В соответствии с абз. 1 п. 21 главы второй Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 основными задачами военного комиссариата является проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских) мероприятий по медицинскому осмотру граждан, не прибывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы. С учетом изложенного лицензию на осуществление некоторых видов деятельности (в том числе и медицинской) получает военный комиссариат субъекта Российской Федерации.

Военный комиссариат Республики Коми имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности выданной территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу.

Таким образом, действующее законодательство не допускает возможности получения отдельной лицензии призывными комиссиями, призывные комиссии выполняют возложенные на них обязанности по осуществлению призыва граждан на военную службу в силу требований законодательства Российской Федерации. Лицензия, полученная военным комиссариатом субъекта Российской Федерации, не распространяется на призывные комиссии.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что медицинская комиссия вынесла итоговое заключение в отношении административного истца в пределах предоставленных ей полномочий на основании полных данных состояния его здоровья по результатам изучения диагностических исследований; оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и не противоречит с учетом конкретных выявленных в ходе рассмотрения дела, обстоятельств требованиям закона, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Торлопова ФИО2 к военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, Военному Комиссариату Республики Коми, призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным и отмене решения от 28 октября 2020 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С.Мишарина

2а-8351/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Торлопов Герман Васильевич
Ответчики
Призывная комиссия г. Сыктывкар, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
23.11.2020Регистрация административного искового заявления
24.11.2020Передача материалов судье
25.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2020Судебное заседание
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее