Дело №2-11949/2022
50RS0031-01-2022-014951-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2022 года г. Одинцово Московской области
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Клочковой С.И.,
при секретаре Ковковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Швецова Дмитрия Александровича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Управлению образования администрации Одинцовского городского округа Московской области об обязании предоставить доступ к дошкольному образованию,
УСТАНОВИЛ:
Швецов Д.А., действуя в интересах несовершеннолетнего сына Швецова М.Д., 10.01.2018 г.р., обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Управлению образования администрации Одинцовского городского округа Московской области, в котором с учетом уточнений просил обязать предоставить его сыну ФИО3 ..... ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в одном из дошкольных образовательных учреждений: Детский сад №, Детский сад №, Детский сад № относящиеся к МБОУ «Образовательный центр «Флагман» с углубленным изучением отдельных предметов» в группе полного для на 12 часов в день в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что его сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» 21.03.2020, в качестве приоритетного был выбран детский сад №1, который находится в доступной близости от места проживания ребенка. Учитывая, что его сын имеет на внеочередное предоставление места для образования ребенка, как ребенок многодетной семьи, истец неоднократно обращался в Управление образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении места в выбранном им детском саду, однако получил ответ о необходимости ожидания в очереди и об отсутствии свободных мест в выбранном им ДОУ.
Полагая свое право нарушенным, истец обратился в суд с указанным иском.
Истец Швецов Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении, указал, что ответчиками предлагалось его сыну место в дошкольном учреждении, которое находится в значительной удаленности от их места проживания, в связи с чем полагая, что его ребенок имеет право на внеочередное предоставление мест в дошкольном учреждении по месту жительства, полагает отказ незаконным.
Представители ответчиков - Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Управления образования администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ранее представили возражения, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия мест для обучения ребенка истца.
Представитель третьего лица – МБОУ «Образовательный центр «Флагман» по доверенности Шотик Е.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, возражая против их удовлетворения указывала, что в настоящее время не имеется возможности предоставления ребенку истца места в выбранном истцом дошкольном учреждении на полный день, поскольку отсутствуют свободные места ввиду укомплектованности всех групп. При этом создание дополнительной группы приведет к нарушению санитарных требований, что будет нарушать права всех детей, обучающихся в данных учреждениях. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку предоставление места будет осуществлено в порядке очередности, исходя из льготности их предоставления.
Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, суд, при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, с учетом того, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Одинцовского городского суда Московской области, провел судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства – в силу своего универсального характера – оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства – обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства,а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты «в», «е»), 72 (пункт «е» части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт «в» части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу части 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 67 названного Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (части 1, 2 и 3).
В соответствии с пунктом 1 рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – Рекомендации), приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 08-1063, учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования (далее соответственно – учет, учреждение или ДОУ) – это государственная (муниципальная) услуга регистрации детей, нуждающихся в предоставлении места в учреждении, на едином общедоступном портале, специально созданном в сети Интернет, фиксирующая дату постановки ребенка на учет, желаемую дату предоставления ребенку места в учреждении, возраст ребенка. Результатом постановки детей на учет является формирование «электронной очереди» - поименного списка детей, нуждающихся в дошкольном образовании и присмотре и уходе в учреждении и (или) иных формах.
Рекомендациями также предусмотрено, что при отсутствии свободных мест в выбранных ДОУ родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19); при отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20); в случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21); при этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Швецов Д.А. является отцом Швецова Михаила Дмитриевича, 10.01.2018 года рождения.
Решением Министерства социального развития Московской области от 16.11.2021 № Швецову Д.А. присвоен статус многодетной семьи сроком до 15.11.2026.
Швецов Д.А. с составом семьи (жена и трое детей, в том числе несовершеннолетнего Шевцова М.Д., зарегистрированы по месту жительства по адресу: АДРЕСГ, АДРЕС.
На основании заявления истца от 21.03.2020, его сын Михаил зарегистрирован в региональной единой информационной системе (ЕИСДОУ) «Зачисление в ДОУ» для направления на зачисление в детские сады: № позиция 7 (из них 6 льготной категории), № позиция 6: (из них 5 льготной категории), № позиция 3 (из них 2 льготной категории).
04.12.2020 истец обращался в Управление образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении места его детям в МБДОУ ДС №1.
Ответом от 22.12.2020 на обращение Швецову Д.А. сообщено, что на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области», утвержденного Постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 08.07.2020 №, места в муниципальных детских садах Одинцовского городского округа предоставляются детям, имеющим регистрацию по месту жительства или по месту пребывания на территории Одинцовского городского округа, в соответствии с очередностью, с учетом имеющихся льгот.
Ежегодное комплектование на новый учебный год проводится автоматически, без применения ручного режима, в порядке очередности в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» с апреля по сентябрь текущего года. С 01 августа текущего года по 31 марта следующего года при наличии свободных мест в ДОО проводится дополнительное комплектование.
Вопрос о предоставлении места ..... в группе полного дня пребывания будет рассмотрен в порядке очередности в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ».
Для ..... имеется место в группе кратковременного пребывания детского сада № АДРЕС.
Из ответа Одинцовской городской прокуратуры на обращение матери ФИО2 – Швецовой Ю.А. от 14.06.2022 следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» 21.03.2020. В настоящее время очередность несовершеннолетнего в детском саду № 1 - позиция 6 льготной категории.
Основное ежегодное комплектование групп на новый 2022-2023 учебный год проводится автоматически в порядке очередности в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» с 1 апреля по 31 июля текущего года. В период с 1 августа по 31 марта при наличии свободных мест в ДОУ проводится дополнительное комплектование.
Согласно информации управления образования администрации Одинцовского городского округа вопрос о предоставлении несовершеннолетнему места в группе полного дня пребывания будет рассмотрен при комплектовании групп на 2022-2023 учебный год в порядке очередности в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ».
В настоящее время для несовершеннолетнего имеется свободное местов детском саду № АДРЕС.
На основании Постановления Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении территорий за муниципальными образовательными организациями Одинцовского городского округа АДРЕС» за АДРЕС (место проживание семьи ФИО3 Д.А.), закреплены ближайшие детские сады:
МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП дошкольное отделение – детский сад №;
МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП дошкольное отделение - детский сад №;
МБОУ Одинцовская COШ № с УИОП дошкольное отделение - детский сад №;
МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП дошкольное отделение детский сад №.
Постановлением Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП переименована в МБОУ образовательный центр «Флагман».
Из справок МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП дошкольном отделении – детском саду №, функционируют 6 групп ФИО3 детей дошкольного возраста (201 человек).
На 2022-2023 учебный год в детском саду скомплектована 1 (одна) группа ФИО3 детей с сентября 2017 -2018 года рождения (4-5 года)- 37 чел., проектная мощность 25 чел.
Очередность детей в детский сад № составляет: от 4 до 5 лет- 312 чел. (сентябрь 2017-2018 года рождения).
В МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП дошкольном отделении – детском саду №, функционируют 6 групп ФИО3 детей дошкольного возраста (256 человек).
На 2022-2023 учебный год в детском саду скомплектована 1 (одна) группа ФИО3 детей с сентября 2017 -2018 года рождения (4-5 года)- 35 чел., проектная мощность 30 чел.
Очередность детей в детский сад № составляет: от 4 до 5 лет- 312 чел. (сентябрь 2017-2018 года рождения).
В МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП дошкольном отделении – детском саду №, функционирует 11 групп ФИО3 детей дошкольного возраста (395 человек).
На 2022-2023 учебный год в детском саду скомплектованы 2 (две) группы ФИО3 детей с сентября 2017-2018 года рождения (4-5 года)- 69 чел., проектная мощность 55 чел.
Очередность детей в детский сад № составляет: от 4 до 5 лет- 270 чел. (сентябрь 2017-2018 года рождения).
В МБОУ Одинцовская СОШ № с УИОП дошкольном отделении – детском саду №, функционируют 7 групп ФИО3 детей дошкольного возраста (308 человек).
На 2022-2023 учебный год в детском саду скомплектована 1 (одна) группа ФИО3 детей с сентября 2017 -2018 года рождения (4-5 года)- 29 чел., проектная мощность 25 чел.
Очередность детей в детский сад № составляет: от 4 до 5 лет- 30 чел. (сентябрь 2017-2018 года рождения).
Группы полного дня пребывания укомплектованы полностью, свободных мест нет. Создать новые свободные места, в дополнение к имеющимся, без нарушения требований СП ДД.ММ.ГГГГ-20, а также прав и законных интересов воспитанников, зачисленных в детский сад, не представляется возможным.
Из ответа Управления образования администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ АДРЕС», утвержденного Постановлением Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ №, места в муниципальных детских садах АДРЕС предоставляются детям, в соответствии с очередностью, с учетом имеющихся льгот.
В настоящее время группы полного дня пребывания в выбранных детских садах укомплектованы полностью, свободных мест нет.
Создать новые свободные места, в дополнение к имеющимся, без нарушения требований CI l ДД.ММ.ГГГГ-20, а также прав и законных интересов воспитанников, зачисленных в детский сад, не представляется возможным.
Комплектование ДОО детьми, зарегистрированными в Единой информационной системе, осуществляется на очередной учебный год с апреля по сентябрь текущего учебного года (ежегодное комплектование). С 1 сентября по 31 марта при наличии свободных мест в ДОО проводится дополнительное комплектование.
При отсутствии места в приоритетных детских садах, дети стоящие на очереди, направляются в другие детские сады на свободные места, в пределах Одинцовского городского округа.
Свободное место в группе полного дня пребывания ФИО3 имеется в детских садах №, № АДРЕС.
ФИО3 Д.А. имеет возможность получить путевку ФИО3 сына в один из предложенных детских садов, с последующим переводом в порядке очередности в детские сады, указанные в заявлении о предоставлении места ДОО.
Кроме того, матери несовершеннолетнего – ФИО3 Ю.А. в ответ на обращение также ранее сообщалось, что ФИО3 ФИО5 были предложены альтернативный детский сады № и № АДРЕС и группы по присмотру и уходу, Палисадик, по АДРЕС. Заявление о согласии на посещение одного из предложенных учреждений: от ФИО3 Ю.А. в Управление образования не поступало.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований ФИО3 удовлетворения требований истца не имеется, поскольку никакого нарушения и ограничения законного права ребенка истца на получение дошкольного образования со стороны как Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС, так и Управления образования Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС не имеется.
Отсутствие свободных мест в указанном в заявлении истца детском саду № влечет обязанность ответчика принять меры ФИО3 решения вопроса об устройстве ребенка в другое, не из числа указанных административном истцом, дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Такие меры к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении, находящемся на территории городского округа АДРЕС, Управлением образования были приняты.
Реализация истцом конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ФИО2, 2018 года рождения, в том числе, имеющих право на внеочередное обеспечение местами в детских садах, на льготных условиях.
Между тем, предоставление места в детском саду повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, что следует из номера очереди.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.
При этом, истцу неоднократно предлагались вакантные места в дошкольных учреждениях АДРЕС, непредставление ребенку истца в выбранных истцом дошкольных учреждениях, связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее.
Доводы истца о том, что в настоящее время его не устраивает предложенное ответчиком дошкольное образовательное учреждение ФИО3 сына в связи с территориальной удаленностью (по мнению истца) нахождения от места проживания, не могут быть приняты судом состоятельными.
При этом, суд обращает внимание на то, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Согласно пункту 21 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, направленных Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных ДОУ, родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных.
В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях.
При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 21 Рекомендаций).
Фактически требования истца направлены на предоставление места в выбранном им образовательном учреждении – детском саду № в пешей доступности от места проживания, в обход имеющейся очереди, что не только не предусмотрено законом, но и нарушает права других лиц, поставленных на очередь ранее.
Все предложенные ответчиком детские дошкольные образовательные учреждения находятся в транспортной доступности от места проживания ребенка, что не может быть расценено, как неприемлемое в данном конкретном случае для посещения ребенком группы полного дня.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Швецова Дмитрия Александровича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Управлению образования администрации Одинцовского городского округа Московской области об обязании предоставить доступ к дошкольному образованию – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.И. Клочкова
Мотивированное решение изготовлено: 13.01.2023