Судья суда 1-й инстанции Н.В. Милошенко Дело № 2-32/2021 (I инст.)
Судья-докладчик в суде апелляционной Дело № 33-2349/2021 (апел. инст)
инстанции И.А. Анашкина Категория 2.134
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2021 года город Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Устинова О.И.,
судей Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,
при секретаре Садыковой О.Е.,
с участием представителей истца Розрейко Т.Ф., Скарбенчук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Товарищества собственников недвижимости «Помолог» к Управлению государственной регистрации права и кадастра <адрес>, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений о координатах земельного участка,
с апелляционной жалобой ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
ТСН «П.» обратился в суд с иском, в котором, изменив предмет требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра Н. о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, в местах пересечения данного земельного участка с земельными участками с кадастровым номерами № и №, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
Х | Y | |
1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Для устранения реестровой ошибки истец просил исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером № в месте пересечения данного земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, в следующих координатах:
Для земельного участка № (№)
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
Х | Y | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Исковые требования обоснованы тем, что истцу решениями исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 07.03.1989 № 5/287 «О предоставлении земельных участков предприятием, учреждениям, и организациям города Севастополя для коллективного садоводства» и от 04.12.1990 г. № 22/1643 «О предоставлении земельных участков садоводческом товариществом для коллективного садоводства» из земель помологической станции предоставлены земельные участки, которые в настоящее время имеют кадастровые номера № площадью 10648 кв.м и № площадью 41767 кв.м. С 2015 по 2019 г.г. истец предпринимал попытки переоформления своего права на землю, однако, в ходе подготовки документов было выявлено, что границы вышеуказанных земельных участков пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером №. Однако право истца на вышеуказанные земельные участки возникло ранее, чем был сформирован земельный участок с кадастровым номером №, в связи с чем истец полагает возможным внести изменения в ЕГРН и изменить границы участка с кадастровым номером №.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2021 года исковые требования Товарищества собственников недвижимости «Помолог» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений о координатах земельного участка удовлетворены. Судом постановлено:
Признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка: с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в местах пересечения данного земельного участка с земельными участками с кадастровым номерами № и №, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
Х | Y | |
1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером № в месте пересечения данного земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, в следующих координатах:
Для земельного участка № (№):
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
Х | Y | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Настоящее решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером № в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом установления границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № без заявления правообладателя земельного участка №.
В поданной апелляционной жалобе ответчик – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что на спорные отношения нормы федерального законодательства об устранении пересечения границ с лесными земельными участками в данном случае не распространяются. Поскольку судом установлено, что земельные участки истца поглощены лесным земельным участком, то есть они не имеют общих границ, то спор имеет иной характер, связанный с оспариванием права государственной собственности на лесной земельный участок. Ответчик указывает, что суд первой инстанции, своим решением определив в ЕГРН границы земельных участков, тем самым лишил город Севастополь этой вещи без разрешения надлежащих требований об оспаривании права. Тем не менее суд первой инстанции, невзирая на изложенное, по существу прекратил право государственной собственности на лесной земельный участок и упразднил его существование в целом, как единой вещи. Ответчик полагает, что суд первой инстанции разрешил исковые требования по ненадлежащим способам защиты, вследствие чего неправомерно лишил город Севастополь принадлежащего ему на праве государственной собственности земельного участка лесного фонда. При этом суд не привлек к участию в деле ГКУС «Севастопольское лесничество», которое осуществляет постоянное пользование лесными земельными участками, права и обязанности которого неминуемо затронет постановленное решение.
В судебном заседании представители истца просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, пояснили, что земельные участки с кадастровыми номерами 91:04:024001:7 и 91:04:024001:8 находятся в фактическом пользовании ТСН «Помолог», с момента их предоставления в 1989 и 1990 годах на указанных участках ведется садоводство, в состав земель лесничества данные участки не входили.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительности причин отсутствия не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав судью-докладчика, представителей истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона соответствует.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В пункте 7 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) дано понятие государственного кадастрового учета недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Под местоположением земельного участка понимаются координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).
Пунктом 10 статьи 22 Закон № 218-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства, что предусмотрено пунктом 2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства".
Согласно пункту 3 Правил установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка, уточнение его размера, является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного акта установленная граница вносится в ЕГРН.
При этом установление судом границ и площади земельного участка (уточнение границ) позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Лицо, обратившееся с требованием об уточнении (установлении) границ земельного участка должно иметь охраняемый законом интерес, быть собственником данного участка или его законным владельцем.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221–ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно частям 6 и 6.1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.
Статьей 60.2 Закона № 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков.
Согласно частям 1, 3 данной статьи, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Согласно части 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии со статьями 6, 7 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
В соответствии со статьей 122 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 07.03.1989 № 5/287 «О предоставлении земельных участков предприятием, учреждениям, и организациям города Севастополя для коллективного садоводства» из земель помологической станции выделен земельный участок площадью 3 га и предоставлен для коллективного садоводства в бессрочное пользование помологической станции ВНИИР (л.д. 53, 54 том 1).
Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 4 декабря 1990 года № 22/1643 «О предоставлении земельных участков садоводческим товариществам для коллективного садоводства» СТ «Помолог» из земель помологической станции выделен земельный участок площадью 1,2 га и передан в постоянное владение (л.д. 55, 56 том 1).
Решением исполнительного комитета Верхнесадовского сельского Совета народных депутатов от 25 октября 1999 г. зарегистрировано садоводческое товарищество «Помолог», расположенное на земельном участке общей площадью 5,24 га (л.д. 57 том 1).
Решением исполнительного комитета Верхнесадовского сельского Совета народных депутатов от 25 июня 2000 г. № 6/43 утверждены материалы земельно-кадастровой инвентаризации земель садоводческого товарищества «Помолог» для ведения коллективного садоводства общей площадью 5,2415 га в границах фактического землепользования (л.д. 58 том 1).
На основании указанного решения выдан государственный акт № № о праве постоянного пользования землей общей площадью 5,2415 га для ведения коллективного садоводства с отнесением земель к категории земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, согласно пункту 2.2. Украинского классификатора целевого использования земель. Согласно плану границ, содержащемуся в государственном акте, земли СТ «Помолог» состоят из двух участков площадью 4,1767 га и 1,0648 га (л.д. 51-52 том 1).
Указанные земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости Российской Федерации поставлены на кадастровый учет как актуальные ранее учтенные с присвоением кадастровых номеров №, площадью 10 648 кв.м, и №, площадью 41 767 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения коллективного садоводства, при этом по данным ЕГРН земельные участки поставлены на кадастровый учет 27.11.2000, то есть до 18.03.2014 (л.д. 95, 96 том 1).
Поскольку границы переданных в собственность истцу земельных участков установлены не были, он, имея намерение в соответствии с действующим законодательством установить их границы, неоднократно обращался в уполномоченный орган, однако в предоставлении государственной услуги ему было отказано.
С 2015 по 2019 г. истец предпринимал попытки переоформления своего права на землю, однако, в ходе подготовки документов было выявлено, что границы вышеуказанных земельных участков пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером №. Между тем право истца на вышеуказанные земельные участки возникло ранее, чем был сформирован земельный участок с кадастровым номером 91:04:000000:39, в связи с чем истец полагает возможным внести изменения в ЕГРН и изменить границы участка с кадастровым номером №.
Истец подал заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта Н. - земельного участка с № площадью 10648 кв.м и № площадью 41767 кв.м в связи с изменением площади и (или) описания местоположения его границ.
Осуществление государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено.
ДД.ММ.ГГГГ по заказу истца сформирован и подан в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя новый межевой план, после чего 08.12.2018 в утверждении плана границ земельного участка отказано.
Истец, указывая, что у него отсутствует возможность в административном порядке внести соответствующие изменения в ЕГРН, так как нет возможности заверить Техническую документацию соответствующим органом государственной власти, в связи с тем, что уполномоченный орган государственной власти Украины прекратил своё существование на территории Республики Крым и города Севастополя, обратился с данным иском в суд.
Поскольку земельный участок, границы которого фактически и просит уточнить истец, находится в его постоянном пользовании, суд сделал вывод, что у истца имеется охраняемый законом интерес в установлении его границ.
Для установления местоположения земельного участка, соответствия его границ и местоположения правоустанавливающим документам, выявления факта пересечения (наложения) границ земельного участка со смежными земельными участками, установлении причины наложения (реестровая ошибка) судом назначена судебная землеустроительная экспертиза, в ходе которой определено местоположение земельных участков № и № на дату их формирования, установлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
Схема расположения земельного участка № на кадастровом плане территории утверждена Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с установлением категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «Отдых (рекреация)» (код 5.0), «Использование лесов» (код 10.0), право собственности города Севастополя зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертом установлена причина пересечения земельных участков, которая по мнению эксперта заключается в том, что при составлении материалов лесоустройства в 2001 году, а в дальнейшем при утверждении схемы расположения земельного участка леса Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в 2016 году не были учтены сведения о ранее установленных в 1999-2000 годах границах земельных участков, переданных садоводческому товариществу «П.» для ведения коллективного садоводства. Экспертом выявлено, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении земельного участка с кадастровым номером № содержится реестровая ошибка.
Для устранения пересечения между земельными участками с кадастровыми номерами № и №; № и №, экспертом разработан 1 вариант устранения пересечения - исключить из Единого государственного реестра Н. сведений о части земельного участка с кадастровым номером № в месте пересечения данного земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами № и №, в соответствующих координатах.
Каких-либо противоречий между выводами, изложенными в исследовательской части судебной экспертизы и фактическими обстоятельствами дела, судом также не установлено.
Установив факт нарушения прав истца при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: №, исходя из содержания положений ст. 60 ЗК РФ о том, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, пресечение действий, нарушающих права граждан или юридических лиц на землю может быть осуществлено путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, требование об устранении пересечения местоположения границ земельного участка является спором о праве, который направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части, установив истинные границы вышеуказанных земельных участков, факт их наложения, проверив, на основании каких документов в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о земельных участках сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме в соответствии с данными экспертного заключения, оснований не доверять которому судом не установлено.
При этом суд указал, что решение суда в части уточнения границ земельных участков является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без согласия собственника земельного участка №, то есть данные требования фактически являются способом исполнения решения суда об установлении границ земельного участка.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.
Довод апелляционной жалобы о том, что к правоотношениям, возникшим в городе Севастополе, не применяются положения статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, судебная коллегия находит ошибочным, поскольку в самом законе такие исключения не обозначены.
Довод о ненадлежащем способе защиты нарушенного права судебная коллегия также находит ошибочным.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования лесных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
До 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ).
Во исполнение данной нормы конституционного закона Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон №46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №46-ЗС предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.1. Закона №46-ЗС государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок являются документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке.
В свете приведенных норм права и установленных обстоятельств государственный акт II-КМ № о праве постоянного пользования землей общей площадью 5,2415 га является документом, подтверждающим ранее возникшее право, соответственно права истца на земельные участи признаются в Российской Федерации юридически действительными без какого-либо подтверждения со стороны государственных органов.
Ответчики в ходе судебного разбирательства права истца на земельные участки с кадастровыми номерами № и № не оспаривали, встречный иск не предъявили, экспертом установлено наличие реестровой ошибки, которая устранена решением суда.
Доводы жалобы ответчика о том, что суд не привлек к участию в деле ГКУ «Севастопольское лесничество», не являются основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Иск предъявлен к собственнику земельного участка с кадастровым номером № – городу Севастополю в лице уполномоченного на распоряжение землями города органа - Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, а также к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, в полномочия которого входит ведение Единого государственного реестра недвижимости в городе Севастополе.
К участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Севастополя, Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ), а также Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, на который подпунктом 14 пункта 10.10. Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 N 566-ПП, возложена обязанность ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории города Севастополя.
Как следует из материалов дела кто-либо из участников с ходатайством о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ «Севастопольское лесничество», к суду не обращался.
Кроме того, само ГКУ «Севастопольское лесничество» о нарушении своих прав принятым решением не заявляет, решение не обжалует.
Вместе с тем следует отметить, что исходя из установленных обстоятельств, участок истца никогда не имел лесохозяйственного назначения, не находился в фактическом пользовании лесничества, входил в земли садового товарищества с 1989 года, а до этого – помологической станции, при формировании лесного участка допущена реестровая ошибка, в связи с чем принятым решением права ГКУ «Севастопольское лесничество» не затрагиваются.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу, что доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, приведенные доводы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 стати 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.И. Устинов
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб