Решение по делу № 2-1418/2024 (2-4632/2023;) от 23.11.2023

Дело № 2-1418/2024

24RS0013-01-2023-004266-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2024 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кухтенко Е.С.,

при секретаре Бейл А.В.,

с участием истца Гуляева С.В.,

ответчика Гришаевой А.Д.,

представителя третьего лица Хасиевой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуляева ФИО10 к Гришаевой ФИО11 об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения,


УСТАНОВИЛ:


Истец Гуляев С.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ от 23.11.2023) к Гришаевой А.Д. об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения. Требования мотивировал тем, что Гуляев С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес> Ответчик Гришаева А.Д. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес> Истец полагает, что перераспределение спорных участков произведено с нарушением действующего законодательства, чем нарушены права истца. Фактически, границы перераспределенных спорных участков находятся в двух территориальных зонах СХ.1 и Р.2, кроме того земельный участок <адрес> имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства» противоречит правилам землепользования и застройки Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, утвержденным решением Мининского сельского Совета депутатов от 17 апреля 2013 г №33-125р, в соответствии со ст.32 правил для территориальных зон. Более того, по конфигурации спорный участок нарушает предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки для жилой застройки. Ответчик установила забор по границам озелененной сельской территории, в связи с чем, нахождение спорного участка в границах зоны рекреации Р.2 нарушает право пользования истцом «озелененными сельскими территориями общего пользования с соответствующими объектами для кратковременного отдыха: парками, скверами, выполняющими активные рекреационные функции с допустимой рекреационной нагрузкой до 50 чел./га. Кроме того, ответчик на спорном земельном участке занимается постоянным разведением скота и птиц. Разведением скота ответчик нарушает право истца на спокойный отдых и на чистый воздух. На основании изложенного просил признать незаконным перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> расположенными по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, <адрес> Запретить ответчику разведение скота на указанных земельных участках.

В качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены МО Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю.

В судебном заседании ответчик Гришаева А.Д. возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что земельные участки <адрес> были выделены из земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности с 28.12.2005 года кадастровый номер <адрес> на основании договора купли продажи земельного участка. В кадастровых паспортах земельных участков: с кадастровым номером 24:11:000000:27445 указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов и земельный участок с кадастровым номером <адрес> указано, что весь земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов. Истцом не представлены доказательства нарушения ответчиком прав истца, границы земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> не пересекаются с границами земельного участка истца, согласно акту выноса, в натуру поворотных точек границ. Истец не является стороной во взаимоотношениях по формированию земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Кроме того, ответчик полагает, что истекла исковая давность по вопросам оспаривания границ земельного участка.

В судебном заседании представитель третьего лица МКУ «Управзем» Хасиева Н.Э. (действующая на основании доверенности от 09.01.2024) возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что поскольку истцом заявлены требования о нарушении зоны рекреации, надлежащим истцом должна быть Мининская администрация, поскольку непосредственно зона рекреации – это зона отдыха неопределенного круга лиц, истцом не представлены доказательства того, что его права нарушены.

Представители третьих лиц МО Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

Суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке участвующих по делу лиц в судебное заседание.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ст.209 ГК РФсобственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, в том числе и земельным участком.

Согласно ст.304Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу пункта 3 статьи6 Земельного кодексаРоссийской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральнымзаконом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 11.3 Земельного кодекса РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрадостроительнымкодексомРоссийской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотренастатьей 11.10настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст.11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотреннымистатьей 39.2настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно п.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности, - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статья 11.9 Земельного кодекса РФ предусматривает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6); не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п.7).

Согласно п.20 ст.11.10 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Статья 39.14 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно данной норме права предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1)подготовкасхемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленномстатьей 39.15настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39,3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (подп.6), вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав (подп.7), цель использования земельного участка (подп.8)

Согласно п.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренныеперечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно п.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных впункте 8настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно п.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным впункте 16 статьи 11.10настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным вподпунктах 1-13,14.1-19,22и23 статьи 39.16настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным вподпунктах 1-23 статьи 39.16настоящего Кодекса.

Пунктом 11 ст.39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Пунктом 12 ст.39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Согласно п.15 ст.39.15 Земельного кодекса РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.

Согласно п.16 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленномстатьей 39.17настоящего Кодекса.

Согласно п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Пунктом 1 ст.39.17 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются в том числе реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения (подп.9).

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренныхстатьей 39.16настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренныхстатьей 39.16настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно п.п. 6,14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу ст.39.28 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Подобное перераспределение допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленныхпредельныхмаксимальных размеров земельных участков.

Из содержания пп. 2 п. 1 ст.60ЗК РФ следует, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Судом установлено, и подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, документами о перераспределении земельных участков, представленных МКУ «Управзем», что собственником земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес> <адрес>», является Гришаева А.Д.

Земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> были выделены из земельного участка с кадастровым номером <адрес> (образованный в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <адрес> территориальная зона – СХ.1, принадлежащего на праве собственности Гришаевой А.Д.).

24.08.2023 года между Гришаевой А.Д. и МКУ «Управзем» заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <адрес> (территориальная зона Ж-1, постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края №943 от 18.04.2023 года утверждена схема расположения земельного участка, находящегося в собственности Гришаевой А.Д.), в результате перераспределения земельного участка и земель, государственная собственность на которые на разграничена образован земельный участок с кадастровым номером <адрес>

Спорный земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 967+/- 6.23 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Спорный земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 806 +/-6.34 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводческого хозяйства.

Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке за Гришаевой А.Д., площадь и границы земельных участков установлены в результате производства кадастровых работ, МКУ «Управзем» утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Красноярский край, Емельяновский район п.Минино, что также отражено в межевых планах на образованные земельные участки.

Таким образом, указанные земельные участки перераспределены в порядке, установленном ст.39.29 ЗК РФ, акты на основании которых за Гришаевой А.Д. зарегистрировано право собственности на спорные земельные участки не оспорены, недействительными не признаны. Результаты межевого дела не оспорены, реестровая ошибка при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> не выявлена, границы земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> не пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером <адрес> принадлежащего истцу. Земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> располагаются в границах муниципального образования Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края.

При таких обстоятельствах судом не установлено каких-либо незаконных действий со стороны Гришаевой А.Д. при оформлении в собственность спорных земельных участков.

Согласно ответу руководителя управления МКУ «Управзем» Саакян А.Ю. в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования Мининский сельсовет, утвержденными решением Мининского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 17.04.2013 №33-125р, земельные участки с кадастровыми <адрес> расположены в следующих территориальных зонах – лесопарковая зона (Р.2), зона садоводства и дачного хозяйства (СХ1). Также на представленной схеме отражен земельный участок истца с кадастровым номером <адрес>, который расположен в зоне (Р.2), что также следует из заключения кадастрового инженера ООО «Горизонт».

Суд полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик нарушает права истца, при использовании земельных участков <адрес> с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, земельный участок с кадастровым номером <адрес> вид разрешенного использования: ведение садоводческого хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) землисельскохозяйственного назначения; 2) землинаселенных пунктов; 3)землипромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемыхтерриторий и объектов; 5) землилесного фонда; 6) земливодного фонда; 7) землизапаса.

Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Довод истца о том, что он не может воспользоваться перераспределенной территорией, чтобы осуществить выгул своих собак, как делал это ранее, поскольку спорные земельные участки пересекают рекреационную зону (отдых), суд находит несостоятельным.

Земельный участок с видом разрешенного использования отдых (рекреация) с кадастровым номером <адрес> с 21.02.2017 года зарегистрирован в ЕГРН, до момента перераспределения земельных участков ответчика.

Согласно плану земельного участка, земельный участок с кадастровым номером <адрес> не имеет общих границ с земельными участками ответчика, что так же следует из представленного истцом заключения кадастрового инженера ООО «Горизонт».

Согласно представленному истцом заключению кадастрового инженера ООО «Горизонт», следует, что земельный участок с кадастровым номером <адрес> имеет общую границу с земельным участком истца с кадастровым номером <адрес>

Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 05.08.2024 года №86-013858 представлена информация, из которой следует, что границы лесопракового зеленого пояса города Красноярска установлены постановлением Правительства Красноярского края от 14.05.2019 №225-п. Сведения о границах ЛЗП внесены в Единый государственный реестр недвижимости, как зона с особыми условиями использования территории номер 24:00-6.18801.

Информация о расположении участков в границах ЛЗП, площадь наложения земельного участка на ЛЗП, координаты участка отражаются в выписке из ЕГРН на объект недвижимости в разделе «Содержание ограничения в использовании или ограничения прав на объект недвижимости или обременения объекта».

В выписках из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> сведения о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории отсутствуют.

Исходя из изложенного, указанные земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> полностью расположены вне границ ЛЗП.

Учитывая изложенное, доводы истца о том, что спорные земельные участки, принадлежащие ответчику, находятся в границах зоны с особыми условиями, не нашли своего подтверждения.

Стороной ответчика в ходе судебного разбирательства по делу было сделано заявление о применении срока исковой давности.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Определяя момент начала течения срока исковой давности по заявленным исковым требованиям о признании незаконным перераспределение земельных участков, ответчик исходит из того, что земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> были выделены из земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности с 28.12.2005 года, кадастровый номер <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка. Поскольку земельный участок приобретен в собственность ответчика 28.12.2005 года, следовательно, на данный земельный участок и на выделенные с него земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> истекла исковая давность по вопросам оспаривания границ земельного участка.

Суд не соглашается с доводами ответчика, поскольку, принимая во внимание то обстоятельство, что истец узнал о нарушенном праве в момент возникновения его права собственности на смежный земельный участок - 07.07.2023 года. Принимая во внимание то обстоятельство, что истец обратился в суд с иском о разрешении спора 23.11.2023 года, т.е. срок исковой давности не пропущен.

Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Каких-либо обстоятельств, препятствующих в реализации Гуляева С.В. права на судебную защиту, судом не установлено. Доказательств, подтверждающих, что имелись объективные, непреодолимые причины, не зависящие от истца, препятствующие ему с целью урегулирования спора по обращению в суд, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.

Из искового заявления в редакции от 23.11.2023 года, которое в период всего судебного разбирательства ни разу не уточнялось, истцом не представлено доказательств того, что его права и законные интересы нарушены и какими нормативно-правовыми актами закреплены данные обстоятельства.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований к Гришаевой А.Д. о признании незаконным перераспределение земельных участков.

Что касается заявленных требований истца о наложении запрета ответчику разведения скота на земельных участках <адрес>

Согласно пункту 2 статьи 40 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые ииныездания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и егоразрешенным использованиемс соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно абзацу 1 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во – первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исходя из смысла действующего законодательства, истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности.

Как полагает истец на спорных земельных участках, принадлежащих ответчику, ведется хозяйственная деятельность в виде разведения скота (козы) птицы. Содержание скота и птиц осуществляется круглосуточно. В судебном заседании ответчик пояснила, что никакой предпринимательской деятельности, связанной с разведением скота и птицы, не осуществляется. Ответчик является многодетной матерью, имеющей на иждивении в том числе ребенка инвалида. Ответчик не отрицала, что содержит 4 головы мелко рогатого скота и птицу на земельном участке по адресу: <адрес> указанное хозяйство необходимо для удовлетворения личных потребностей и потребностей ее семьи, на спорных земельных участках деятельность, связанная с разведением сельскохозяйственных животных, не ведется.

Согласно ответу начальника КГКУ «Емельяновсий отдел ветеринарии» от 14.02.2024 года, ответу Службы по ветеринарному надзору Красноярского края от 14.02.2024 года №97-587 на запрос суда по вопросу предоставления сведений о проведении обследования земельных участков <адрес> на основании коллективного обращения гражданина Гуляева С.В., гражданки Савельевой Д.Ф. о возможном нарушении гражданкой Гришаевой А.Д. ветеринарного законодательства в части содержания сельскохозяйственных животных на указанных земельных участках, для обеспечения эпизоотического благополучия специалистами подведомственного службе КГКУ «Емельяновский отдел ветеринарии» был осуществлен выезд на земельный участок по адресу: <адрес> где содержатся 6 голов овец, о чем составлен акт обследования объекта от 27.01.2024 года. В связи с этим, были проведены профилактические и диагностические мероприятия. Животным были присвоены индивидуальные номера, проведена вакцинация против сибирской язвы, отобраны пробы крови для исследования на бруцеллез. Получен отрицательный результат.

Доказательств, свидетельствующих, что ответчиком ведется деятельность, связанная с разведением сельскохозяйственных животных на спорных участках, истцом не представлено, а судом не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в части запрета ответчику Гришаевой А.Д. осуществлять деятельность, связанную с животноводством, на территории земельных участков <адрес>

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд


Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исковых требований по иску Гуляева ФИО12 к Гришаевой ФИО13 об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Емельяновский районный суд.

Председательствующий Е.С. Кухтенко

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2024 года.

Дело № 2-1418/2024

24RS0013-01-2023-004266-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2024 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кухтенко Е.С.,

при секретаре Бейл А.В.,

с участием истца Гуляева С.В.,

ответчика Гришаевой А.Д.,

представителя третьего лица Хасиевой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуляева ФИО10 к Гришаевой ФИО11 об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения,


УСТАНОВИЛ:


Истец Гуляев С.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ от 23.11.2023) к Гришаевой А.Д. об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения. Требования мотивировал тем, что Гуляев С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес> Ответчик Гришаева А.Д. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес> Истец полагает, что перераспределение спорных участков произведено с нарушением действующего законодательства, чем нарушены права истца. Фактически, границы перераспределенных спорных участков находятся в двух территориальных зонах СХ.1 и Р.2, кроме того земельный участок <адрес> имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства» противоречит правилам землепользования и застройки Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, утвержденным решением Мининского сельского Совета депутатов от 17 апреля 2013 г №33-125р, в соответствии со ст.32 правил для территориальных зон. Более того, по конфигурации спорный участок нарушает предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки для жилой застройки. Ответчик установила забор по границам озелененной сельской территории, в связи с чем, нахождение спорного участка в границах зоны рекреации Р.2 нарушает право пользования истцом «озелененными сельскими территориями общего пользования с соответствующими объектами для кратковременного отдыха: парками, скверами, выполняющими активные рекреационные функции с допустимой рекреационной нагрузкой до 50 чел./га. Кроме того, ответчик на спорном земельном участке занимается постоянным разведением скота и птиц. Разведением скота ответчик нарушает право истца на спокойный отдых и на чистый воздух. На основании изложенного просил признать незаконным перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> расположенными по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, <адрес> Запретить ответчику разведение скота на указанных земельных участках.

В качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены МО Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю.

В судебном заседании ответчик Гришаева А.Д. возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что земельные участки <адрес> были выделены из земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности с 28.12.2005 года кадастровый номер <адрес> на основании договора купли продажи земельного участка. В кадастровых паспортах земельных участков: с кадастровым номером 24:11:000000:27445 указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов и земельный участок с кадастровым номером <адрес> указано, что весь земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов. Истцом не представлены доказательства нарушения ответчиком прав истца, границы земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> не пересекаются с границами земельного участка истца, согласно акту выноса, в натуру поворотных точек границ. Истец не является стороной во взаимоотношениях по формированию земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Кроме того, ответчик полагает, что истекла исковая давность по вопросам оспаривания границ земельного участка.

В судебном заседании представитель третьего лица МКУ «Управзем» Хасиева Н.Э. (действующая на основании доверенности от 09.01.2024) возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что поскольку истцом заявлены требования о нарушении зоны рекреации, надлежащим истцом должна быть Мининская администрация, поскольку непосредственно зона рекреации – это зона отдыха неопределенного круга лиц, истцом не представлены доказательства того, что его права нарушены.

Представители третьих лиц МО Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

Суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке участвующих по делу лиц в судебное заседание.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ст.209 ГК РФсобственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, в том числе и земельным участком.

Согласно ст.304Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу пункта 3 статьи6 Земельного кодексаРоссийской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральнымзаконом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 11.3 Земельного кодекса РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрадостроительнымкодексомРоссийской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотренастатьей 11.10настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст.11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотреннымистатьей 39.2настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно п.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности, - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статья 11.9 Земельного кодекса РФ предусматривает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6); не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п.7).

Согласно п.20 ст.11.10 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Статья 39.14 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно данной норме права предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1)подготовкасхемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленномстатьей 39.15настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39,3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (подп.6), вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав (подп.7), цель использования земельного участка (подп.8)

Согласно п.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренныеперечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно п.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных впункте 8настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно п.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным впункте 16 статьи 11.10настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным вподпунктах 1-13,14.1-19,22и23 статьи 39.16настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным вподпунктах 1-23 статьи 39.16настоящего Кодекса.

Пунктом 11 ст.39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Пунктом 12 ст.39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Согласно п.15 ст.39.15 Земельного кодекса РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.

Согласно п.16 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленномстатьей 39.17настоящего Кодекса.

Согласно п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Пунктом 1 ст.39.17 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются в том числе реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения (подп.9).

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренныхстатьей 39.16настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренныхстатьей 39.16настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно п.п. 6,14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу ст.39.28 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Подобное перераспределение допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленныхпредельныхмаксимальных размеров земельных участков.

Из содержания пп. 2 п. 1 ст.60ЗК РФ следует, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Судом установлено, и подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, документами о перераспределении земельных участков, представленных МКУ «Управзем», что собственником земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес> <адрес>», является Гришаева А.Д.

Земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> были выделены из земельного участка с кадастровым номером <адрес> (образованный в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <адрес> территориальная зона – СХ.1, принадлежащего на праве собственности Гришаевой А.Д.).

24.08.2023 года между Гришаевой А.Д. и МКУ «Управзем» заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <адрес> (территориальная зона Ж-1, постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края №943 от 18.04.2023 года утверждена схема расположения земельного участка, находящегося в собственности Гришаевой А.Д.), в результате перераспределения земельного участка и земель, государственная собственность на которые на разграничена образован земельный участок с кадастровым номером <адрес>

Спорный земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 967+/- 6.23 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Спорный земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 806 +/-6.34 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводческого хозяйства.

Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке за Гришаевой А.Д., площадь и границы земельных участков установлены в результате производства кадастровых работ, МКУ «Управзем» утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Красноярский край, Емельяновский район п.Минино, что также отражено в межевых планах на образованные земельные участки.

Таким образом, указанные земельные участки перераспределены в порядке, установленном ст.39.29 ЗК РФ, акты на основании которых за Гришаевой А.Д. зарегистрировано право собственности на спорные земельные участки не оспорены, недействительными не признаны. Результаты межевого дела не оспорены, реестровая ошибка при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> не выявлена, границы земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> не пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером <адрес> принадлежащего истцу. Земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> располагаются в границах муниципального образования Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края.

При таких обстоятельствах судом не установлено каких-либо незаконных действий со стороны Гришаевой А.Д. при оформлении в собственность спорных земельных участков.

Согласно ответу руководителя управления МКУ «Управзем» Саакян А.Ю. в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования Мининский сельсовет, утвержденными решением Мининского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 17.04.2013 №33-125р, земельные участки с кадастровыми <адрес> расположены в следующих территориальных зонах – лесопарковая зона (Р.2), зона садоводства и дачного хозяйства (СХ1). Также на представленной схеме отражен земельный участок истца с кадастровым номером <адрес>, который расположен в зоне (Р.2), что также следует из заключения кадастрового инженера ООО «Горизонт».

Суд полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик нарушает права истца, при использовании земельных участков <адрес> с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, земельный участок с кадастровым номером <адрес> вид разрешенного использования: ведение садоводческого хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) землисельскохозяйственного назначения; 2) землинаселенных пунктов; 3)землипромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемыхтерриторий и объектов; 5) землилесного фонда; 6) земливодного фонда; 7) землизапаса.

Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Довод истца о том, что он не может воспользоваться перераспределенной территорией, чтобы осуществить выгул своих собак, как делал это ранее, поскольку спорные земельные участки пересекают рекреационную зону (отдых), суд находит несостоятельным.

Земельный участок с видом разрешенного использования отдых (рекреация) с кадастровым номером <адрес> с 21.02.2017 года зарегистрирован в ЕГРН, до момента перераспределения земельных участков ответчика.

Согласно плану земельного участка, земельный участок с кадастровым номером <адрес> не имеет общих границ с земельными участками ответчика, что так же следует из представленного истцом заключения кадастрового инженера ООО «Горизонт».

Согласно представленному истцом заключению кадастрового инженера ООО «Горизонт», следует, что земельный участок с кадастровым номером <адрес> имеет общую границу с земельным участком истца с кадастровым номером <адрес>

Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 05.08.2024 года №86-013858 представлена информация, из которой следует, что границы лесопракового зеленого пояса города Красноярска установлены постановлением Правительства Красноярского края от 14.05.2019 №225-п. Сведения о границах ЛЗП внесены в Единый государственный реестр недвижимости, как зона с особыми условиями использования территории номер 24:00-6.18801.

Информация о расположении участков в границах ЛЗП, площадь наложения земельного участка на ЛЗП, координаты участка отражаются в выписке из ЕГРН на объект недвижимости в разделе «Содержание ограничения в использовании или ограничения прав на объект недвижимости или обременения объекта».

В выписках из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> сведения о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории отсутствуют.

Исходя из изложенного, указанные земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> полностью расположены вне границ ЛЗП.

Учитывая изложенное, доводы истца о том, что спорные земельные участки, принадлежащие ответчику, находятся в границах зоны с особыми условиями, не нашли своего подтверждения.

Стороной ответчика в ходе судебного разбирательства по делу было сделано заявление о применении срока исковой давности.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Определяя момент начала течения срока исковой давности по заявленным исковым требованиям о признании незаконным перераспределение земельных участков, ответчик исходит из того, что земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> были выделены из земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности с 28.12.2005 года, кадастровый номер <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка. Поскольку земельный участок приобретен в собственность ответчика 28.12.2005 года, следовательно, на данный земельный участок и на выделенные с него земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> истекла исковая давность по вопросам оспаривания границ земельного участка.

Суд не соглашается с доводами ответчика, поскольку, принимая во внимание то обстоятельство, что истец узнал о нарушенном праве в момент возникновения его права собственности на смежный земельный участок - 07.07.2023 года. Принимая во внимание то обстоятельство, что истец обратился в суд с иском о разрешении спора 23.11.2023 года, т.е. срок исковой давности не пропущен.

Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Каких-либо обстоятельств, препятствующих в реализации Гуляева С.В. права на судебную защиту, судом не установлено. Доказательств, подтверждающих, что имелись объективные, непреодолимые причины, не зависящие от истца, препятствующие ему с целью урегулирования спора по обращению в суд, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.

Из искового заявления в редакции от 23.11.2023 года, которое в период всего судебного разбирательства ни разу не уточнялось, истцом не представлено доказательств того, что его права и законные интересы нарушены и какими нормативно-правовыми актами закреплены данные обстоятельства.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований к Гришаевой А.Д. о признании незаконным перераспределение земельных участков.

Что касается заявленных требований истца о наложении запрета ответчику разведения скота на земельных участках <адрес>

Согласно пункту 2 статьи 40 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые ииныездания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и егоразрешенным использованиемс соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно абзацу 1 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во – первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исходя из смысла действующего законодательства, истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности.

Как полагает истец на спорных земельных участках, принадлежащих ответчику, ведется хозяйственная деятельность в виде разведения скота (козы) птицы. Содержание скота и птиц осуществляется круглосуточно. В судебном заседании ответчик пояснила, что никакой предпринимательской деятельности, связанной с разведением скота и птицы, не осуществляется. Ответчик является многодетной матерью, имеющей на иждивении в том числе ребенка инвалида. Ответчик не отрицала, что содержит 4 головы мелко рогатого скота и птицу на земельном участке по адресу: <адрес> указанное хозяйство необходимо для удовлетворения личных потребностей и потребностей ее семьи, на спорных земельных участках деятельность, связанная с разведением сельскохозяйственных животных, не ведется.

Согласно ответу начальника КГКУ «Емельяновсий отдел ветеринарии» от 14.02.2024 года, ответу Службы по ветеринарному надзору Красноярского края от 14.02.2024 года №97-587 на запрос суда по вопросу предоставления сведений о проведении обследования земельных участков <адрес> на основании коллективного обращения гражданина Гуляева С.В., гражданки Савельевой Д.Ф. о возможном нарушении гражданкой Гришаевой А.Д. ветеринарного законодательства в части содержания сельскохозяйственных животных на указанных земельных участках, для обеспечения эпизоотического благополучия специалистами подведомственного службе КГКУ «Емельяновский отдел ветеринарии» был осуществлен выезд на земельный участок по адресу: <адрес> где содержатся 6 голов овец, о чем составлен акт обследования объекта от 27.01.2024 года. В связи с этим, были проведены профилактические и диагностические мероприятия. Животным были присвоены индивидуальные номера, проведена вакцинация против сибирской язвы, отобраны пробы крови для исследования на бруцеллез. Получен отрицательный результат.

Доказательств, свидетельствующих, что ответчиком ведется деятельность, связанная с разведением сельскохозяйственных животных на спорных участках, истцом не представлено, а судом не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в части запрета ответчику Гришаевой А.Д. осуществлять деятельность, связанную с животноводством, на территории земельных участков <адрес>

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд


Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исковых требований по иску Гуляева ФИО12 к Гришаевой ФИО13 об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Емельяновский районный суд.

Председательствующий Е.С. Кухтенко

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2024 года.

2-1418/2024 (2-4632/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гуляев Сергей Владимирович
Ответчики
Гришаева Анна Данииловна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края
МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края"
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Кухтенко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.01.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.06.2024Предварительное судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
27.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее