Решение по делу № 2-7/2021 от 02.06.2020

Дело № 2-7/2021

76RS0008-01-2020-000931-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2021 года                      г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М., при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосервис» о понуждении осуществить действия,

УСТАНОВИЛ:

Процессуальный истец обратился в суд с иском, просит, с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, обязать МУП «Теплосервис» не позднее 01 февраля 2022 года переоформить в органе Ростехнадзора лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, включив в нее место осуществления лицензируемого вида деятельности: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, п. Молодежный, д. 106.

Требование мотивирует тем, что Переславской межрайонной прокуратурой проведена проверка с привлечением специалистов Центрального управления Ростехнадзора исполнения МУП «Теплосервис» требований законодательства о промышленной безопасности и опасных производственных объектов, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в ходе которой выявлены нарушения закона на котельной в пос. Молодежный г.о. г. Переславль-Залесский. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). В силу п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения. Под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (п. 1 ст. 23.2). Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), положения которого распространяются на все организации независимр от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Согласно ст. ст. 3 и 9 данного Федерального закона требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В силу требований ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 6, ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу требований ст. ст. 2, 3, 8 и 12 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ    «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит    деятельность    по    эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектбв I, II и III классов опасности. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом. В силу требований ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Из системного толкования вышеуказанных требований закона следует, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) исключительно в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 08.11.2019 № 303-ЭС19-20744 по делу № А73-21426/2018 и иных судебных актах. До 01.01.2021 действовало Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №492. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически
опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»
утверждено    Положение    о    лицензировании    эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение), которое вступило в силу с 01.01.2021. В соответствии с пунктами 3, 8 и 13 Положения лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее лицензирующий орган). При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, а также представляются следующие документы и сведения: а) перечень работ, планируемых к выполнению по новому адресу; б) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности на объектах по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях), и (или) сведения о документах, предусмотренные пп. «в» настоящего пункта; в) сведения о договорах, заключенных на срок менее одного года, подтверждающих наличие на законном основании земельных участков, зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности на объектах по новому адресу (дата заключения, наименования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - сторон договора, идентификационные номера налогоплательщиков, срок действия договора), и (или) сведения, предусмотренные пп. «б» настоящего пункта; г) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов по новому адресу (орган, выдавший документы, даты и номера регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах по новому адресу в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации); д) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах по новому адресу, требованиям технических регламентов (наименование - органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах по новому адресу, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности; е) копии документов, подтверждающих внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью в связи с осуществлением деятельности по новому адресу, - в случаях, предусмотренных ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ж) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах по новому адресу; з) сведения о финансовых средствах и перечень материальных ресурсов, зарезервированных для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах по новому адресу; и) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте по новому адресу, оформленных в соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», сроки действия которых истекают не ранее чем через 30 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов; к) опись прилагаемых документов. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также формирование и ведение лицензионного дела, информационного ресурса, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Приказом Ростехнадзора от 11.08.2015 № 305 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Административный регламент), в соответствии с пунктами 17 и 18 которого переоформление (отказ в переоформлении) лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, реорганизации юридических лиц в форме слияния, изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, прекращения выполнения одного или нескольких видов работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема надлежащим образом оформленных документов, указанных в пунктах 27-28 Регламента. Переоформление (отказ в переоформлении) лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, а также при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, осуществляется в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема надлежащим образом оформленных документов, указанных в пунктах 27-28 Регламента. Согласно п. п. 90, 91, 92 и 94 Административного регламента в случае
принятия Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора)
решения о предоставлении (переоформлении) лицензии она оформляется
одновременно с приказом. Лицензии оформляются на бланках, являющихся
документами строгой отчетности и защищенной от подделок
полиграфической продукцией, по типовой форме, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении
типовой формы лицензии». Структурное подразделение Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), ответственное за предоставление государственной услуги, согласовывает проект приказа Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), оформляет лицензию и передает для принятия решения уполномоченному должностному лицу. В день принятия решения уполномоченное должностное лицо подписывает соответствующий приказ и лицензию (в случае положительного решения), и структурное подразделение Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), ответственное за предоставление государственной услуги, вносит запись в реестр лицензий в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В течение суток со дня принятия уполномоченным должностным
лицом решения по результатам рассмотрения заявительных документов
структурным подразделением Ростехнадзора (территориального органа
Ростехнадзора), ответственным за предоставление государственной услуги,
лицензия передается в структурное подразделение Ростехнадзора
(территориального органа Ростехнадзора), ответственное за работу с
заявителями, для вручения (направления) в установленном порядке
заявителю. В соответствии с постановлением администрации городского округа город Переславль-Залесский от 08.10.2018 № ПОС.03-1571/18 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории города Переславля-Залесского», МУП «Теплосервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории города в границах зоны деятельности, установленной схемой теплоснабжения города в редакции постановления администрации от 31.07.2017 № ПОС.03.1021/17 «Об актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения города Переславль-Залесского». На основании постановления администрации городского округа город Переславль-Залесский от 20.09.2018 № ПОС.03-1428/18 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплосервис» нежилое здание ЦТП, расположенное по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Молодежный, находится на праве хозяйственного ведения МУП «Теплосервис». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.06.2020 на праве хозяйственного ведения МУП «Теплосервис» зарегистрировано нежилое здание ЦТП, расположенное по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, п. Молодежный, д. 106. Основанием для регистрации за МУП «Теплосервис» права хозяйственного ведения на указанный объект явилось постановление администрации городского округа г. Переславля-Залесского от 20.09.2018 № ПОС.03-1428/18 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплосервис». В соответствии с данным постановлением на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплосервис» также закреплено движимое имущество, технологически связанное с вышеуказанным объектом недвижимости (узел учета газа, котел водогрейный 2400 кВт REX DUAL 240F двойной и т.д.). Данное постановление недействительным не признано, в судебном порядке никем не оспорено. В состав сети газопотребления котельной в пос. Молодежный городского округа город Переславль-Залесский входит наружный газопровод высокого давления (до 0,6 Мпа) протяженностью 11,1 п. м., газорегуляторная установка котельной с регулятором РДБК, газопроводы и газовое оборудование ГРУ котельной, газопроводы и газовое оборудование котла «RexDual-240F», состоящий из двух равных по мощности модулей. Данное оборудование котельной находится на праве хозяйственного ведения МУП «Теплосервис». 27.10.2020 сеть газопотребления котельной п. Молодежный
зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных
объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации от 27.10.2020
А18-04583-0005, выданным Центральным управлением Ростехнадзора,
ответом данного органа на судебный запрос от 10.02.2021 № 212-895 и
приложениями к нему. Так, согласно ответу Центрального управления Ростехнадзора на судебный запрос от 10.02.2021 № 212-895, сведениям, характеризующим ОПО, место нахождения опасного производственного объекта: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, п. Молодежный, д. 10 б. Факт нахождения по данному адресу котельной также подтверждается заключением ООО «Ивпромммонтажэкспертиза» экспертизы промышленной безопасности per. № ИВП-2019/03 89-1 на здания и сооружения на опасном производственном объекте, согласно которому обследовалось здание котельной, принадлежащее МУП «Теплосервис», расположенное по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, п. Молодежный. Здание котельной предназначено для размещения котельного оборудования, которое обеспечивает потребности в отоплении и горячем водоснабжении пос. Молодежный. В ноябре 2018 года межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении МУП «Теплосервис» на предмет соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в части наличия лицензии. Установлены факты невключения ряда объектов в реестр опасных производственных объектов и отсутствия лицензии на осуществляемый вид деятельности. По результатам проверки межрайонным прокурором врио директора МУП «Теплосервис» 03.12.2018 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Принятые МУП «Теплосервис» меры к получению лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта привели к получению в органе Ростехнадзора лицензии от 30.01.2020 № ВХ-18-027556 на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности только на одном опасном производственном объекте по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. 1-я Ямская, д. 4. Данная лицензия не свидетельствует о выполнении требований закона в отношении котельной в п. Молодежный городского округа город Переславль-Залесский. Между тем, настоящей проверкой установлено, что с 2018 года до настоящего времени МУП «Теплосервис» не обращалось в орган Ростехнадзора с заявлением о предоставлении лицензии (о переоформлении лицензии) на право осуществления деятельности по эксплуатации сети газопотребления котельной п. Молодежный, являющейся опасным производственным объектом. Таким образом, осуществление МУП «Теплосервис» деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта в отсутствие переоформленной лицензии свидетельствует об отсутствии подтверждения безопасности эксплуатации объекта, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая работников МУП «Теплосервис», осуществляющих трудовые функции по месту нахождения котельной в пос. Молодежный городского округа город Переславль-Залесский. Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации- никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40). Бездействие МУП «Теплосервис» по неосуществлению переоформления лицензии может привести к неполучению паспорта готовности к отопительному сезону и неоказанию муниципальным предприятием услуг по теплоснабжению на территории пос. Молодежный городского округа город Переславль-Залесский. Положения части 1 статьи 45 ГПК РФ наделяют прокурора полномочиями по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, круг которых не определен. Таким образом, предъявление прокурором указанного искового заявления является допустимым.

В судебном заседании помощник Переславского межрайонного прокурора Порфирьева Л.В. требования, с учетом уточнений поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что срок подлежит установлению до 01.07.2021 года, как предусмотренный законом срок для переоформления лицензии.

Представитель ответчика МУП «Теплосервис» в судебном заседании по доверенности Ивченков И.В. в удовлетворении требований возражал, указывая, что срок предусмотрен до 01.07.2021 года, ответчик вправе в этот срок переоформить лицензию, прокурор понуждает к действиям, срок исполнения которых не наступил.

Представители третьих лиц Администрации городского округа г. Переславль-Залесский, УМС Администрации городского округа г. Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причины неявки суду не известны.

Представитель третьего лица ООО «ТЭСК» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. Ранее в судебном заседании генеральный директор Бондаренко М.И. в удовлетворении требований возражал, указывая на неисполнимость решения суда.

Представитель третьего лица ООО «МЭС» в судебном заседании генеральный директор Егоров Ю.Н. в удовлетворении требований возражал, указывая на неисполнимость решения суда.

Представитель третьего лица Центрального управления Ростехнадзора в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. Ранее в судебном заседании по доверенности Спасская С.Е., Каткова Е.Ю. пояснили, что порядок внесения опасного производственного объекта в реестр и внесения изменений в лицензию по месту осуществление опасной производственной деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ № 1371 от 24.11.1998 года, административным регламентом № 140 от 08.04.2019 года. Объем запрашиваемых документов регламентирован. При обращении за регистрацией ОПО объект идентифицирует заявитель, при осуществлении внесения изменений в лицензию проводиться лицензионная проверка, которая проверяет сведения и характеристики ОПО, указанные при регистрации заявителем, существующим. Отсутствие технической документации устраняется путем проведения экспертизы. Осуществление деятельности в отсутствие лицензии не является безопасным. Письменный отзыв приобщен к материалам дела (Т.7 л.д.133-136).

Заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

Постановлением Администрации городского округа от 08.10.2018г. №ПОС.03-1571/18 МУП «Теплосервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа в границах зоны деятельности, установленной Схемой теплоснабжения города в редакции постановления от 31.07.2017г. №ПОС.03-1021/17.

Сторонами не оспаривалось, что МУП «Теплосервис» осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение территории пос. Молодежный г.о. г. Переславль-Залесский, путем эксплуатации здания ЦТП и оборудования в нем, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ответчиком, находящегося в казне г.о. г. Переславль-Залесский.

Сторонами не оспаривалось, что МУП «Теплосервис» 30.01.2020 года получена лицензия № ВХ-18-027556 от 30.01.2020 года эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, место осуществления лицензируемого вида деятельности г. Переславль, ул. 1-я Ямская, д. 4 (Т. 1 л.д.12-14).

Центральным управлением Ростехнадзора сеть газопотребления котельной п. Молодежный зарегистрирована как опасный производственный объект (Т. 7 л.д.130).

В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация – это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В силу пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (пункт 1 статьи 23.2).

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.907.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон №116-ФЗ), положения которого распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствие со ст. 2 Закона №116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с выдачей соответствующего свидетельства.

В соответствие с требованиями ст.9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствие с требованиями п.12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Отсутствие у МУП «Теплосервис» лицензии на право эксплуатации опасного производственного объекта свидетельствует об отсутствии подтверждения безопасности эксплуатации объекта, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, лиц, которые могут оказаться вблизи опасного производственного объекта во время аварийной ситуации, а также неопределенного круга лиц, чьи права могут быть затронуты в связи с поставкой теплоснабжения и горячего водоснабжения от объекта, безопасность эксплуатации которого в установленном порядке не подтверждена.

В силу ст. 12 Закона № 99-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 10.06.2013г. № 492 деятельность по эксплуатации ОПО III класса опасности подлежит лицензированию.

Предоставленная в материалы дела лицензия №ВХ-18-027556 от 30.01.2020г. на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности с местом осуществления лицензируемого вида деятельности – Ярославская область, город Переславль-Залесский ул.1я Ямская д. 4 о выполнении требований закона в отношении котельной в пос. Молодежный не свидетельствует. Сведения о дополнении мест осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе по спорному объекту, отсутствуют.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020г. №440 продлено действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению N 1, в котором эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов не указана.

В соответствие с п. 7 Постановления в отношении лицензий, разрешений, перечисленных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", переоформление лицензий не требуется в случае изменения наименования юридического лица или его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.

Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрены в приложении №5 к указанному Постановлению. Согласно п. 1 которого эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности осуществляется без переоформления соответствующих лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии.

Таким образом, не подлежат переоформлению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов, связанных с изменением наименования юридического лица, реорганизацией в форме преобразования, слияния или присоединения, изменением адреса места нахождения юридического лица, изменением адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.

Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, что ранее лицензия на право эксплуатации котельной в пос. Молодежный была получена, а место осуществления лицензируемого вида деятельности (пос. Молодежный, д. 10Б) было включено в лицензию МУП «Теплосервис».

Довод представителей третьих лиц ООО «МЭС» ООО «ТЭСК» о невозможности исполнения решения суда, поскольку у ответчика отсутствует необходимая для этого техническая документация, судом не принимается, поскольку в силу Постановления Правительства РФ № 1371 от 24.11.1998 года, при отсутствии требуемой технической документации осуществляется проведение экспертизы объекта.

Довод представителя ООО «МЭС», что объект не является опасным производственным объектом, поскольку в состав необоснованно включена наружная газовая труба высокого давления, судом не принимается, поскольку полномочия по осуществлению лицензионной проверки лежит на органе Ростехнадзора, который по результатам проверки осуществляет, либо отказывает в выдаче лицензии. Установление наличия опасного производственного объекта и его соответствия предъявляемым к нему требованиям относиться к полномочия органов Ростехнадзора, а не суда.

Правовое значение при разрешении настоящего спора является обязанность лица, эксплуатирующего опасный производственный объект, получить лицензию на осуществление данной деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта.

Судом установлены все обстоятельства, позволяющие обязать ответчика получить лицензию. Доводы ООО «МЭС» о том, что спорный объект не является ОПО, его регистрация проведена в нарушение требований действующего законодательства, что оспаривается ООО «МЭС» в Арбитражном суде г. Москвы (Т. 7 л.д.137-142), судом не принимаются, поскольку обстоятельство эксплуатации ответчиком объекта, осуществляющего теплоснабжение и горячее водоснабжение территории пос. Молодежный, сторонами не оспаривается, иные обстоятельства, на которые указывает третье лицо относится к компетенции органов Ростехнадзора, основаниями для отказа в иске и приостановлении производства по делу не являются.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Процессуальным истцом заявлены требования в области промышленной безопасности, невыполнение предусмотренных действующим законодательством требований в данной области, может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, как лиц, получающих услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, так и лиц, которые могут пострадать в результате аварии на объекте, эксплуатируемом ответчиком.

Доводы представителей третьих лиц ООО «МЭС», ООО «ТЭСК» о принадлежности спорных объектов, судом не принимаются, поскольку в настоящее время право ответчика и лица, являющегося собственником спорных объектов, не оспорено. Предметом настоящего спора является обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию опасного производственного объекта, иметь лицензию на осуществление опасной производственной деятельности.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Процессуальный истец просит установить срок исполнения решения суда ответчиком – не позднее 01 февраля 2022 года (Т. 6 л.д.180). В ходе даче пояснений по делу процессуальный истец указывал, что лицензия должна быть переоформлена в срок до 01.07.2021 года, как то требует действующее законодательство. Вместе с тем, уточненного искового заявления, вопреки доводам представителем МУП «Теплосервис», ООО «МЭС» процессуальный истец суду не представил. Суд рассматривает спор по заявленным требованиям.

Суд приходит к выводу, что оснований для установления срока для исполнения решения суда не позднее 01 февраля 2022 года, не имеется. При этом суд учитывает, что заявленные процессуальным истцом исковые требования направлены на обеспечение безопасности в сфере эксплуатации опасного производственного объекта, решение суда подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу. При наличии обстоятельств, объективно существующих в определенный момент, затрудняющих исполнение решения суда, ответчик вправе обратиться в суд за предоставление отсрочки, рассрочки исполнения решения суда.

Требования процессуального истца подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать МУП «Теплосервис» переоформить в Управлении Ростехнадзора лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности, в связи с добавлением места осуществления лицензируемого вида деятельности: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, п. Молодежный, д. 10 б.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья:                         Калиновская В.М.

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2021 года.

2-7/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Переславская межрайонная прокуратура
Ответчики
МУП "Теплосервис"
Другие
ООО "МЭС"
Управление муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского
ООО "ТЭСК"
Центральное управление Ростехнадзора
Администрация городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Переславский районный суд Ярославской области
Судья
Калиновская В.М.
Дело на сайте суда
pereslavsky.jrs.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2020Передача материалов судье
04.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
20.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее